Бронза

Бронза, сплавы цветных металлов на медной основе, в которых цинк имеется как не основная при­садка. В зависимости от содержания олова Бронза раз­деляется на две основные группы:
1) Бронза оловянистые, содержащие олово в качестве основного компо­нента сплава (сплавы меди с оловом);
2) Бронза безоловянистые, не содержащие олова и подразде­ляющиеся в свою очередь в зависимости от содер­жания в них различных элементов на: фосфори­стые, свинцовистые, кремнистые, алюминиевые, крем­немарганцовистые и прочие. Содержание этих примесей в бронзе придаёт ей специальные качества: твёрдость, вязкость, хим. стойкость, литейные свойства. Раз­личают также в зависимости от назначения бронзы литейные, бронза в чушках и бронза для обработки давле­нием (прокат, ковка). По стандартам СССР все бронзы разделяются на марки; эти марки обозначаются на­чальными буквами основных элементов, входящих в состав данной бронзы, и после букв — цифрами, обоз­начающими нормальное (среднее) содержание этих элементов. Так, например, в бронзе марки Бр. ОЦС 6-6-3 содержится олова 6%, цинка 6% и свинца 3%, а медь составляет остальное количество. Бронза, пред­назначенная для производства бронзовых сплавов, поставляется в чушках, изготовляемых обычно из лома и отходов цветных металлов; оловянистые бронзы в чушках именуются иногда паспортными. Они разделяются на следующие марки: Бр. OЦС — 3-11-4, Бр. ОЦС 3-7-4, Бр. ОЦС 5-6-4 и Бр. ОЦС 5-8-4. Все эти чушковые бронзы широко используются на железнодорожном транспорте для фасонного литья. Из приме­няемых на железнодорожном транспорте марок оловянистых литейных бронз следует отметить антифрикционную бронзу марки Бр. ОЦС 5-5-5 для паровозных и вагон­ных подшипников, а также антифрикционную бронзу марки Бр. ОЦС 6-6-3 для деталей автотормоза и водяного насоса, транспортных машин и пр. Из безоловянистых литейных бронз на железнодорожном транспорте применяются марки:
а) свинцовистая Бр, СН 60-2,5 для литья деталей паровозных поршневых сальни­ков;
б) алюминиево-марганцовистая Бр. АМЦ 9-2 для литья деталей железнодорожных паровых кранов;
в)   алюминиево-железистая Бр. АЖ 9-4 для литья деталей экскаваторов.
Бронзы, обрабатываемые давле­нием, железнодорожный транспорт получает в виде готового про­ката для использования в производстве запасных частей и деталей аппаратуры связи и СЦБ, маши­ностроения и т. д.