Автоматизация менеджмента качества

             В настоящее время на российском рынке стали появляться информационные системы, о приобретении, внедрении и развитии которых руководители промышленных предприятий даже не задумываются. В данной статье пойдет речь об одной из них, а именно о ПО в сфере управления качеством. Автоматизация деятельности подразделений, ответственных за данное направление, находится на начальном этапе, что совершенно не соответствует стоящим перед отечественной промышленностью вызовам.Идея автоматизации менеджмента качества (далее — АМК), как и большое число передовых информационных систем (ERP, MES3, PLM4 и др.), являющихся лидерами на глобальном рынке бизнес-софта, родилась в Германии в 80-х гг. прошлого века. Системы АМК получили название CAQ-системы (которое знакомо лишь немногим специалистам в области менеджмента качества). Они не сразу вошли в обиход, однако в настоящее время наличие такой системы, встроенной в производственные процессы компании, может сказать об организации не меньше, чем список внедренных стандартов, репутация аттестующего органа (аудитора), подтвердившего соответствие этим стандартам, или список премий и номинаций в области качества. Сам факт внедрения CAQ-системы в глазах инвесторов, заказчиков, партнеров и аудиторов создает образ предприятия, действительно заинтересованного в поддержании высокого уровня качества выпускаемой продукции, приверженного принципам всеобщего управления на основе качества (Total Quality Management, TQM), сделавшего выбор в пользу прикладных и передовых инструментов в области менеджмента качества, отказавшегося от следования формальным и глубоко теоретическим методам, которые часто остаются на уровне задумки, а не практического применения. Появление в России CAQ-систем (пусть и с запозданием на треть века) именно в настоящее время вполне обоснованно и говорит о том, что этот вид ПО не является чем-то инородным для российского бизнеса, а будет им принят. Причины появления в нашей стране CAQ-систем одновременно являются предпосылками успеха этих систем на отечественных предприятиях. 

Рассмотрим их подробнее. Во-первых, это возрастающая популярность среди высшего руководства российских компаний таких концепций, как TQM, «шесть сигм», бенчмаркинг, бережливое производство, в том числе кайдзен, и др. (хотя даже в наше время тотального проникновения ИТ во все сферы жизнедеятельности затруднительно ответить на вопрос, каким образом данные концепции, оказывающие влияние на философию и корпоративный дух компании, могут быть представлены в прикладных программных продуктах). Эффективная реализация данных методов и подходов в рамках одного программного продукта практически невозможна, однако можно с уверенностью сказать, что CAQ-системы представляют собой их олицетворение на практике, что способствует непрекращающемуся росту популярности CAQ-систем за рубежом.Во-вторых, практически все смежные с управлением качеством виды деятельности уже автоматизированы либо могу быть автоматизированы при возникновении осознанной потребности. Опыт автоматизации этих направлений (от осуществления закупок до снятия данных со станков) у отечественных разработчиков и интеграторов уже имеется. Однако о существовании CAQ-систем подавляющее большинство заказчиков даже не догадывается и не может верно оценить уровень технических и технологических проблем, с которыми сталкиваются подразделения, отвечающие за качество на предприятии. В ходе начатых еще в 90-х гг. активных работ по автоматизации всех бизнес-процессов на российских предприятиях АМК была фактически вырвана из этого информационного бума. Новейшие ИТ и разработки практически не затронули деятельность отделов (служб, департаментов) качества. В настоящее время они в лучшем случае используют бесплатное или «самописное» ПО, в основном в виде электронных таблиц, а в худшем — бумажный документооборот, который абсолютно не отвечает современным вызовам и требованиям к скорости обработки и передачи информации, ее достоверности, доступности и безопасности. Существующий подход к деятельности подразделений, занимающихся менеджментом качества, полностью себя исчерпал, морально устарел и может сделать бессмысленным инвестирование в другие ИТ-системы — вызвать эффект «узкого горлышка». Успешное внедрение CAQ-систем и их интеграция с уже существующими системами (ERP, MES) позволят минимизировать эти риски.
Третьей объективной предпосылкой будущего успеха CAQ-систем в России является проникновение в российскую промышленность новейших средств измерения, измерительных систем и целых измерительных комплексов от ведущих мировых производителей. Наивысшая эффективность от использования этого дорогостоящего оборудования достигается в том случае, когда оно встроено в действующую на предприятии CAQ-систему, а не функционирует отдельно, само по себе. Альтернативы CAQ-системе, способной извлечь максимальную выгоду от использования измерительного оборудования, в настоящее время нет. Без автоматизации измерительного процесса даже самые высокотехнологичные средства измерения могут остаться лишь очень дорогой игрушкой в руках избранных работников или отделов. И наконец, еще одной причиной появления CAQ-систем на российском рынке именно сейчас является рост прямых инвестиций из Германии (в первую очередь в автомобилеи машиностроение). Использование CAQ-систем стало залогом успеха в области качества немецких компаний. Инвесторы вынудили российские предприятия вводить более жесткие требования в области качества. CAQ-системы — это ноу-хау, которое немецкие компании принесли с собой в Россию. И для подтверждения приверженности непрерывному улучшению качества выпускаемой продукции они требуют прилагать конкретные усилия по достижению «немецкого качества».Будет ошибкой считать, что CAQ-системы — это прихоть самых успешных компаний, не знающих, на что потратить прибыль. Одной из важнейших целей CAQ-систем является подтверждение соответствия международным стандартам, например ИСО/ТУ 16949:2009 «Системы менеджмента качества. Частные требования по применению ИСО 9001:2008 для производства автомобилей и запчастей к ним». Факт внедрения CAQ-систем означает для предприятия, что стандарты внедрены не формально и в компании будут выстроены процессы по ежедневному надлежащему выполнению их требований. По неоднократным заявлениям представителей российских организаций, эффективное внедрение стандартов ИСО является скорее исключением, чем правилом, так как декларируемые в начале сертификации цели не достигаются (в том числе из-за отсутствия прикладных и проверенных методик, содержащихся в CAQ-системах, вобравших в себя тридцатилетний опыт более трех тысяч немецких компаний).
Не стоит опасаться, что в очередной раз на российских предприятиях будет поставлен эксперимент по внедрению чего-то совсем чужого, не отвечающего российским реалиям и поэтому заведомо неэффективного. Хотя классический состав CAQ-систем был определен не так давно, основные их компоненты и методы контроля качества появились уже в середине ХХ в. Можно смело утверждать, что многое из того, что мы получаем в виде технологического ноу-хау, фактически появилось в нашей стране во время индустриального подъема и в условиях решения абсолютно новых задач, поставленных перед промышленностью во время Великой Отечественной войны и в дальнейшем при освоении космоса, становлении атомной, авиационной и оборонной промышленности. Одновременно похожие разработки велись и в США. Однако в гражданских целях первой ими в полной мере смогла воспользоваться Япония в 50—60-х гг. В настоящее время, особенно в период кризиса, перед отечественной промышленностью стоит задача составить конкуренцию пришедшим на рынок компаниям, в том числе из Китая, и самим выходить на внешние рынки развитых стран, обеспечив при этом сопоставимый с европейским уровень качества, а также возможность его подтвердить наглядными способами. CAQ-системы способны на это.
Первое знакомство с CAQ-системами, или системами АМК, хотелось бы закончить тем, что в них содержатся не только новейшие разработки по сбору, анализу и передаче данных, но сохранены и даже представлены в более наглядном виде основополагающие методы контроля качества. Это касается как «классических» инструментов контроля, основанных на анализе числовых данных (например, диаграмма Парето или контрольная карта Шухарта), так и «новых» инструментов контроля качества, в большей степени основанных на анализе вербальной информации (например, поточная диаграмма процесса или диаграмма Гантта).
Приводим примерный состав CAQ-системы:

• планирование контроля;
• планирование испытаний;
• входной контроль;
• промежуточный контроль;
• выходной контроль;
• APQP (перспективное планирование качества продукции);
• FMEA (анализ характера и последствий отказов);
• MSA (анализ измерительных систем);
• PPAP (процесс одобрения производства компонента);
• SPC (статистическое управление процессами);
• управление аудитами;
• управление рекламациями;
• управлениями задачами в области менеджмента качества;
• управление анализом данных;
• система интеграции с MES и ERP-системами;
• система интеграции с измерительными комплексами.

 

Алексей Александрович БАТОВ — начальник отдела продаж ООО «Бёме унд Вайс Рус»