Большому узлу – большую программу

Прогнозируется, что к 2020 году пригородный пассажиропоток в Московском транспортном узле возрастет в 2,5 раза –до 1,3 млрд пассажиров. Чтобы увеличить пропускную способность путей и станций и удовлетворить спрос, ОАО «РЖД» реализует масштабную программу развития железнодорожной инфраструктуры региона.

Проект развития

Московский железнодорожный транспортный узел – не только самый большой на сети российских железных дорог, но и один из крупнейших в мире. Он имеет радиально-кольцевую структуру, которая включает 10 радиусов и 2 кольца – Большое и Малое. Сейчас в пределах Мосузла осуществляется более 50% общесетевых пассажирских перевозок в пригородном сообщении и 23% – в дальнем сообщении. Существующих мощностей, особенно в часы пиковых нагрузок, не хватает. Для решения задачи увеличения пропускной способности ОАО «РЖД» совместно с правительствами Российской Федерации и Москвы сформировало Программу комплексного проекта развития железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла в 2012–2020 гг. и на периоддо 2025 года. Документ был утвержден на заседании правительственной комиссии по транспорту в мае 2015-го. Программа предусматривает развитие инфраструктуры Октябрьского, Павелецкого, Смоленского, Горьковского, Ярославского, Курского, Казанского, Киевского и Савеловского радиальных направлений, Малого кольца и северной части Большого кольца Московской железной дороги.

Реализация проекта МК МЖД по состоянию на начало 2016 гМалое кольцо, да важное 

Проект реконструкции Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД) предусматривает строительство 31 транспортно-пересадочного узла (ТПУ) и остановочного пункта, 16 из которых будут состыкованы со станциями Московского метрополитена, а 9 расположатся в местах пересечения новых железнодорожных путей с действующими. Кроме того, все ТПУ будут интегрированы в систему городского наземного транспорта. Это означает, что пассажиры с пригородных маршрутов смогут пересаживаться не только на общественный городской транспорт, включая метро, но и на другие пригородные поезда.
При проектировании учитывалось, что пересадка на другие виды транспорта должна быть максимально удобной. Защищать пассажиров от дождя, ветра и холода будет система переходов и крытых галерей. Лифты
и эскалаторы обеспечат безбарьерную среду для передвижения маломобильных граждан. Внутреннее пространство пешеходных переходов будет оборудовано современными средствами навигации. Расчеты показали, что к 2025 году пассажиропоток на МК МЖД составит 430 тыс. пассажиров в сутки. Перевозить такое количество людей можно только при организации тактового движения поездов. Принем ритмичность прибытия и отправки составов приближена к режиму метро:
например, в часы пик интервал между поездами может составлять всего несколько минут. Таким образом, с одной стороны, запуск пассажирского движения по МК МЖД позволит разгрузить транспортные артерии мегаполиса, связав все системы в единое целое. С другой стороны, проект нацелен не только на рост инфраструктуры железнодорожного и внутригородского транспорта, но и на развитие сопутствующих видов бизнеса – торговли, туризма и пр. 
Проект МК МЖД обладает рядом специфических особенностей. Реконструкция ведется в условиях плотной городской застройки, поэтому еще на стадии проектирования перед разработчиками была поставлена задача, связанная с минимизацией уровня шума. Для достижения этой цели используются защитные экраны, а также применяется технология укладки «бархатного» пути (рельсовые плети увеличенной длины). Кроме того, за счет вывода промышленных зон за пределы города и полной электрификации Малого кольца улучшится экологическая обстановка в городе. Старт пассажирского движения по МК МЖД намечен уже на 2016 год. 

Тактовое движение в пригороде 

Напомним, что работы по организации тактового движения начались в 2012 году со строительства четвертого главного пути на пригородном участке Москва – Крюково (Зеленоград). Кроме того, участок является частью скоростной линии Москва – Санкт-Петербург, по которой курсируют скоростные поезда «Сапсан».Строительство участка было завершено в сентябре 2015 года. На нем было организовано тактовое движение скоростных электропоездов «Ласточка». Учтен и ряд нюансов. Например, на Ленинградском вокзале Москвы для посадки в электропоезд «Ласточка» построены новые платформы высотой 1,3 м, что очень удобно для пассажиров. Для безопасности слабовидящих путешественников на перроне смонтирована тактильная полоса и ограждения в месте примыкания электропоезда к платформе.
1 октября были введены в эксплуатацию дополнительные электрички Москва – Крюково – Тверь. Это сразу сказалось на пассажиропотоке: в будние дни он возрос на 18%, а в выходные – на 38%.
К концу 2015 года увеличено общее число электричек на этом направлении до 127 пар в сутки, включая 30 пар скоростных поездов, следующих до Крюкова, и 13 пар – до Твери. Участок Москва – Крюково стал пилотным полигоном для воплощения в жизнь идеи тактового движения в пригородном комплексе, или регионального метро. Для обеспечения такого режима используется инновационная система интервального регулирования на базе микропроцессорной системы автоблокировки. Это значит, чтонеобходимость в светофорах отпадает, время ожидания поезда значительно сокращается, а пропускная способность на участке возрастает. Например, с вводом тактового движения пассажиропоток в направлении Санкт-Петербурга можно увеличить на 10–20%. В перспективе эта технология будет внедрена на всех радиальных направлениях Московского транспортного узла, включая маршруты в аэропорты. 

Скорость и комфорт 

Отдельно стоит остановиться на подвижном составе для Малого кольца Московской железной дороги. Здесь будут эксплуатироваться электропоезда «Ласточка». Они соответствуют всем современным международным стандартам и обладают высокими техническими характеристиками. За считаные минуты после старта состав набирает скорость 100–120 км/ч. Кроме того, «Ласточки» намного удобнее обычных электричек. Они соответствуют всем современным международным стандартам. Бестамбурные вагоны позволяют обеспечить быстрый и комфортный вход и выход пассажиров, что важно на внутригородских маршрутах. За счет большого внутреннего пространства новых электропоездов комфортно себя будут чувствовать и маломобильные группы населения, и пассажиры с колясками, велосипедами и багажом. Система контроля климата обеспечит комфортную температуру в любое время года. Таким образом, реконструкция Малого кольца Московской железной дороги и развитие Мосузла в целом – это уникальный проект не только для Москвы, но и для всей Российской Федерации. Такого же рода задачи по развитию инфраструктуры и увеличению пропускной способности в пассажирском сообщении стоят сегодня перед многими крупными городами. Опыт, полученный в столице, в перспективе наверняка найдет применение и в других регионах страны.
 
Марина Ермоленко
 

Характеристики нового подвижного состава на МК МЖД

5/10 вагонов в составе
1200 человек вместимость состава
160 км/ч максимальная скорость
 

Объем затрат на реализацию проекта реконструкции Московского транспортного узла до 2020 года

ВСЕГО 246,9млрд рублей 

72,02 млрд рублей стоимость реконструкции Малого кольца МЖД

47,8 млрд рублей израсходовано в 2015 году 174,88 млрд рублей стоимость остальных проектов в рамках реконструкции МТУ

Малое кольцо МЖД

Малое кольцо МЖДТранспортно-пересадочные узлы МК МЖД
 
16 пересадок на линии метрополитена
9 пересадок на радиальные линии железных дорог
31 пересадка на наземный городской транспорт
12 перехватывающих парковок