Бессветофорная автоблокировка

Forums:

Первые типовые проектные решения автоматической локомо­тивной сигнализации, эксплуати­руемой на однопутных участках при автономной тяге, разработаны в середине 80-х годов институтом «Гипротранссигналсвязь».

В конце 90-х годов специалисты ОАО «НИИАС» создали автобло­кировку с рельсовыми цепями тональной частоты без изолирую­щих стыков и централизованным размещением аппаратуры АБТЦ. Система широко применяется с 2000 г. на участке главного хода дороги протяженностью 150 км. Впервые на сети для Краснояр­ской дороги была разработана АБТЦ без проходных светофоров (АЛСО) и в 2000 г. внедрена на участке Бугач - Базаиха. В АЛСО вместо проходных светофоров применены указатели границы блок-участков. Система построена на электромагнитных реле первого класса надежности и аппаратуре тональных рельсовых цепей третьего поколения (генера­торах ГПЗ, приемниках пПз) и за все время эксплуатации показала достаточно высокую эксплуатаци­онную надежность.

Через 15 лет после успешной эксплуатации релейной автоматической локомотивной сигнали­зации без проходных светофоров АЛСО на интенсивном участке магистрали Уяр - Громадская внедряется следующее поколе­ние системы - автоматическая локомотивная сигнализация, ин­тегрированная в микропроцессор­ную централизацию ЕВИоск 950 (АЛСО-Е).

В 2015 году введена в эксплуатацию АЛСО-Е на пере­гоне Уяр - Блок-пост 4234 км в рамках завершения строительства соединительного пути Авда - Гро­мадская участка Саянская - Уяр, движение поездов на котором управляется с единого АРМ ДСП станции Уяр.

Строительство соединительно­го пути позволило отклонить часть поездопотока с линии Междуре-ченск - Тайшет на Транссибир­скую магистраль, ликвидировать угловой заезд на станцию Уяр. Та­ким образом, исключена необходимость строительства сплошных вторых путей длиною более 200 км на участке Саянская - Тайшет. В результате экономятся инвести­ционные средства 45,8 млрд руб.

До реализации проекта на­личная пропускная способность участка Саянская - Уяр составля­ла 18 пар поездов в сутки. Ввод в эксплуатацию автоблокировки на участке и соединительного пути Авда - Громадская позволил при­менить пакетный график движения поездов и увеличить пропускную способность участка до 27 пар поездов в сутки.

В системе АЛСО-Е сохра­нены все основные принципы АБТЦ и АЛСО. Движение поез­дов осуществляется по сигна­лам локомотивных светофоров, устанавливаемых в кабинах локомотивов. За хвостом поез­да предусматривается наличие некодируемого сигналами АЛСН путевого защитного участка. Изо­лирующие стыки на перегоне не устанавливаются. Блок-участок состоит из нескольких рельсовых цепей, что позволяет повысить пропускную способность и сни­зить межпоездной интервал с 7 до 5 мин. Аппаратура рельсовых цепей централизована в перегон­ных модулях.

В системе АЛСО-Е рельсовые цепи традиционно построены на электронной аппаратуре и реле, а зависимости системы интегрированы в микропроцессор­ную централизацию. Обновленный центральный процессор R4 ми­кропроцессорной централизации EBИосk 950 теперь управляет устройствами СЦБ станции Уяр (88 стрелок), блок-поста 4234 км (6 стрелок) и логикой работы АЛСО-Е.

Благодаря интеграции в МПЦ EBИосk 950 добавлены новые функциональные возможности, повышающие безопасность дви­жения. Например, блокирование посылки кодового сигнала АЛСН в блок-участки посредством дачи команды с АРМ ДСП, т.е. дежур­ный по станции может отключить посылку разрешающего кода в вы­бранный блок-участок. Это исклю­чает несанкционированный проезд локомотива за его пределы.

В рамках инвестиционной про­граммы «Комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет. Строительство вторых путей» на период 2016-2017 гг. за счет средств ОАО «РЖД» и государ­ственной поддержки запланиро­вано внедрение системы АЛСО-Е на 12 перегонах Абаканского региона.

Для повышения безопасности движения и надежности работы технических средств специалисты компании «Бомбардье Транспор-тейшн (Сигнал)» и дороги прора­батывают решение об оснащении участков строительства вторых путей радиоблок-центром ЕВЮот, увязанным с микропроцессорной централизацией EBИосk 950 и АЛСО-Е. Радиоблок-центр по­зволит при перерыве действия АЛСО-Е или при движении специ­ализированного подвижного со­става без локомотивных устройств безопасности передавать коды АЛСН на комплексное локомо­тивное устройство безопасности КЛУБ-У, КЛУБ-УП по цифровому радиоканалу.

Организация движения поез­дов по сигналам автоматической локомотивной сигнализации как самостоятельного средства сигна­лизации и связи является наибо­лее перспективной инновационной технологией в области железнодо­рожной автоматики.