АККУМУЛЯТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ

АККУМУЛЯТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, прибор для накопления и сохранения Электр, энергии постоян­ного тока, вырабатываемой другим источником, с целью дальнейшего её использования. Действие А. э. основано на преобразовании электр. энергий в химическую (процесс, наз. зарядом), к-рая в даль­нейшем преобразуется обратно в Электр, энергию (процесс, наз. разрядом). Всякий А. э. состоит из двух помещённых в электролит металл. пластин (электродов — положительного и отрицательного). В настоящее время применяются два рода А. э.: а) кислотные со свинцовыми пластинами, помещён­ными в раствор серной кислоты, и б) щелочные с никелево-стальными пластинами, помещёнными в ра­створ едкой щёлочи. Из многочисленных видов щелоч­ных А. э. в CСCP изготовляются А. э. типа Юнгнера. Из свинцовых аккумуляторов применяются в устрой­ствах автоблокировки типа АБП (с пластинами поверхностной формовки) и АБН (с намазными пластинами); в других устройствах на ж. д. приме­няются аккумуляторы типов С, СТ, Т и др. Обычно А. э. соединяются последовательно, образуя бата­реи; число элементов А. э. в батарее определяется необходимой величиной напряжения. Номинальное напряжение, даваемое одним кислотным элементом, составляет 2 в, а щелочным — 1,2 в. Самой важной величиной, характеризующей А. э., является его разрядная ёмкость, т. е. количество электричества, к-рое может дать полностью заряженный А. э. при разряде его током установленной величины до предписанного з-дом предельного напряжения (1,8 в для кислотного и 1 в для щелочного элементов). Ёмкость А. э. выражается в ампер-часах и является произведением величины разрядного тока (в ампе­рах) на число часов разряда до минимально допу­стимого напряжения. Ёмкость А. э. зависит от силы разрядного тока п уменьшается о увеличением этой силы. А. э. на ж. я. применяются для питания теле­графных, телефонных и сигнализационных цепей, освещения поездов, питания цепей управления электровозов и моторных вагонов электр. поездов, а также на электр. станциях и подстанциях (в част­ности, тяговых) для питания ламп сигнализации, катушек реле, приводов масляных и быстродей­ствующих выключателей. На небольших электр. станциях постоянного тока А. э. служат резервом для генераторов. В последнее время на подвижном составе Московского метрополитена аккумулятор­ные батареи установлены для целей служебного освещения.