«Бархатный» ремонт

Центральная дирекция по ремонту пути раньше срока полностью выполнила годовой план в рамках масштабного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона российских железных дорог. В общей сложности всеми видами ремонта отремонтировано 1,5 тыс. км пути. В 2016 году работы будут продолжены в том же высоком темпе: в границах Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей предстоит отремонтировать 1,2 тыс. км. Уже к 2017-му за счет интенсивной модернизации пути, а также строительства и реконструкции инфраструктуры удастся увеличить пропускную пособность БАМа как минимум вдвое – с 16 до 32 пар поездов в сутки. Это не единственный эффект, который ожидается получить от реализации программы развития Восточного полигона. Так, планируется повысить скорость движения поездов с нынешних 60–80 до140 км/ч, увеличить межремонтный срок эксплуатации железнодорожного полотна, а также улучшить сохранность колесных пар подвижного состава. Все эти результаты будут достигнуты благодаря внедрению новейших технологий ремонта пути. Практически на всем протяжении Восточного полигона укладываются не стандартные 25-метровые рельсы, а 100-метровые, которые сначала свариваются в короткие плети длиной до 800 м, а затем – в рельсовые плети длиной до блок-участка или перегона. В итоге получается так называемый бесстыковой (или «бархатный») путь. Езда по такому пути становится мягкой, как по бархату, без толчков и лишней тряски. При этом бесстыковой путь не только обеспечивает комфортную перевозку, но и экономит ресурсы. Традиционные стыковые скрепления, для которых требуется металл, заменяются сваркой. На каждом километре бесстыкового пути экономится до 4,5 тонн металла. Кроме того, на 40% сокращаются дальнейшие расходы на текущее содержание пути, поскольку уже нет необходимости обслуживать большое количество стыковых скреплений. Меньше стыков – колеса вагонов и локомотивов реже встречают сопротивление при движении (а значит, медленнее изнашиваются), на тягу расходуется меньше энергии. Бесстыковой путь легче оборудовать автоматической блокировкой, соответственно, на таких линиях гарантируется высокая безопасность движения поездов. Среднесуточная выработка ремонтных бригад в 2015 году составила 1,8 км пути. При этом работать приходилось преимущественно в режиме технологическихокон, так как БАМ практически на всем своем протяжении имеет только по одному пути и закрыть такие участки сразу на несколько дней невозможно. Чтобы уложиться в окна и выполнить все работы в срок, в помощь местным путевым машинным станциям было командировано более 800 специалистов из региональных дирекций по ремонту пути других железных дорог – Красноярской, Северо-Кавказской, Западно-Сибирской и Московской. Команда ремонтников-путейцев показала высокие результаты. Впереди еще большой фронт работ, конечной целью которых является обновление всей транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока. 
 
Елена Ушкова
 

Ожидаемые результаты внедрения новейших технологий ремонта пути 

  • Увеличение пропускной способности БАМа с 16 до 32 пар поездов в сутки 
  • Повышение скорости движения поездов с нынешних 60–80 км/ч до 140 км/ч
  • Увеличение межремонтного срока эксплуатации железнодорожного полотна
  • Улучшение сохранности колесных пар подвижного состава

Преимущества бесстыкового пути 

  • Повышение безопасности движения поездов
  • Экономия топлива и электроэнергии благодаря снижению основного удельного сопротивления движению поездов
  • Увеличение сроков службы верхнего строения пути и сокращение межремонтного срока
  • Снижение объемов работ по выправке пути (на 25–30%)
  • Экономия расхода металла на стыковые крепления (до 4,5 тонн на 1 км)
  • Увеличение скорости движения поездов
  • Улучшение комфортабельности проезда пассажиров
 

Конструкция бесстыкового пути

Конструкция бесстыкового пути