Будущее за автоматизированными системами управления подвижным составом

В настоящее время крупные холдинги и автоконцерны активно развивают малолюдные и беспилотные технологии. Основной целью внедрения автоматизированных технологий является повышение эффективности и производительности благодаря применению современных технологий с обеспечением гарантированного уровня безопасности движения. Наблюдая за тем, как они постепенно внедряются в нашу жизнь, приходит понимание того, что за этими технологиями будущее, которое наступает уже сегодня. Искусственный интеллект лишен эмоциональности, усталости, потери концентрации внимания и иных чувств, присущих человеческому организму. Он рационален, не подвержен психофизиологическим стрессам, а это значит, что влияние человеческого фактора в работе какой-либо системы или механизма сводится к нулю. В холдинге ОАО «РЖД» с развитием техники и автоматизации перевозочных процессов меняется и система эксплуатации локомотивов.  Еще недавно была внедрена технология управления локомотивом в «одно лицо» (без помощника машиниста), а сейчас уже разработана и находится в опытной эксплуатации технология дистанционного управления локомотивом, в том числе «без участия машиниста». Разработка и внедрение таких автоматизированных систем управления движением поездов осуществляется в рамках комплексного проекта «Цифровая железная дорога». На сегодняшний день самой современной системой сортировки вагонов на всей сети дорог России и лидером внедрения новейших технологий является станция Лужская Октябрьской дороги (рис. 1).
Сортировочная станция Лужская
Рис. 1. Сортировочная станция Лужская
 
Здесь активно используется в тестовом режиме технология автоматизированного дистанционного управления маневровыми локомотивами серии ТЭМ7А (рис. 2). Данные тепловозы оборудованы системой управления горочным локомотивом с реализацией технологии автоматического управления (САУ ГЛ), предназначенной для управления силовыми агрегатами и узлами маневрового тепловоза, а также системой видеонаблюдения, включающей в себя комплекс видеокамер, установленных по торцам кузова, внутри кабины машиниста и в дизельном помещении. В автоматическом режиме в процессе надвига и роспуска составов управление локомотивом осуществляет система MSR-32 (микропроцессорная система роспуска), разработанная немецкой компанией ООО «Сименс», а в процессе автоматического сцепления локомотива с отцепом — система отечественной разработки МАЛС (маневровая автоматическая локомотивная сигнализация). Для реализации функции дистанционного управления подвижным составом Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ) совместно с ОАО «НИИАС» разработано удаленное рабочее место машиниста-оператора, которое представляет собой пульт управления с сенсорным монитором, отображающий диагностическую информацию. Пульт предназначен для дистанционного контроля над работой нескольких локомотивов под управлением автоматизированных си-стем управления МАЛС, MSR-32, САУ ГЛ, их состоянием, а также оперативного перехода на управление локомотивом дистанционно при возникновении нештатных и угрожающих безопасности движения ситуаций. Одновременно с пультом дистанционного управления на удаленном рабочем месте машиниста-оператора дополнительно устанавливается монитор для отображения видеоинформации с камер управляемого тепловоза и вспомогательной информации, такой как астрономическое время, фактическая и допустимая скорости, номер локомотива, давление в тормозных цилиндрах, тормозной магистрали, информация о маршруте движения. Контроль работы локомотивов осуществляется на основе передачи видеоизображения и диагностических данных в реальном времени с подвижного состава, где время задержки передачи информации не превышает 500 мс. Таким образом, пульт дистанционного управления, который включает в себя управление перечисленными выше системами, позволяет увязать работу станции в один сортировочный процесс. Необходимо отметить, что разработанное удаленное рабочее место машиниста-оператора удовлетворяет требованиям обеспечения информационной безопасности, что служит надежной защитой от кибератак, последствия которых могут быть самыми непредсказуемыми. В начале 2017 г. пульт дистанционного управления успешно прошел испытания в части удаленного ведения маневрового тепловоза ТЭМ7А на станции Лужская Октябрьской дороги. требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской 
ТЭМ7А
Рис. 2. ТЭМ7А оборудован системой автоматического управления (САУ ГЛ)
 
Поскольку железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять обязательным Федерации о техническом регулировании и соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог РФ (ст. 17 закона РФ №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»), то данный пульт может быть введен в эксплуатацию только после внесения необходимых изменений и дополнений в документы федерального уровня. В настоящее время в Компании ведётся работа в части дополнения и изменения действующих нормативных документов, а также разработки перечня новых должностей и профессий в связи с проводимой работой по организации дистанционного управления локомотивами. Кроме того, в 2018 г. силами ПКБ ЦТ ОАО «РЖД» на основе международных стандартов (IEC 62290-1:2014 «Железнодорожные применения. Системы автоматики, телемеханики и управления для городского рельсового транспорта.
Часть 1. Системные принципы и основополагающие понятия» и IEC 62290-2 «Железные дороги. Управление городским транспортом и системы команд/регулирования.
Часть 2. Спецификация функциональных требований») планируется разработка предварительного национального стандарта (ПНСТ «Автоматизированные системы дистанционного  правления маневровыми локомотивами. Общие технические требования»).
Данный стандарт установит единые технические требования к автоматизированным системам дистанционного управления маневровыми локомотивами. Его применение позволит тиражировать технологию автоматизированного управления сортировочным процессом и значительно повысить эффективность работы сортировочных станций ОАО «РЖД». По материалам ПКБ ЦТ ОАО «РЖД».