Вновь Уссурийская

Вследствие поражения Россий­ской империи в Русско-японс­кой войне 1904-1905 годов южная ветвь КВЖД от станции Куань-ченцзы (Чанчунь) с выходом на Желтое море (Дальний и Порт-Артур) отошла к Японии. Таким образом порт Владивосток при­обрел решающее стратегическое значение как единственный рель­совый выход к Тихому океану. В свою очередь администрация Китайско-Восточной дороги, де­ятельность которой проходила в рамках акционерного общества, была крайне заинтересована в увеличении экспорта зерновых культур из Маньчжурии на ми­ровой рынок, приносившего ва­лютные доходы.

Всесильный в то время председатель Совета министров граф С. Ю. Витте подготовил для императора Николая II доклад об опасности для государственных интересов оставления Уссурийской дороги (Влади­восток - Хабаровск) в существующем положении. В докладе указывалось, что служащие дороги своевольничают, а администрация находится под влиянием неблагонадежных лиц, допускаются финансовые нарушения.

Владивосток

Владивосток

Строительство виадука на ул. Пекинской (Фокина) в г. Владивостоке. 1910-е гг.

Строительство виадука на
ул. Пекинской (Фокина) в г. Владивостоке. 1910-е гг.
(из фондов Музея истории ДВОСТжд)

Напротив, соседняя Китайско-Восточная дорога, выполнившая гранди­озную работу во время войны и после, когда на всех дорогах происходи­ли беспорядки, ни на час не прекращала своей деятельности. В 1905-1906 годы по стране прокатилась волна революционных выступлений, но в полосе отчуждения дороги Хорват сумел сохранить порядок, не допустив расстрелов мастеровых и рабочих, что применялось повсюду в России. В результате анализа предоставленных данных граф Витте указывал на необходимость передачи Уссурийской дороги в аренду Общества Китайс­ко-Восточной железной дороги, администрация которой сможет навести такой же образцовый порядок, которой существовал на КВЖД.

На основании этого доклада в марте 1906 года вышло правительствен­ное постановление о передаче казенной Уссурийской железной дороги в долгосрочную аренду акционерному Обществу КВЖД сроком на 25 лет, т.е. до 1 января 1931 года. Дефицит по эксплуатации дороги оплачивался Обществу правительством. Фактическая передача состоялась 1 августа 1906 года. Управление дороги было расформировано, и вместо Уссурийс­кой железной дороги образовано Уссурийское отделение КВЖД, которое в дальнейшей своей деятельности руководствовалось общими правилами и положениями последней. Таким образом, Д. А. Хорват вновь возглавил эксплуатацию Уссурийской дороги, став и первым и последним ее доре­волюционным начальником.

В этот период был осуществлен комплекс мер по увеличению пропус­кной способности южного участка технически маломощной Уссурийс­кой дороги с тем, чтобы обеспечить международный транзит сельскохо­зяйственных грузов из Маньчжурии. Уложены вторые пути на участке Владивосток - Никольск-Уссурийский (Уссурийск), рельсы легкого типа 18-фунтовые заменены на более тяжелые 24- и 25-тифунтовые, для смяг­чения профиля пути построены тоннели через Кипарисовский перевал, между станциями Владивосток и Первая Речка, проведено расширение станции Владивосток.