Декабрь 2014

История Дальневосточной дороги

ХОРВАТ ДМИТРИЙ ЛЕОНИДОВИЧ

Первый начальник Дальневосточной магистрали

Выпуск 1 СОСТАВИТЕЛЬ В. В. БУРКОВА
Хабаровск
ООО «Дизайн-студия «ВАрт»
2007
110-летию пуска в постоянную эксплуатацию Уссурийской железной дороги от Владивостока и до Хабаровска
(1897-2007) посвящается эта книга
Настоящее издание рассказывает о выдающейся и драматичной судьбе генерала Хорвата, военного инже­нера, первого начальника Уссурийской (Дальневосточной) железной дороги и первого управляющего Ки­тайско-Восточной железной дороги (КВЖД), одного из лидеров белого движения на Дальнем Востоке.
Отдавший делу строительства и эксплуатации железных дорог в экстремальных условиях Средней Азии, Дальнего Востока и Китая (Маньчжурии) 35 лет своей жизни, Д. Л. Хорват принадлежал к числу лучших знатоков железнодорожного дела царской России. С его именем непосредственно связан большой период в истории «счастливой Хорватии», как называли полосу отчуждения КВЖД в начале XX века. В Советское время имя белого генерала Хорвата было несправедливо подвергнуто забвению.
Издание адресовано читателю, интересующемуся историей Дальнего Востока и русского зарубежья, а также будущим и нынешним специалистам железнодорожного транспорта.

Знаменитая фамилия

       Д. Л. Хорват родился 25 июля 1859 года в городе Кременчуге Херсон­ской губернии в зажиточной дво­рянской семье. Он принадлежал к родовитой фамилии сербского происхождения, приходился вну­чатым племянником герою Оте­чественной войны 1812 года фель­дмаршалу М. И. Кутузову. Детство и отрочество Дмитрия Хорвата прошли в отеческих име­ниях, в украинской деревне. Будучи юношей здоровым и сильным от природы, он любил участвовать в полевых работах, не отставая при этом от лучших работников.

Первая железная дорога

«...ЕХАЛИ И ПО ЗАКАСПИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.

ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЧУДОМ В ЗДЕШНИХ ПУСТЫНЯХ.

СЛОВНО В СКАЗКЕ НЕСЕШЬСЯ ПО СЫПУЧИМ ПЕСКАМ...»

Н. М. Пржевальский. 1888 г.

Труд- необходимое условие счастья

       Трудовой путь офицера-железно­дорожника Д. Л. Хорвата—первые десять лет - начался в знойных, безводных песчаных пустынях, в дикой, полной лишений обста­новке. Здесь же ярко проявились его выдающиеся организаторс­кие способности и многосторон­ние жизненные интересы. Поручик Хорват работал на са­мом сложном участке Закаспий­ской дороги от Мерва (Мары) до Чарджуя (Чарджев) протяжен­ностью 240 км (территория совре­менного Туркменистана). Руко­водство строительными работами здесь было поручено выдающе­муся инженеру путей сообщения О. П. Вяземскому.

У истока Транссиба

ИНЖЕНЕРЫ-СТРОИТЕЛИ УССУРИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ЗА СЕМЬ ЛЕТ ПЕРИОДА ЕЕ ПОСТРОЙКИ ВЫКАЗАЛИ НЕ ТОЛЬКО ОБШИРНЫЕ ЗНАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ИСКУССТВА, НО И МОЩЬ НРАВСТВЕННЫХ СИЛ.

Газета «Приамурские ведомости». 1898 г.

Просека в тайге

Просека в тайге на 559 й версте

Вторая половинка

       В 1899 году Д. Л. Хорват вновь был переведен в Среднюю Азию, где возглавил эксплуатацию и дострой­ку Закаспийской (Средне-Азиат­ской) железной дороги. Здесь же произошло знаменательное собы­тие в жизни 40-летнего холостяка — женитьба на Камилле Альбертов­не Бенуа, из семьи известного ху­дожника-акварелиста А. Н. Бенуа. Как писал впоследствии служащий управления Китайско-Восточной дороги Г. Авенариус, эта женщи­на соединяла в своем характере три категории достоинств, обычно несовместимых у других людей.

Он - наш Уссуриец

1 февраля 1899 года Д. Л. Хорват подписал приказ по Уссурийской казенной железной дороге № 57 со следующим текстом: «Отъез­жая в С.-Петербург, согласно дан­ному его сиятельством господи­ном министром путей сообщения телеграммой от 23 декабря 1898 года распоряжению, управление дорогой, заведование работами по сооружению коммерческого пор­та в г. Владивостоке и надзор за сооружением железнодорожной ветви от г. Никольск-Уссурийс-кого до маньчжурской границы с 21 января с.г.

Скоро, прочно, дешево

       1 ноября (14 ноября по новому стилю) 1897 года вся Уссурийская железная дорога длиной 764 км с 23 станциями и 7 разъездами была сдана в регулярную эксплуата­цию. Структура управления доро­ги ввиду ее малой протяженности была предельно упрощенной.

Вид на бухту Золотой Рог

А

А — буквенное обозначение серии пассаж, парово­зов типа 2-3-0 с диаметром движущих колёс 1830 мм. Первые паровозы Ад с двухцилиндровой машиной компаунд и кулисой Джоя были выпущены Коломенским заводом в 1892 г. по заказу б. Владикав­казской ж. д.; на нашей сети это были первые пассаж. паровозы с тремя движущими (сцепнымп) осями и 2-осной тележкой впереди. Они также ввозились из-за границы, где строились по чертежам Коломен­ского з-да, но с нек-рым усилением котла и машины.

Под грохот канонады

ТИХО ВОКРУГ,
ЛИШЬ ВЕТЕР НА СОПКАХ РЫДАЕТ, ПОРОЙ ВЫПЛЫВАЕТ ЛУНА ИЗ-ЗА ТУЧ, МОГИЛЫ СОЛДАТ ОЗАРЯЯ...
И. А. Шатров, слова вальса
«На сопках Маньчжурии», 1905 г.

Страницы