Железные дороги Великой войны

      
        История человечества знала немало войн. Но Вторая мировая война стала крупнейшим вооруженным конфликтом в современной истории. В военные действия на трех континентах были вовлечены десятки государств, мобилизовано 110 млн человек. Эта война унесла более 50 млн жизней. Половину погибших составили граждане СССР – такова была цена Победы, которую заплатила наша страна. Война перекроила политическую карту мира, на полвека вперед закрепив расстановку сил на международной арене. Послевоенный период – это время триумфа Советского Союза как страны-освободительницы и сверх­ державы. Победа антигитлеровской коалиции стала возможной благодаря необычайной стойкости, мужеству и массовому героизму советского народа, само­ отверженно сражавшегося на фронтах и трудившегося в тылу. В прямом смысле слова на военные рельсы были переведены все отрасли народного хозяйства, в том числе и железные дороги. Именно во Второй мировой войне железные дороги стали стратегическим фактором в любой военной операции. От железнодорожников зависела оперативная переброска боевой техники и десятков тысяч бойцов, развертывание боевых подразделений и организация снабжения. За 4 года воинские перевозки в общей сложности превысили 19,7 млн вагонов (это более 444,2 тыс. поездов). Благодаря железным дорогам была обеспечена эвакуация населения и промышленных предприятий. Только во второй половине 1941 года для этих целей было привлечено около 1,5 млн вагонов. В сложнейших военных условиях с запада на восток удалось доставить свыше 2,5 тыс. промышленных предприятий, миллионы тонн продовольственных и других грузов. Можно сказать, что железнодорожники всегда находились на переднем крае, ведь объекты железнодорожного транспорта постоянно подвергались вражеским атакам с земли и воздуха. Но даже под непрерывными обстрелами и бомбардировками железно­ дорожники смогли обеспечить бесперебойные перевозки для нужд фронта и тыла. При этом под натиском захватчиков железнодорожники всегда последними уходили из городов и сел, спасая других и сражаясь с врагом, оставаясь до последнего на своих рабочих местах. На плечи железнодорожников легла вся работа по восстановлению разрушенных войной станций и узлов, локомотивных и вагонных депо, мостов и других сооружений. Их труд позволил обеспечить проведение наступательных операций, а позднее – восстановить экономику в освобожденных районах страны. За годы войны специалистами железных дорог было восстановлено около 120 тыс. км путей и построено порядка 10 тыс. км новых стальных магистралей – как в прифронтовой поло-се, так и в тылу. С того майского дня, когда прозву-чало долгожданное и заветное слово «Победа!», минуло 70 лет. Память о беспредельной стойкости нашего наро-да живет в воспоминаниях и рассказах участников тех событий, на пожелтевших страницах газет, выцветших фотографиях, в фронтовых письмах, книгах и кинохронике. Забота о ветеранах-железнодорожниках и популяризация истории – добрая традиция, которая в МПС, а затем и в ОАО «РЖД» никогда не прерывалась. Специальный выпуск электронного бюллетеня «О главном. Российские железные дороги» посвящен подвигу советских железнодорожников и их вкладу в Великую Победу.

Железнодорожные войска в годы войны

 

Задачи железнодорожных войск в военный период
  • обеспечение сосредото-чения и развертывания стратегического эшелона вооруженных сил
  • эвакуация граждан, оборудования промышленных предприятий, ценного имущества
  • участие в оборонительных сражениях и наступательных операциях
  • заграждение, прикрытие и развитие сети железных дорог
  • восстановление пути и искусственных сооружений
  • техническая разведка и разминирование транспортных объектов

 

Общие потери железнодорожных войск в 1941–1945 гг.
  • 118 700 человек

За годы войны численность железнодорожных­ войск возросла почти в 3 раза – с 97,3 до 271,6 тыс. человек

За годы войны воинские перевозки превысили 19,7 млн вагонов, или более 444,2 тыс. поездов Это беспрецедентный в военной истории объем перевозок.

Свыше 80% всего грузооборота СССР в годы Великой Отечественной войны обеспечил железнодорожный транспорт

 

Эвакуация промышленности и населения

          С самых первых дней войны на плечи железнодорожников легла задача по эвакуа-ции отечественной промышленности. Cоветским правительством было принято стратегическое решение о передислокации на восток всех важнейших предприятий из европейской части страны. В короткие сроки вся советская производственная база была перестроена в глубоком тылу, недосягаемом для гитлеровской армии 

Маршал СССР Георгий Жуков назвал эвакуацию «равной величайшим битвам Второй мировой войны».
Эвакуационные перевозки этого периода составили около 1,5 млн вагонов, или 30 тыс. поездов. По официальной статистике, на восток под огнем врага было вывезено 2593 промышленных предприятия

30% размещено в Поволжье и Восточной Сибири, 70% размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Эвакуационные грузы составляли около 50% общего грузопотока по железным дорогам, а на отдельных линиях – до 80%

Крупнейшие операции первой волны эвакуации

Украина С июня по октябрь 1941 г. из республики было вывезено в общей сложности 283 крупных промышленных предприятия и 136 небольших заводов

Ленинград С июля 1941 г. по железной дороге из города удалось эвакуировать более 700 тыс. жителей, а также вывезти 92 предприятия, специализировавшихся на военном производстве, и некоторые цеха Кировского и Ижорского заводов

Москва С 29 июня по 29 июля 1941 г. из столицы железнодорожным транспортом было вывезено 950 тыс. человек гражданского населения. За сентябрь – октябрь на восток было отправлено 498 промышленных предприятий

Вторая волна эвакуации (лето 1942 г.)

         Несмотря на стремительное продвижение врага вглубь страны, железнодорожники смогли в кратчайший срок перебазировать в тыл предприятия и население из южных и юго-западных регионов: Воронежской, Орловской, Ростовской, Ворошиловградской и Сталинградской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, а также некоторых других районов, оказавшихся под ударами противника. Кроме того, по железной дороге был вывезен хлеб из зернохранилищ, расположенных в Сальских степях и на Кубани, где вырос богатый урожай

 

Специализированная железнодорожная техника

       78 бронепоездов находилось на вооружении СССР к началу Великой Отечественной войны. Более 500 бронепоездов действовали в годы войны на фронтовых магистралях. Из них 230 зенитных, защищавших небо над станциями, разъездами и перегонами от налетов вражеской авиации.
 
Стандартная конструкция бронепоезда БП-43 *
  • Бронепаровоз
  • 4 артиллерийские бронеплощадки с пушками 76 мм в башнях от танков Т-34
  • 1–2 бронеавтомобиля,приспособленных для движения по железной дороге 
  • 2 бронеплощадки с зенитным вооружением с автоматическими пушками 37 мм
  • 2–4 контрольные платформы с материалами, необходимыми для ремонта железнодорожного полотна
* Наиболее распространенный и совершенный тип бронепоездов во второй половине Великой Отечественной войны
 
Личный состав бронепоезда насчитывал около 2 тыс. человек
Экипаж бронепоезда (технический и командирский состав) состоял в среднем из 21 человека плюс 30−35 пехотинцев
 
Всего в период Великой Отечественной войны бронепоездами было уничтожено и подбито
840 пулеметов, 712 автомобилей, 370 танков, 344 орудия и миномета, 160 мотоциклов, 115 самолетов, 2 бронепоезда
 
Путеразрушитель типа «Червяк»
Впервые был применен в ходе Первой мировой войны. При движении паровоза путь разрушался, рельсы деформировались, шпалы ломались и не годились для дальнейшего использования
Разрушал: шпалы на 100% рельсы на 70% скрепления на 30%. За 1 час мог привести в негодность до 10 км пути. Обслуживался командой из 10 человек.
 
Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180
Позволял вести огонь непосредственно с железнодорожных путей. Сектор обстрела – 360 градусов. Через 3–4 минуты после прекращения огня транспортер с помощью своих двигателей мог отойти на небольшое расстояние, чтобы не попасть под ответную атаку 160 тполная масса транспортера, 180 мм калибр орудия, 97 кг вес снаряда, 38 км дальность стрельбы, 3,5–5 выстрелов в минуту скорострельность, 45 км/ч скорость передвижения установки, 40 человек боевой расчет.
 
Двухосный вагон – теплушка
Во время Великой Отечественной войны двухосные грузовые вагоны были переоборудованы под перевозку людей. Импровизированные пассажирские вагоны назывались теплушками, так как в них устанавливались печки - 18 т грузоподъемность вагона, 28–32 человека вместимость, 6,44 м длина, 2,78 м ширина. Такими вагонами были перевезены 291 стрелковая дивизия, более 1,6 млн человек пополнения, а объемы эвакуации составили 1,5 млн вагонов, или 30 тыс. поездов.
 
Военно-санитарные поезда
Организованы для оказания помощи раненым. Состояли из специально оборудованных вагонов для легко- и тяжелораненых, изолятора, аптеки, перевязочной, кухни и служебного вагона
Вместимость санитарного эшелона – 500–600 человек, 11 863 санитарных поезда в годы войны участвовали в эвакуации раненых
 
Грузовая двухосная платформа
Использовалась для сыпучих грузов, техники, эвакуации оборудования заводов. За годы войны перевезено 1,4 млрд т грузов.
 
Масштабы разрушений на железнодорожной сети СССР
В первые месяцы войны фашистская авиация совершала в среднем 50 налетов в сутки на железнодорожные объекты СССР. Особенно сильно были разрушены крупные узловые станции Орша, Бологое, Смоленск, Гомель, Коростень, Житомир, Бахмач, Брест и др., на которые было сброшено от 1,5 до 3,5 тыс. бомб различного калибра. Всего на советской территории гитлеровскими войсками было выведено из строя 26 из 54 железных дорог довоенной сети 8 магистралей частично повреждены Большое количество паровозов и вагонов было уничтожено или угнано из СССР. Разрушено 65 тыс. км пути 13 тыс. мостов общей протяженностью около 300 км 4100 станций 2436 вокзалов 317 паровозных депо и множество других железнодорожных объектов и устройств

Строительство и восстановление железных дорог

Объем капитальных работ на железнодорожной инфраструктуре в 1940–1945 гг., км

Построено новых железных дорог общего назначения

 

3176

1930

2807

1446

2577

241

Электрифицировано железных дорог

 

45

41

10

51

102

250

Оборудовано железных дорог автоблокировкой и диспетчерской централизацией

 

1518

634

472

86

166

621

Год

1940

1941

1942

1943

1944

1945

 

Стратегические стройки в годы войны
Железнодорожное звено Дороги жизни
Благодаря запуску линии Войбокало – Кобона – Коса длиной 32 км удалось увеличить объем грузовых перевозок через Ладожское озеро для снабжения блокадного Ленинграда
Дорога мужества
Ввод двухпутной линии Старый Оскол – Сараевка – Ржава протяженностью 95 км значительно увеличил провозную способность железных дорог на Воронежском и Центральном фронтах во время Курской битвы и способствовал ее победоносному завершению.
Волжская рокада
Для строительства железной дороги Иловля – Свияжск пришлось экстренно демонтиро-вать 180 км путей на линии БАМ – Тында, уложенной еще до войны, а также ряд участ-ков в западных районах страны. 978 км удалось построить в фантастически короткий срок – всего за 6 месяцев. Ни раньше, ни позже никто и никогда в мире не монтировал столь протяженные железнодорожные пути с такой невероятной даже для военных лет скоростью.
120 около тыс. км общая протяженность путей, восстановленных, перешитых и приведенных в эксплуатационное состояние в годы войны 
Впоследствии маршал Георгий Жуков отмечал: «Сооружение Волжской рокады обеспечило­ резервами и вооружением всю Сталинградскую битву, ознаменовавшую собой коренной перелом в ходе войны» .