Восточно-Сибирская железная дорога

Восточно-Сибирская железная дорога организована приказом Народного комиссариата путей сообщения СССР 3 марта 1934 года из частей Забайкальской и Томской железных дорог. В 1936 году из состава Восточно-Сибирской железной дороги была выделена Красноярская железная дорога (линия Мариинск – Тайшет).

В 1939 году введена в эксплуатацию южная линия Улан-Удэ – Наушки, улучшившая транспортную связь с Монгольской народной республикой.

В октябре 1949 года завершено оборудование участка Слюдянка – Байкал автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа с автостопами.

В 1950 году открыто движение поездов на участке Наушки – Улан-Батор, завершена радиофикация участка Красноярск – Иркутск.

В 1952 году проведено оборудование первого участка дороги автоблокировкой – Иркутск – Черемхово.

В 1956 году введен в эксплуатацию первый электрифицированный участок дороги на постоянном токе – Иркутск – Слюдянка.

В 1961 году в состав дороги включена Красноярская железная дорога, в 1979 году – выделена обратно. Также в 1961 году (сентябрь) организован Иркутский филиал института инженеров железнодорожного транспорта.

В июне 1964 года начали курсировать фирменные поезда «Байкал» (Иркутск – Москва) и «Енисей» (Красноярск – Москва).

В мае 1965 года на дороге применена технология централизованной продажи билетов на промежуточных станциях.

В 1970 году на станцию Петровский завод прибыл первый электровоз, возвестивший об окончании электрификациивсего главного хода дороги.

В 1972 году организован вычислительный центр Восточно-Сибирской железной дороги.

В 1976 году дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени за успехи в девятой пятилетке.

В 1986 году сформирован фирменный поезд «Ангара» (Иркутск – Братск), в 1987 году – «Селенга» (Улан-Удэ – Иркутск).

В июле 1996 года решением коллегии Министерства путей сообщения Российской Федерации в состав дороги включено Северобайкальское отделение Байкало-Амурской магистрали.

В настоящее время Восточно-Сибирская железная дорога расположена на территориях Иркутской и Читинской областей, республики Бурятия и частично в республике Саха (Якутия).

Границы: на западе – ст. Юрты (включительно), на востоке – ст. Хани (исключительно) и ст. Петровский Завод (исключительно), на юге – ст. Наушки (включительно).

Дорога работает в сложных географических и климатических условиях:

- горный профиль до 18-20 тысячных;

- низкие температуры до -55 градусов;

- повышенная сейсмичность до 9 баллов;

- значительная часть дороги находится в зонах вечной мерзлоты.

Эксплуатационная длина дороги составляет 3876,7 километров. Развернутая длина главных путей – 6236,7 километров.

Номенклатура погрузки дороги:

- уголь;

- нефтепродукты;

- лес;

- руда железная;

- цветные металлы;

- минеральное сырье.

Локомотивный парк:

- электровозов – 639,5 ед.

- тепловозов – 399 ед.

Электрической централизацией оборудована вся дорога – 100%, автоматической блокировкой оборудовано 3666,7 км – 94,5%, полуавтоматической блокировкой оборудовано 244,13 км (участки
Рудногорск– Усть-Илимск, Слюдянка-II – Порт-Байкал). Диспетчерской централизацией оборудовано 3607,95километров.

Дорога обслуживает свыше 3-х тысяч предприятий и организаций территориально-промышленного комплекса Восточной Сибири, Забайкалья и республики Бурятия.

Техническая оснащенность Восточно-Сибирской железной дороги*

Показатель

Ед. изм

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Эксплуатационная длина дороги, в т.ч.:

км

3848,0

3848,0

3848,086

3876,732

3876,732

3876,732

3876,732

3876,732

3876,7

 - в один путь;

км

1746,8

1746,8

1745,726

1757,3

1734,536

1734,536

1734,536

1734,536

1734,5

 - в два пути;

км

1938,7

1938,7

1939,86

1955,778

1978,544

1978,544

1978,544

1978,544

1978,5

 - в три пути и более.

км

162,5

162,5

162,5

163,606

163,652

163,652

163,652

163,652

163,7

Развернутая длина:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - главных путей;

км

6200,7

6200,7

6215,580

6216,139

6235,127

6235,439

6235,517

6235,6

6236,7

 - станционных и специальных путей,

км

2494,8

2494,8

2506,295

2529,656

2499,998

2502,874

2504,822

2501,149

2518,3

   в т.ч. приемо-отправочных.

км

1254,3

1254,3

1258,756

1276,328

1289,418

1292,291

1302,789

1312,5

1312,5

Эксплуатационная длина:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - электрифицированных участков,

км

3082,2

3082,2

3089,45

3089,45

3089,45

3089,45

3089,45

3089,86

3089,89

   в т.ч. однопутных.

км

1046,2

1046,2

1053,45

1053,45

1053,45

1053,45

1053,45

1048,8

1048,8

Эксплуатационная длина участков на тепловозной тяге

км

760

760

760

760

760

760

760

760

760

Общая эксплуатационная длина

участков пути, оборудованных:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - автоблокировкой;

км

3492,3

3492,3

3534,4

3534,4

3630,0

3630,0

3659,49

3666,7

3666,7

 - полуавтоматической блокировкой;

км

355,7

355,7

313,7

313,7

247,0

247,0

247,13

244,13

244,13

 - диспетчерской централизацией;

км

3418,0

3418,0

3584,0

3584,0

3589,0

3589,0

3588,87

3607,95

3607,95

 - диспетчерским контролем;

км

3848,0

3848,0

3848,086

3848,086

3848,086

3848,086

3780,589

3770,836

3770,836

 - напольными устройствами САУТ;

км

2764,0

2764,0

3040,0

3040,0

2996,0

2996,0

2996

2996

2996

 - дуплексной поездной радиосвязью.

км

3781,0

3781,0

0

0

0

0

0

0

0

Оборудовано станций электрической централизацией

ед

226

226

234

234

235

235

235

235

237

Количество стрелок, оборудованных ЭЦ

ед

6048,0

6048

6289

6289

6167

6252

6159

6110

6153

Оборудовано ВОЛС

км

4439,6

4439,6

4763,0

4763,0

4799,186

4799,332

4849,722

4849,722

4849,722

Установлено:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КТСМ

ед

225

225

232

250

256

272

279

314

314

Показатель

Ед. изм

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Автоматические телефонные станции

ед

166

166

172

154

154

154

153

159

161

Задействовано номеров АТС:

ед

43136

43136

73607

34520

32135

40845

27383

28174

26553

- поездных радиостанций;

ед

3816

3816

3920

3406

3251

3121

3702

2885

2236

  в т.ч. стационарных радиостанций.

ед

1312

1312

1473

1089

1062

1064

1206

938

1063

Количество переездов в одном уровне, в т.ч.:

шт

245

245

243

246

244

234

230

229

228

  оборудованных УЗП;

шт

51

51

50

50

50

50

48

47

46

- по главному ходу;

шт

148

148

159

157

155

154

152

151

164

- охраняемых (главный ход).

шт

52

52

51

51

51

50

48

47

46

Количество мостов и путепроводов

шт

2259

2257

2256

2255

2255

2220

2212

2212

2217

Количество сортировочных устройств:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- горки/из них малой мощности,

ед

9/6

9/6

9/4

9/4

9/4

9/4

9/4

9/4

9/4

  в т.ч. оборудованных КГМ;

ед

4

4

2

2

2

2

1

1

1

- полугорки.

ед

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Развернутая длина контактной сети

км

8453,98

8453,98

8478,9

8478,9

8580,6

8584,2

8581,2

8586,7

8652,5

Количество тяговых подстанций

ед

74

74

74

74

74

74

74

74

74

Информационно-вычислительная техника большие ЭВМ

ед

3

3

3

3

3

3

3

0

0

Общая мощность центральных ЭВМ

MIPS

1252

1252

1500

1500

1500

1500

1500

0

0

ПЭВМ

ед

12216

12216

14186

14186

15770

12898

12325

12295

12295

Локальные вычислительные сети

шт

895

895

895

895

1258

1258

1496

1496

1497

* По состоянию на 1 января 2016 года

Полномочия Восточно-Сибирской железной дороги по корпоративному управлению

С 1 октября 2012 года Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД» выполняет функции Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ). Дорога сохранила статус филиала ОАО «РЖД» и свое наименование: «Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО «РЖД».

При этом все региональные дирекции центрального подчинения и функциональные филиалы имеют статус региональных структурных подразделений центральных дирекций и филиалов.

Восточно-Сибирская железная дорога в качестве филиала ОАО «РЖД» осуществляет свою хозяйственную деятельность, а также корпоративную и технологическую координацию всех подразделений в ее границах для организации взаимодействия структур холдинга «РЖД» в регионе, обеспечения единого представительства по взаимодействию с региональными органами власти, снижения риска потери управляемости подразделениями компании в ходе реформирования и достижения годовых, среднегодовых и долгосрочных целевых параметров ОАО «РЖД».

В соответствии с приказами ОАО «РЖД» от 16 марта 2010 года №28, от 9 июля 2010 года №106, распоряжением ОАО «РЖД» от 16 февраля 2011 года №343р, Положением о Восточно-Сибирской железной дороге, утвержденным президентом ОАО «РЖД» 1 октября 2012 года №266 и доверенностью президента ОАО «РЖД» начальник дороги наделен полномочиями корпоративного управления.

В рамках корпоративного управления начальник дороги имеет право приостанавливать решения руководителей региональных дирекций центрального подчинения, налагать на них дисциплинарные взыскания, давать индивидуальную оценку их трудовой деятельности.

Кроме того, начальнику дороги дано право согласовывать структуру и штатные расписания территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД», проведение работы по взаимодействию филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» в области подбора, расстановки и подготовки кадров, подготовки единого кадрового резерва всех подразделений в границах железной дороги.