Возрождение пассажирских перевозок в Новой Зеландии

В 2015 г., впервые с момента передачи пассажирских перевозок в частные руки (2008 г.), компания KiwiRail Scenic рассчитывает на получение прибыли от основной деятельности. Это оказалось возможным благодаря концентрации внимания на рынке туристических поездок с соответствующими инвестициями в подвижной состав, предназначенный для обслуживания трех основных маршрутов — Northern Explorer на острове Северный, T.ranzAlpine (рис. 1) и Coastal Pacific на острове Южный. Население страны составляет 4,47 млн чел., из них треть проживает в городе Окленд, а остальные жители разбросаны по населенным пунктам, отстоящим друг от друга на сотни километров. Поэтому проблема экономической эффективности пассажирских железнодорожных перевозок возникла еще до появления конкуренции со стороны автомобильного и воздушного транспорта.
Доходы от грузовых перевозок позволяли железным дорогам Новой Зеландии, эксплуатировавшим сеть линий колеи 1067 мм с 1880 г. до приватизации в 1990‑е годы, поддерживать убыточные пассажирские перевозки. Однако уже в те годы многие местные пассажирские маршруты закрывались из‑за нерентабельности.
 
Маршрут поезда TranzAlpine —один из самых красивых и популярных в мире
Рис. 1. Маршрут поезда TranzAlpine —один из самых красивых и популярных в мире
 
Вагоны типа AK и AKV в Веллингтоне В вагоне AKC с кафетерием
Рис. 2. Вагоны типа AK и AKV в Веллингтоне Рис. 3. В вагоне AKC с кафетерием
 
Результаты деятельности в течение последовавших 15 лет частных операторов TranzRail и Toll NZ оказались неутешительными — объемы перевозок падали, инфраструктура приходила в упадок, уровень транспортного обслуживания при этом существенно снижался. Основной причиной такого положения являлась жесткая конкуренция с автомобильным транспортом.
Планомерная государственная поддержка железных дорог была закреплена в 1931 г. соответствующим законодательным актом, который установил их монополию на перевозки грузов на расстояние более 50 км. В 1962 г. это расстояние было увеличено до 64 км, а в 1977 г. — до 150 км. Отмена данного закона в 1983 г. и дерегулирование наземного транспорта радикально изменили ситуацию — автомобильные компании получили свободный доступ к рынку, до той поры закрытому для них. В 2009 г. железные дороги покрывали за счет доходов только 82%. своих расходов, но даже такой показатель был приемлемым, поскольку на автомобильном транспорте он составлял 56%.
При таком финансовом состоянии в грузовых железнодорожных перевозках оказалось практически невозможным продолжать субсидирование за их счет дальних пассажирских перевозок. Относительно низкий спрос на перевозки во внутренних сообщениях и невозможность существенного сокращения времени поездки на линиях узкой колеи ограничили возможности железных дорог в конкурентной борьбе с другими видами транспорта.
 

Изменение приоритетов

Учрежденная в 2008 г. специальным актом парламента государственная корпорация KiwiRail приняла политику развития ориентированных на туризм перевозок на трех перспективных маршрутах. Реализовано это направление путем выделения независимой в финансовом плане бизнес-структуры KiwiRail Scenic Trains. В штат компании входят 60 – 70 служащих, в основном персонал поездных бригад и службы продаж.
В качестве первоочередной перед компанией была поставлена задача выхода на уровень безубыточности в ближайшие годы. В 2010 г. правительство утвердило план санации железных дорог с тем, чтобы повысить привлекательность грузовых перевозок для отправителей с учетом того, что в Новой Зеландии .прогнозируется удвоение перевозок грузов к 2040 г. Предусматривалось эксплуатационные субсидии заменить инвестициями в основные фонды и все доходы реинвестировать в развитие с целью наращивания объемов перевозок с тем, чтобы в перспективе KiwiRail могла покрывать капитальные и текущие расходы за счет доходных поступлений от перевозок массовых грузов и пассажиров. Для развития грузовых перевозок требовались инвестиции в инфраструктуру и локомотивы, а для активизации перевозок туристов — в новый подвижной состав, более приспособленный для такого рода пассажиров.
После утверждения инвестиционного плана на заводе в городе Данидин к 2011 г. были построены 25 вагонов, в том числе 14 типа AK с открытыми салонами, четыре типа AKC с кафетерием, четыре типа AKV с генераторными установками и открытыми смотровыми площадками (рис. 2) и четыре багажных типа AKL.
Вагоны с открытыми салонами оснащены окнами увеличенных размеров, а пассажирские сиденья размещены так, чтобы межоконные конструкции не ухудшали обзор (.рис. 3). Кроме того, небольшие окна устроены и в скатах крыши. .Кресла расположены по схеме 2 + 2 лицом к общему столику или последовательно; в этом случае в спинке кресел устроены откидные столики и розетки. Между каждой парой кресел имеются устройства для подключения наушников поездной аудиосистемы. Комментарии гида доступны на английском, китайском, немецком, французском и японском языках. Информативные тексты на литературном языке активируются в соответствии с сигналами, поступающими из GPS‑ навигатора. Повествование содержит не только сведения о достопримечательностях по пути следования, но и экскурсы в историю Новой Зеландии, описания местной флоры и фауны, информацию о развитии экономики регионов и выдающихся личностях.
Вагоны опираются на тележки типа P11 c пневматической подвеской, обеспечивающие высокую плавность хода на линиях узкой колеи. Привлекательный вагон с кафетерием предлагает широкий выбор аппетитных горячих и холодных блюд, винную карту, прохладительные напитки, мороженое, а также первоклассный кофе. Возможна доставка блюд и напитков на места.
Предоставляемый туристам высокий уровень обслуживания неиз‑ бежно сказывается на его стоимости.
Билет на дневную поездку по любому маршруту стоит 199 новозел. дол., поездка с ночлегом в гостинице обойдется от 250 новозел. дол.
 

Основные туристические маршруты

Наибольший интерес для туристов представляет маршрут TranzAlpine, пересекающий Южные Альпы (остров Южный) и национальный парк Артурс‑Пасс. Этот маршрут входит в число самых знаменитых железнодорожных круизов в мире; обычно доля иностранных туристов в поездах TranzAlpine приближается к 40%. Продолжительность поездки между Крайстчерчем и Греймутом составляет 3 ч 30 мин, и с учетом времени на обед и обратный путь путешествие представляется оптимальным для однодневного тура. Однако часть пассажиров следует в одном направлении или только до перевала Артурс‑Пасс.
Данный маршрут является по условиям эксплуатации самым сложным из трех. В зимнее время здесь часты обильные снегопады, требующие применения снегоуборочных машин, на западном побережье острова случаются штормовые ветры, нарушающие работу системы энергоснабжения. В этом случае движение на западном участке прекращается.
Проблему на маршруте представляет тоннель Ошера длиной 8,5 км в Южных Альпах. В этом тоннеле с руководящим уклоном 30‰ со времени открытия в 1923 г. использовалась электрическая тяга. Переход на тепловозную тягу в 1997 г. потребовал монтажа ворот у западного портала и вентиляционной установки для удаления выхлопных газов, выделяемых пятью тепловозами, проводящими большегрузные угольные составы в восточном направлении. Однако в случае отсутствия электропитания вентиляционные установки оказываются бесполезными, и пропуск пассажирских поездов через тоннель запрещается. В таких ситуациях пассажирские поезда останавливаются на станции Артурс‑Пасс и туристов доставляют в Греймут автобусами.
Второй туристический маршрут на острове Южном называется Coastal Pacific (рис. 4) и проходит из Крайстчерча в северном направлении до Пиктона (продолжительность поездки 5 ч), где возможна пересадка на паром компании In‑ terislander, следующий в Веллингтон на острове Северный. Уникальное 3х часовое морское путешествие фактически по Тихому океану является эффектным контрастным продолжением железнодорожной поездки в горном ландшафте.
С коммерческой точки зрения наиболее сложным является маршрут Northern Explorer, проходящий на острове Северный. Поездка между Веллингтоном и Оклендом занимает 10 ч 30 мин. Из числа пассажиров этого маршрута на иностранцев приходится только 10%, но он является важным для местного населения, поскольку соединяет столицу и самый крупный город страны. За исключением подходов к Окленду, линия также проходит по живописной местности. Предложения по закрытию этой линии в 2006 г. вызвали серьезные протесты населения.
 

Перспективы

В 2011 г. ввод в эксплуатацию нового подвижного состава совпал с землетрясением в Крайстчерче, которое повлекло за собой национальный коллапс в туристическом бизнесе. Однако спрос на поездки восстанавливался намного быстрее, чем ожидалось. В начале 2015 г. месячный объем продаж туристических продуктов превзошел аналогичный показатель 2014 г. на 20%. В целях популяризации ребрендинга железнодорожных туристических поездок и маркетинга новых поездов среди местного насления была проведена телевизионная рекламная кампания под лозунгом «Мы можем показать вам Новую Зеландию так, как никто другой». Утверждение, что за рулем автомобиля невозможно увидеть столько, сколько из окна поезда, нашло отклик.
 
Поезд Coastal Pacific на побережье в районе Каикоура
Рис. 4. Поезд Coastal Pacific на побережье в районе Каикоура
 
Больше всего в Новую Зеландию приезжает туристов из Австралии и Китая. Это, как правило, заядлые любители железнодорожных круизов; обычно поездка в Новую Зеландию планируется как продолжение маршрута по Австралии. В этой связи важно укреплять деловые связи с австралийскими туристическими агентствами, новозеландскими операторами автобусных перевозок и региональными турагентствами.
Примером такого сотрудничества является остановка на станции Каикоура (середина маршрута Coastal Pacific) для наблюдения за китами и другими морскими обитателями — котиками, альбатросами, малыми пингвинами и дельфинами.
На продолжительном маршруте Northern Explorer популярна остановка в национальном природном парке с организуемыми местным турагентством одной или двумя ночевками в гостинице постройки 1929 г.
Для развития этого сектора рынка KiwiRail Scenic предлагает пакеты, включающие в поездку остановки с ночлегом в гостиницах. Отдача от этой инициативы пока мала в силу ограниченности маркетинговых бюджетов.
Хороший потенциал имеет использование естественной синергии железнодорожных путешествий с велосипедным туризмом, который благодаря инвестициям государства и региональных властей набирает популярность. Инициативе Nga Haerenga начало положено в 2009 г., в ее рамках организованы 23 велосипедных маршрута, самым известным из которых является маршрут длиной 150 км Otago Valley Rail Trail, проложенный в полосе отвода заброшенной железнодорожной линии.
Сотрудничество с паромной компанией Interislander также сулит интересные перспективы в части перевозок туристов, путешествующих с собственными велосипедами. Однако ограничением в данном случае может стать то, что в состав поезда входит только один багажный вагон, доступное пространство в котором в основном занимают чемоданы пассажиров.
Хорошие перспективы имеет тесное взаимодействие KiwiRail Scenic с компаниями морских круизов, которые уже сейчас предлагают туристам варианты продолжения морского путешествия из порта Крайстчерча в поезде TranzAl‑ pine. Возможна также организация чартерных рейсов поездов на локомотивной тяге, сформированных из обычных пассажирских вагонов или модернизированных рельсовых вагонов Silver Fern, ранее использовавшихся в дневных поездах Окленд — Веллингтон. Маршруты таких поездов могут быть организованы как однодневные экскурсии или более длинные, проходящие по линиям, обычно используемым только для грузовых перевозок.
Услуги тяги KiwiRail Scenic приобретает у KiwiRail, услуги станционной инфраструктуры предоставляет отдельная структура, распоряжающаяся недвижимостью. Соответствующие соглашения оговаривают качественные характеристики услуг, на случай невыполнения оговоренных показателей предусмотрены штрафные санкции. Между тем спорные вопросы обычно решаются путем обсуждения на совместных встречах.
KiwiRail Scenic рассчитывает, что в перспективе вслед за развитием туристических перевозок она сможет привлечь внимание жителей страны к регулярным пассажирским сообщениям.
 
image
Railway Gazette International, 2015, № 4,
p. 47 – 49; материалы компании KiwiRail Scenic, ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2015