Вопросы организации стабильного пропуска транзитных грузовых поездов

Вопросы пропускной способности железнодорожных направлений всегда относились к области системных проблем работы транспортной отрасли [1 –5]. Сколько железнодорожная линия может пропустить грузовых поездов за сутки, за месяц или год?

Есть соответствующие методики расчета, которые учитывают межпоездные интервалы, технологические окна, надежность работы технических средств, размеры движения пассажирских и пригородных поездов, количество приемоотправочных путей на технических станциях, нормативное время занятия приемоотправочных путей и другие параметры. Несложные расчеты [6] показывают, что двухпутный перегон может пропускать 90 и более пар грузовых поездов, а техническая станция с двумя парками по шесть приемоотправочных путей каждый способна пропустить более 100 поездов в каждом направлении. В случае если принять среднесуточные размеры железнодорожного направления на уровне 70 пар поездов, то резервы пропускной способности перегона составят 29 %, а технической станции —43 %. Это достаточно большие резервы, чтобы не испытывать сложности при организации пропуска поездов. Тем не менее реалии эксплуатационной работы железных дорог показывают, что обеспечение таких среднесуточных размеров движения вызывает затруднения и сопряжено с потерей качества эксплуатационной работы. Особо следует отметить, что в период ремонтно-путевых кампаний пропускная способность существенно снижается за счет предоставления окон и расчетные резервы пропускной способности не компенсируют реальные потери пропускной способности от окон на ремонт и содержание инфраструктуры [7]. Пропуск поездов через техническую станцию определяется пропускной способностью горловин парков станции и самих парков.

Математическая модель для оценки размеров поездопотока в нестационарных режимах управления движением поездов. Важнейшая зависимость роста простоев поездов на станциях при увеличении вагонооборота была в общем виде обозначена в 1980‑е гг. профессором Е. А. Сотниковым. В работе [8] он отмечает:

・・Задержки поездов по неприему вызываются нарушением рационального соотношения между вместимостью путевого развития и размерами вагонного парка на сортировочных и участковых станциях, т. е. когда из‑за несвоевременной подготовки поездов, задержки вывоза готовых составов из‑за отсутствия или неудовлетворительного регулирования локомотивов и локомотивных бригад, недостаточной выгрузочной способности грузовых станций и по другим причинам вагонный парк, находящийся на технической станции, возрастает и его величина перестает соответствовать длине станционных путей. При этом затрудняется соблюдение принятой технологии маневровой работы, увеличивается время нахождения вагонов на станции・・.

скачать статью полностью