Железнодорожное строительство в Эфиопии

  Эфиопия очень древняя страна, но именно в последние годы она демонстрирует значительный прогресс в своем развитии. Это не только поразительно быстрый рост численности населения (более 90 млн жителей), выводящий ее по этому показателю на второе место в Африке, а еще и более заметные успехи в экономике. Крупные мультинациональные компании, которых привлекает в Эфиопию ее относительная близость к Европе и Ближнему Востоку, исследуют возможности для развития в этой стране текстильной промышленности и машиностроения. Однако транспортные расходы здесь достаточно высоки, что очевидным образом препятствует привлечению инвестиций. Реагируя на это обстоятельство, руководство страны в 2010 г. ввело в действие пятилетний план развития и преобразований, основное внимание в котором уделяется национальной железнодорожной сети. План рассчитан на то, чтобы постепенно обеспечить стране, не имеющей собственного выхода к морским путям, эффективные внутренние транспортные связи и доступ через соседние страны к действующим морским портам. В ноябре 2007 г. Совет министров страны учредил Эфиопскую железнодорожную корпорацию (ERC), которой вменено в обязанность развитие интегрированной железной дороги с высокой пропускной способностью, обеспечивающей предоставление на конкурентной основе доступных услуг пассажирских и грузовых перевозок. Важное значение для выхода Эфиопии на зарубежные рынки, отраженное в мастер-плане развития транспорта, имеют порты сопредельного государства Джибути. Несмотря на то что пока еще не установлен жесткий временной регламент реализации данного плана,некоторые программы железнодорожного строительства уже активно осуществляются, и в ряде случаев ERC близка к запуску регулярных железнодорожных сообщений. Развитие восьми железнодорожных коридоров планируется в две очереди: работы в рамках первой очереди идут полным ходом, а вторая очередь охватывает проекты расширительного характера (рис. 1).

Путепровод в районе Аваша

Рис. 1. Путепровод в районе Аваша

Вопросы финансирования

В ситуации, когда Эфиопия имеет ограниченный доступ к мировым финансовым рынкам, поиск средств для инфраструктурных и транспортных проектов представляет для страны серьезную проблему. В прошлом имели место примеры сотрудничества с некоторыми организациями в финансировании различных проектов. В частности, при финансовой поддержке Экспортно- импортного банка США компании Ethiopian Airways удалось получить реактивные самолеты Boeing 787 Dreamliner. По данным ООН, Эфиопия является третьим крупнейшим в Африке реципиентом прямых зарубежных инвестиций, а ее динамично развивающаяся обрабатывающая промышленность все больше привлекает заокеанских инвесторов. Значительную часть зарубежных инвестиций эфиопская экономика получает из Китая, а что касается железнодорожных проектов, то здесь участие китайских инвесторов является доминирующим. Сопоставимые компании гражданского строительства из Бразилии, Индии и ряда стран Европы ведут с ними конкурентную борьбу, стремясь предложить финансовые инструменты, в наибольшей степени отвечающие потребностям страны. И все же поток китайских инвестиций пока преобладает. При том что определенные страны оказывают развивающимся экономикам прямую поддержку в части доступа к финансовым рынкам (к примеру, Швейцария недавно обязалась выделить 15 млн долл. США на цели устойчивой эволюции финансовых рынков развивающихся стран) и что Эфиопия получила свои первые суверенные кредитные рейтинги от рейтинговых агентств только в 2014 г. (B1 от Moody’s и B от Fitch и Standard & Poor), эта страна становится все более независимой в вопросах финансирования и рефинансирования. Иллюстрацией сказанному может служить проект железной дороги Уольдыя — Комбольча — Аваш. Для осуществления данного проекта турецкая строительная компания Yapi Merkezi, швейцарский финансовый конгломерат Credit Suisse Group и ERC сформировали финансовый инструмент, который может служить вполне жизнеспособной альтернативой китайской поддержке. Однако обеспечить такой пакет на практике оказалось делом достаточно сложным, что несколько задержало начало строительства. В окончательном виде, согласованном в июне 2014 г., он состоит из кредита в размере 450 млн долл. на срок 7 лет, предоставляемого консорциумом в составе европейских, ближневосточных и североамериканских кредитных организаций, и кредита в размере 415 млн долл. на срок 13 лет, организованного Турецким экспортно-импортным банком, шведским Агентством по экспортным кредитным гарантиям, датским Экспортно-кредитным фондом и Швейцарской организацией страхования экспортных рисков. После того как было полностью сформировано финансовое обеспечение проекта, в феврале 2015 г. состоялась торжественная церемония, ознаменовавшая начало строительства железной дороги, которое, как ожидают, должно занять 3 года. Целью строительства рассматриваемой железной дороги длиной 375 км (рис. 2) является стимулирование экономического развития внутренних районов страны. Линия, связывающая плодородные территории юга Эфиопии с богатыми природными ресурсами северными районами, возьмет начало в Аваше, на высоте 986 м над уровнем моря, поднимется до 1842 м в Комбольче и, наконец, неподалеку от Уольдыи выйдет на уровень 2122 м.

Схема линий железных дорог Эфиопии

2. Схема линий железных дорог Эфиопии

На юге новая линия будет соединяться с двухпутной магистралью, связывающей столицу Эфиопии Аддис-Абебу через Уольдыю, Семеру и Элидар с северным портом Таджура (на побережье одноименного залива) в Республике Джибути. Ее ввод в эксплуатацию позволит выстроить надежный маршрут для перевозки контейнеров, сократив для них время в пути более чем вдвое. В перспективе данная линия позволит создать своеобразную транспортную развязку для линий Шире — Мэкэле (направлением с севера) и Метема — Верота (направлением с запада). В конечном счете реализация проекта должна обеспечить соединение с трансафриканской магистралью, ведущей в Дакар — столицу Сенегала. Центр управления новой линии должен располагаться в Комбольче, городе с населением 100 тыс. чел. в регионе Ахмара, где основными промышленными предприятиями являются металлообрабатывающий завод, производящий изделия из стали, и текстильный комбинат. В настоящее время большая часть продукции этих предприятий, идущей на экспорт, вывозится через Джибути (расстояние перевозки до морского порта — около 500 км). Локомотивы для новой линии поставит китайская компания CSR Zhuzhou. В июне 2014 г. заказано 35 электровозов HXD1C мощностью 7,2 кВт, из которых 32 предполагают задействовать в грузовых и 3 в пассажирских перевозках. Пассажирские поезда будут формироваться из вагонов первого и второго класса, включать вагон-ресторан и некоторое число спальных вагонов. В грузовых поездах будут в основном использоваться специализированные вагоны-платформы для перевозки контейнеров. Швейцарская компания Molinari Rail отвечает за управление финансами и поставками из Швейцарии и Австрии на сумму более 140 млн долл., включая подготовку спецификаций на машины и оборудование для ремонтных мастерских. Центр управления перевозками и ремонтные мастерские разместятся за городской чертой Комбольчи. Мастерские, занимающие площадь 15 тыс. м2, с восемью путями будут задействованы в системе текущего содержания железнодорожной инфраструктуры и технического обслуживания подвижного состава. Кроме того, на станции Комбольча должен находиться специально оснащенный аварийно-спасательный поезд для реагирования на чрезвычайные ситуации на линии. Bombardier в качестве субподрядчика турецкой компании Yepi Merkezi отвечает за оснащение новой линии европейской системой управления движением поездов ETCS уровня 1. Соответствующий контракт стоимостью 41 млн долл. предполагает поставку линейных устройств сигнализации, оборудования систем станционной и диспетчерской централизации, а также средств сигнализации и управления для переездов. Еще один субподрядчик Yepi Merkezi — концерн ABB, подписавший контракт на 18,3 млн долл., поставит оснащение для тяговых подстанций и другое оборудование электроснабжения. Рассматриваемый проект предполагает создание в стране, имеющей крайне ограниченный опыт в железнодорожном строительстве, современной железной дороги, оснащенной по последнему слову техники. Поэтому вполне естественно, что ноу-хау в этой области придется импортировать. В частности, основную консалтинговую поддержку ERC получает от международной инженерно-технической и консалтинговой группы Systra, специализирующейся в области железнодорожного транспорта. В то же время Yapi Merkezi активно пользуется поддержкой Bombardier, Molinari Rail и других компаний в том, что касается поставок оборудования, предоставления услуг и организации обучения персонала.

Железнодорожные проекты в Эфиопии

Участок электрифицированной линии в Эфиопии

Рис. 3. Участок электрифицированной линии в Эфиопии

Проекты пяти линий, включенных в первую очередь, находятся в настоящее время на разных стадиях продвижения:

• линия колеи 1067 мм Аддис- Абеба — Доуоле — Дурале, ведущая в Джибути, перестраивается в электрифицированную линию нормальной колеи (рис. 3). Строительство части линии на эфиопской территории протяженностью 665 км осуществляется двумя китайскими структурами. Группа компаний China Railway Eryuan Engineering Group выполняет работы на участке длиной 317 км со стороны Аддис-Абебы. Контракт стоимостью 1,2 млрд долл. на строительство продолжения длиной 340 км до Дыре-Дауа и Доуоле на границе с Джибути в январе 2012 г. заключен с китайской корпорацией Civil Engineering Construction (CCECC). Итальянская компания Italferr, дочерняя Государственных железных дорог Италии (FS), оказывает консалтинговые услуги в части организации перевозочного процесса, текущего содержания железнодорожной инфраструктуры и технического обслуживания подвижного состава. Полные затраты по проекту оцениваются в 4,5 млрд долл., из них 40 % приходится на долю государства. Остальную сумму в форме льготного кредита предоставляет Китай. Для тяги строительных поездов китайская локомотиво- и вагоностроительная компания CNR Dalian поставила пять тепловозов. Для обслуживания пассажирских сообщений будет построен парк из 30 вагонов типа 25G, включая 4 спальных и 2 вагона-ресторана. Все вагоны поставит китайская вагоностроительная компания CNR Changchun. Значительную часть строительных работ по проекту планировали выполнить к концу 2015 г., чтобы уже в начале следующего года начать перевозки. За строительство ее конечного участка длиной 100 км от Доуоле до Дурале на побережье отвечает Джибути. Соответствующий контракт стоимостью 505 млн долл. между правительством этой страны и CCECC был заключен в феврале 2012 г., и по устоявшейся традиции его финансовое обеспечение тоже пришло из Китая;

• линия Мэкэле — Хара-Гебея/ Уольдыя. Китайская компания по строительству транспортной инфраструктуры China Communication Construction (CCCC) в 2012 г. подписала с правительством Эфиопии контракт стоимостью 1,5 млрд долл. на строительство линии Мэкэле — Хара- Гебея /Уольдыя длиной 268 км, выходящей на линию Аваш — Уольдыя. Проблемы, возникшие при мобилизации финансовых средств и проведении экологических исследований и проектных изысканий, тормозили до недавнего времени начало работ по данному проекту. Однако при финансовой поддержке со стороны Китая в феврале 2015 г. строительство было начато торжественной церемонией, ознаменовавшей начало работ;

• Аддис-Абеба — Эджаджи — Беделе/ Джимма. Бразильский национальный банк социального и экономического развития предоставляет кредит в размере 1 млрд долл. для реализации проекта строительства линии, которая свяжет Эфиопию с Южным Суданом;

• Уольдыя — Семера — Элидар — Таджура. Тендер на строительство этой линии длиной 280 км в январе 2015 г. был отложен в пятый раз, поскольку соискатели контракта в очередной раз попросили больше времени для подготовки своих технических и финансовых предложений. Однако прозвучало и такое мнение, что задержка с тендером произошла по той причине, что корпорация ERC внесла изменения в положение о тендере, ограничив круг соискателей теми компаниями, которые имеют опыт работы по проектам строительства как минимум 180 км железной или автомобильной дороги стоимостью более 200 млн долл. Индийская частная компания Overseas Infrastructure Alliance, специализирующаяся на разработке и управлении проектами, отвечает за подготовку тендерной документации, а правительство Индии вкладывает 300 млн долл. в данный проект, который предполагают реализовать в течение 5 лет. По завершении строительства данная линия сформирует восточный участок магистрали, проходящей от Фентосэлэма через Вероту и Бахр-Дар;

• продолжается строительство линии Уольдыя/Хара-Гебея — Комбольча — Аваш, его ведет консорциум во главе с Yapi Merkezi. Вторая очередь включает в себя проекты строительства еще шести участков железной дороги, суммарная протяженность которых составляет 2994 км. В ситуации, когда на различных строящихся участках железных дорог в Эфиопии уже работают первые тепловозы и ожидается ввод в регулярную эксплуатацию на линии Аддис-Абеба — Доуоле заказанных электровозов, наличие современного железнодорожного транспорта в стране перестает быть пожеланием, а становится реальностью. С развитием железнодорожного транспорта в Эфиопии будет сокращаться общий объем транспортных издержек и существенно изменится вся структура грузового транспорта страны: из жестко ориентированной на автомобильный транспорт она будет реально превращаться в мультимодальную.

По материалам портала Railway Technology; International Railway Journal, 2015