Восточно-Сибирская железная дорога

Центр управления перевозками восточного полигона (ЦУП ВР) планировался для организации эксплуатационного процесса на Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной железных дорогах.
Здание ЦУП в Иркутске
Целями реализации проекта является внедрение прогрессивных сквозных технологий управления перевозочным процессом, направленных на:
- обеспечение согласованного выполнения установленных качественных и объемных показателей работы дороги по пропуску поездопотоков, грузовой и местной работы, поездной работы станций, работы локомотивного парка при минимизации эксплуатационных расходов, содержания локомотивных бригад, предоставления «окон» для обслуживания объектов инфраструктуры;
- своевременное обнаружение, устранение и минимизация последствий сбоев в работе при совместном процессе управления перевозками и контроле состояния инфраструктуры на участках дороги, улучшение условий для координации работы причестных служб для предупреждения, выявления и ликвидации сбойных и форс-мажорных ситуаций;
- минимизация межоперационных простоев, непроизводительных потерь за счет повышения качества планирования, оперативного автоматизированного контроля технологических цепочек перевозочного процесса;
- оптимизация процесса принятия управленческих решений, автоматизация контроля их исполнения, выявления причин и виновников срывов выполнения заданий;

- повышение уровня выполнения показателей эксплуатационной работы дороги ее подразделений за счет организации работы команды единых диспетчерских смен на общий результат, внедрение сбалансированной системы финансовой и моральной мотивации персонала.

С 2007 года на полигоне Восточно –Сибирской железной дороги ведется строительство ЦУП ВР в г. Иркутске. Введено в эксплуатацию 3 блока (1,2,3). Ведется запуск 6 блока. В соответствии с утвержденной проектно – сметной документацией в 6 блоке планировалось разместить столовую на 200 посадочных мест и конференц-зал на 800 мест, а также подземную автостоянку, трансформаторную, распределительную подстанции.

Полигонные технологии давно стали неотъемлемой частью организации работы железных дорог сети и в настоящее время охватывают различные области перевозочного процесса. Так сложилось, что Восточно‑Сибирская железная дорога была инициатором создания Регионального центра управления перевозками в границах трех дорог еще 15 лет назад, но действующая на тот момент структура управления процессом перевозок не позволила в полной мере реализовать задуманное.

Сегодня полигонные технологии успешно применяются в управлении вагонными парками, локомотивами и локомотивными бригадами, однако при этом остается ряд проблем в организации пропуска поездопотока, и они характерны для всех железных дорог.

Проведенные структурные преобразования, создание Центра управления тяговыми ресурсами восточного полигона, новые подходы к управлению перевозочным процессом подвели нас к пониманию объективной необходимости перехода на региональные принципы организации и управления эксплуатационной работой. Мы направили свои предложения по созданию единой структуры для управления эксплуатационной работой в границах всего восточного полигона, которые нашли понимание и поддержку в Центральной дирекции управления движением. Президентом компании О.В.Белозёровым было принято решение о реализации соответствующего пилотного проекта   (распоряжение № 25р от 14 января 2016 г. о создании Центра управления перевозками на восточном полигоне).

Создание Центра управления перевозками на восточном полигоне даст возможность сформировать цельную технологически связанную структуру управления эксплуатационной работой, которая будет обеспечивать:

  • оперативное диспетчерское управление;
  • оперативное планирование «окон»;
  • нормирование показателей;
  • прогнозирование с учетом возникающих ограничений.

 Один из важнейших вопросов, который необходимо будет решить в первую очередь – организация взаимодействия создаваемой структуры как с РЦКУ всех дорог полигона (как координаторов всей деятельности), так и с подразделениями производственного блока (ДИ, Т, Д).

Разрабатываемый регламент взаимодействия должен минимизировать возможные конфликты интересов не только на одной дороге, но и между дорогами полигона. При этом должны быть в обязательном порядке решены (учтены) следующие вопросы:

 Во-первых, определены полномочия ЦУП ВП, РЦКУ и региональных дирекций с разделением на оперативное, ресурсное и корпоративное управление. И если сегодня у нас есть четкое понимание принципов ресурсного и корпоративного управления, то принципы оперативного управления полигоном со стороны ЦУП ВП необходимо определять практически «с нуля».

 Во-вторых, необходимо проработать механизм нормирования эксплуатационных показателей для полигона в целом и всех железных дорог в частности. Чтобы исключить конфликты интересов на стыках дорог, предлагаем устанавливать нормативы для показателей в целом на полигон, а на ЦУП ВП возложить обязанность по их декомпозиции для отдельных железных дорог. При этом ЦУП ВП должен нести солидарную с дорогами ответственность при невыполнении показателей.

 В-третьих, должна быть определена степень ответственности всех участников процесса за выполнение показателей как в границах дорог, так и на полигоне в целом. При этом предлагается применить дифференцированный подход к показателям.

ЦУП ВП должен нести ответственность за такие параметры, как выполнение маршрутной скорости, междорожный прием/передачу поездов, обеспечение тяговыми ресурсами, организацию створовых «окон».

Региональные подразделения центральных дирекций при координации со стороны РЦКУ должны нести ответственность за выполнение технической и участковой скорости (за исключением стыковых участков, где может осуществляться регулировка со стороны ЦУП ВП), предоставление технологических «окон», за надежность и скорость доставки  грузов в местном сообщении, простои вагонов на линейных станциях.

Особо необходимо остановиться на планировании и организации «окон».

Утвержденное ЦД 1-го июня текущего года «Положение о Центре управления перевозками на восточном полигоне» предполагает полное планирование технологических «окон», при этом недостаточно проработаны вопросы  организации разборов «окон» и утверждения суточного плана их предоставления на полигоне, разработки вариантных графиков в системе ЭЛЬБРУС.

Безусловно, такое планирование (полное на всем полигоне) имеет свои плюсы. Это единый регулируемый створ на четырех дорогах, равномерный подвод поездов по стыкам дорог полигона, исключение задержек поездов по неприему, исключение наложений «окон» при проведении работ на стыковых поездоучастках.

Однако имеющиеся «минусы» не позволят обеспечить качественное планирование «окон». Это недостаточный штат отдела планирования «окон» в ЦУП ВП, различия часовых поясов и, как следствие, сложности единовременного взаимодействия с участниками процесса на всех дорогах полигона.

Качество планирования технологических «окон» и разработка вариантных графиков для четырех дорог: в отделе «окон» в настоящий момент разбор «окон» осуществляют 2 человека, а вариантные графики составляются 3-мя графистами на дороге. Таким же штатом осуществляется планирование на других  дорогах. В пиковый момент количество заявок составляет 500-700. Одному человеку физически невозможно все рассмотреть и сформировать приказ.

Планирование «окон» на разных часовых поясах: разница во времени с Дальневосточной дорогой - 2 часа, с Красноярской и Забайкальской - 1 час. В среднем при существующей в настоящее время технологии рассмотрения «окон» уходит от 3 до 6 часов. По окончании планирования на Дальневосточной дороге будет уже поздний вечер.

Рассмотрение «окон»  происходит с присутствием представителей ЦУСИ, ДРП, Т. В ЦУП ВП таких представителей не будет. Безусловно, качество планирования будет страдать.

Поэтому мы предлагаем функцию рассмотрения технологических «окон» оставить за региональными дирекциями управления движением с последующим согласованием в ЦУП ВП приказов на предоставление «окна».

Исходя из этого, необходимо оставить на дорогах часть штата отдела планирования технологических «окон», который, кроме того, будет обеспечивать разработку вариантных графиков в границах дорог и взаимодействие с региональными дирекциями (ДИ, ДРП, НС, Т).

ЦУП ВП при этом должен взять на себя функции общего планирования «створа», закрытий и «окон» большой продолжительности, разработку вариантных графиков на стыках дорог. Объем данной работы позволит ему обеспечить взаимодействие с региональными дирекциями на дорогах, а также с центральными дирекциями для согласования отдельных вопросов в целом по полигону.

Также считаю, что для обеспечения единства управления перевозочным процессом, кроме разработки регламента, необходимо на полигоне создать единое эксплуатационное пространство, т.е. сформировать согласованные между дорогами приказы по нормам веса и длины поездов, установленным скоростям движения поездов, использованию локомотивных бригад и т.п. Это позволит принимать согласованные решения и исключить необоснованные потери в эксплуатационной работе.

Безусловно, важным является аспект автоматизации технологического процесса ЦУП ВП. Имеющиеся информационные системы должны быть доработаны до уровня полигонного управления перевозочным процессом с учетом не только согласования и увязки дорожных баз данных, но и объединения этих баз данных до уровня полигона.

В существующих типовых АС отсутствует возможность работы с данными в целом по полигону, все системы разработаны для дорожного уровня и не предполагают агрегации данных с нескольких дорог в вертикаль – полигон дорог.

В соответствии с этим специалистам ЦУП ВП необходимо будет работать как минимум в 4-х системах для каждой дороги.

В первую очередь необходимо запланировать к доработке следующие системы:

АПК ЭЛЬБРУС – Автоматизированная система построения прогнозных графиков движения поездов на основе имитационного моделирования;

АС АПВО – Автоматизированная система анализа, планирования и выполнения "окон";

АСУ ВОП-2 – Автоматизированная система выдачи и отмены предупреждений об ограничении скорости движения поездов;

АСУ СТ  (АСУ ПТО)– Автоматизированная система управления станцией.

В системах ИСУПР (Интегрированная система управления поездной работой на объединенном полигоне) и ИСУЖТ (Единая интеллектуальная система управления и автоматизации производственных процессов на железнодорожном транспорте) уже учтена реализация полигонных технологий.

Так, в настоящее время разработка вариантных графиков в системе АПК ЭЛЬБРУС выполняется в границах дорог, а затем выполняется согласование графиков в соответствии с регламентами взаимодействия.

При разработке графиков используются дорожные базы данных предупреждений об ограничении скорости в системе АСУВОП-2 и запланированные «окна» в системе АС АПВО.

Необходимо на уровне Центральной дирекции управления движением рассмотреть целесообразность доработки указанных систем до уровня полигонных баз данных, а также сформировать заявку на формирование отчетности по восточному полигону.

Коротко остановлюсь на готовности здания для размещения ЦУП ВП.

Строительство блока № 4, в котором будут организованы рабочие места для сотрудников Центра управления перевозками на Восточном полигоне, было начато в 2011 году. В текущем году выделено 455 млн. руб. (включая строительно-монтажные работы и оборудование), на сегодня освоено 83,5 млн. руб. (в том числе ПИР – 8,5 млн. руб., СМР - 75 млн. руб.)

Для завершения комплекса работ и ввода в эксплуатацию указанного блока необходимо выполнить монтаж внутренних инженерных коммуникаций (вентиляция, отопление, охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение), внутренние отделочные работы, благоустройство территории, а также приобрести и установить технологическое оборудование. Поставка технологического оборудования ожидается в сентябре текущего года.

По состоянию на 30 июня 2016 г. выполнен следующий объем работ:

  • ревизия приточной системы вентиляции объекта – 100%;
  • устройство внутренних перегородок на 1-7 этажах здания – 100 %;
  • установка системы внутренней канализации (стояки) с проверкой на пролив – 100 %;
  • электромонтажные работы на этажах (кабельная продукция) – 90 %;
  • утепление фасада торцевой стены – 90 %;
  • устройство ливневой канализации – 100 %;
  • монтаж стояков отопления с гидравлическими испытаниями – 100%;
  • монтаж стояков системы водоснабжения с гидравлическими испытаниями – 100 %.

Для обеспечения эффективной работы ЦУП ВП, где в перспективе будет размещен весь диспетчерский аппарат полигона, необходимо создать соответствующие условия труда и отдыха персонала. В этой связи видится целесообразным строительство административного здания для размещения диспетчеров с оборудованием помещений бытового, медицинского и реабилитационного назначения (блок № 5).

Также необходимо завершить работы по вводу в эксплуатацию блока № 6, где предлагается разместить столовую и конференц-зал для проведения совещаний.

Проведена подготовительная работа по обеспечению социальных и бытовых условий для приглашенных с других дорог работников.

В настоящий момент дал согласие на переезд в город Иркутск 21 работник, в том числе 9 – с Красноярской дороги, 11 – с Забайкальской и 1 – с Дальневосточной. Практически все специалисты нуждаются в выделении жилья. Сейчас прорабатываются различные варианты их размещения. Это предоставление специализированного жилого фонда компании (ориентировочно 5 жилых помещений), корпоративная поддержка для приобретения жилья, аренда у сторонних собственников с частичной компенсацией затрат и временное размещение в гостиничном комплексе Дирекции социальной сферы. У всех вариантов есть не решенные вопросы, но они не являются критичными и будут, безусловно, сняты до начала работы ЦУП ВП.

Осуществляется подбор кандидатов на должности специалистов в Центр управления перевозками на восточном полигоне (г.Иркутск)
старший диспетчер (по управлению перевозками (по сменно-суточному планированию) оперативно-распорядительного отдела
ведущий технолог отдела организации проведения "окон"
технолог I категории (по разработке графика движения поездов)
отдела графика движения поездов
технолог I категории (по вариантным графикам)
отдела организации проведения "окон"
работникам предоставляется компенсация расходов на аренду жилья в соответствии с нормативными документами
Рассматриваются также иные предложения по трудоустройству на должности специалистов по управлению движением на полигоне.
Требования к кандидатам: высшее профессиональное образование, опыт работы в должности ДНЦ, либо в аналогичной должности.
По вопросам трудоустройства и оплаты труда обращаться по телефонам в г.Москве: 
8-(499)-260-51-50 или по электронной почте:
romanovan@center.rzd (интранет)
8-(499)-260-89-91  romanovan@center.rzd.ru (интернет)
8-(499)-262-19-88 
Первый на сети железных дорог , региональный центр управления перевозками на Восточном полигоне – это:
*единое технологическое пространство на территории от Кузбасса до Тихого океана
*управление в границах 4-х железных дорог – КРАС, ВСИБ, ЗАБ, ДВОСТ
*протяженность 10997 км
*более 1000 железнодорожных станций, в том числе 8 сортировочных
*59 диспетчерских кругов
*35 локомотивных эксплуатационных депо *приписной парк локомотивов более 3 тыс. единиц