Западная Австралия: баланс инвестиций и провозной способности

Данная железнодорожная сеть обслуживает территорию, на которой могли бы уместиться две Великобритании. Годовой объем грузовых перевозок, на момент передачи сети компании Brookfield Rail составлявший порядка 30 млн т, к 2013 г. увеличился до 71 млн т, а в 2015 г. приблизился к 75 млн. Фундаментом для дальнейшего роста перевозок служит масштабная инвестиционная программа. Арендовав железнодорожную сеть у правительства штата Западная Австралия на 49 лет, компания Brookfield Rail каждые 5 лет проходит аудиторскую проверку. Три аудита, проведенные к настоящему времени, завершились для компании с положительным результатом. Кроме того, арендатор находится под постоянным контролем управления общественного транспорта штата, ведомств по безопасности на железнодорожном транспорте и по регулированию экономики. В конечном счете, все упомянутые органы следят за тем, чтобы деятельность Brookfield Rail соответствовала заявленным целям и потребностям клиентуры. В год на контролируемой компанией сети выполняются перевозки грузов суммарной стоимостью около 25 млрд австрал. долл. Brookfield Rail является дочкой канадской компании по управлению активами Brookfield Infrastructure Partners, деятельность которой распространяется на объекты недвижимости, инфраструктуры (платные автомобильные дороги, трубопроводы, порты) и возобновляемые источники энергии. В частности, ей принадлежит 27 % акций бразильского железнодорожного оператора VLI. Работая в составе группы глобального масштаба, Brookfield Rail может плодотворно участвовать в обмене идеями и пользоваться опытом, накопленным в других странах. Протяженность линий железнодорожной сети, контролируемой Brookfield Rail, составляет около 5500 км (рис. 1). Она простирается от Джералдтона на севере до Банбери и Олбани на юге и от Фримантла на побережье Индийского океана до Калгурли у границы со штатом Южная Австралия. Данная сеть имеет ярко выраженную ориентацию на грузовые перевозки. В частности, она обслуживает шесть грузовых портов, находящихся в собственности штата Западная Австралия. Исключение составляют пассажирское сообщение между побережьями Индийского и Тихого океанов (поезда курсируют дважды в неделю) и внутриштатные пассажирские сообщения TransWA, связывающие Перт с Банбери и Калгурли и выполняемые дизель-поездами. На сети Brookfield Rail можно выделить два полигона — нормальной колеи 1435 мм и узкой 1067 мм.

Рис. 1. Схема линий компании Brookfield Rail в штате Западная Австралия

Основу первой составляет широтная магистраль, по которой грузы перевозятся преимущественно в междуштатных сообщениях, причем основной грузопоток идет в западном направлении — из крупных городов с хорошо развитой промышленностью, расположенных на востоке страны, в Перт. На этом направлении доля железных дорог в грузовых перевозках составляет 80 %. Операторы междуштатных сообщений стремятся ликвидировать подобный дисбаланс во избежание порожних пробегов, в первую очередь при перевозке контейнеров. В рассматриваемом трансавстралийском коридоре преобладают генеральные грузы, однако в абсолютном измерении их объем всего лишь приближается к 5 млн т. Полигон нормальной колеи включает также линию меридионального направления, связывающую Леонору с портом Эсперанс. Данная линия в основном загружена экспортными перевозками железной руды, добываемой компанией Cliffs Natural Resources на месторождении зеленокаменного пояса Кульяноббинг. Объем этих перевозок составляет около 12 млн т в год. Помимо того, юниорская компания Mineral Resources с недавнего времени проводит по линии нормальной колеи собственные рудовозные поезда, связывающие месторождение в регионе Аилгарн с портом Квинана к югу от Перта. Более обширный полигон колеи 1067 мм в значительной мере ориентирован в меридиональном направлении. Несколько второстепенных линий связывают города местного значения с линией, соединяющей район национального парка Эйвон-Вэлли с Олбани. Еще одно меридиональное направление проходит через приморские города Банбери, Перт и Джералдтон. Два меридиональных направления  соединены линией двойной колеи (150 км), связывающей Нортам с Пертом и портом Квинана (рис. 2). Широтно-ориентированный грузопоток полигона узкой колеи представлен в основном экспортируемыми минеральным сырьем и зерном. Приблизительно 20 млн т алюминия и бокситов, поступающих по железной дороге, перерабатываются ежегодно портом Банбери. Из года в год растет поступление в порт Джералдтон железной руды и марганца. Инвестиционная поддержка Рост объемов перевозок происходит, как правило, не одномоментно, а постепенно, и для поддержания этого неуклонного роста необходимы меры по модернизации и даже реконструкции железнодорожной сети. В течение последних 14 лет частным сектором экономики на эти цели было выделено в общей сложности 2,5 млрд долл. В последние 5 лет проводится большая работа по усилению значительной части сети Brookfield Rail, включая укладку в путь на наиболее загруженных направлениях железобетонных шпал и рельсов увеличенной массы (60 вместо 47 кг/м). Около 20 лет назад на железных дорогах в штате Западная Австралия существовала серьезная проблема схода с рельсов подвижного состава, вызванная гниением и разрушением деревянных шпал. Ее пытались решать, укладывая через каждые три деревянные шпалы одну стальную. Считалось, что это поможет удерживать ширину колеи в допустимых пределах. Позднее соотношение стальных и деревянных шпал на наиболее уязвимых направлениях достигло 2:1. До конца 2015 г. должны быть завершены работы по программе модернизации участка длиной 56 км на подходе к Леоноре. Brookfield Rail обновила классификацию линий обслуживаемой железнодорожной сети с выделением трех категорий в зависимости от состояния железнодорожного пути и допустимой осевой нагрузки: 

• первая категория — линии с преобладанием железобетонных шпал и рельсов повышенной массы; допустимая осевая нагрузка на магистрали нормальной колеи широтного направления равна 24 т, на линии в порт Эсперанс — 23 т;

• вторая категория — линии с чередованием деревянных и стальных шпал; осевая нагрузка — 23 т;

• третья категория — в путь уложены исключительно деревянные шпалы; осевая нагрузка — от 9 до 16 т.

Рис. 2. Участок двойной колеи Brookfield Rail

На сети преобладают однопутные линии; обгонные пути длиной 2 км на магистральных направлениях допускают обращение поездов длиной до 1800 м и прицепной массой порядка 15 тыс. т. Работа с клиентурой Компания Brookfield Rail ставит своей задачей привлечь на железнодорожный транспорт как можно больше грузов. Ее основным конкурентом на уровне штата является автомобильный транспорт. Поскольку такая ситуация достаточно типична для многих стран мира, эксперты компании тщательно изучают и успешно используют на практике лучший мировой опыт конкурентной борьбы. При этом руководство Brookfield Rail считает, что необходим открытый диалог с клиентурой, властями штата и акционерами с тем, чтобы сформировать наилучшую среду для стабильного развития грузовых железнодорожных перевозок. Арендовав железнодорожную сеть штата Западная Австралия на срок 49 лет, компания Brookfield Rail обеспечивает недискриминационный доступ к ней любому оператору (рис. 3 и 4). На этой сети работают такие компании, как Aurizon, Pacific National и SCT, а также ряд других, располагающих для этой цели парками собственных грузовых вагонов и локомотивов. При этом, как и любое коммерческое предприятие, компания обязана заботиться о собственной прибыли, которую она получает почти исключительно за счет взимания платы за право доступа к железнодорожной инфраструктуре. Работа компании с клиентурой ориентирована на привлечение грузов. Однако в настоящее время она так же, как и многие из ее клиентов, ощущает на себе последствия давления, оказываемого на экономику штата резким снижением мировых цен на различные виды сырья. Brookfield Rail вложила значительные средства в развитие контролируемой железнодорожной сети, в том числе в плане обеспечения оперативного контроля за техническим состоянием ее инфраструктуры. На линиях появились разнообразные напольные системы контроля, позволяющие выявлять повреждения колес подвижного состава, превышение допустимой осевой нагрузки, вести акустический контроль технического состояния подшипников (система RailBAM), а также видеоконтроль геометрических параметров и распределения нагрузок. Управление движением ведется из главного центра в Перте и двух малых центров, находящихся в Банбери и Нортаме. При этом полигон диспетчерской централизации ограничивается Трансавстралийской магистралью, а также линиями Джералдтон — Маллева, Перт — Банбери и Калгурли — Эсперанс.

Рис. 3. Углевозный поезд компании Aurizon на сети Brookfield Rail

Рис. 4. Грузовой поезд компании Pacific National

Остальные линии сети не осигнализованы, управление движением на них осуществляется по поездным приказам, передаваемым с помощью голосовой радиосвязи. Имея в виду улучшение условий безопасности перевозочного процесса, руководство компании Brookfield Rail планирует внедрение систем принудительного действия, например ATMS, контролирующих работу в условиях любых ограничений в части регулирования движения. Такой шаг потребует тесного взаимодействия с компаниями — операторами поездов в контексте оснащения подвижного состава бортовым оборудованием. Необходимо будет также обеспечить эффективное взаимодействие с распорядителями инфраструктуры смежных железнодорожных полигонов, например участков междуштатной сети, контролируемых корпорацией Australian Rail Track (ARTC) или компанией пригородной железнодорожной сети Перта Transperth.
Трудовые ресурсы Большое внимание Brookfield Rail уделяет формированию трудового коллектива, способного обеспечить успех проводимых преобразований, и повышению культуры труда. Суммарный трудовой стаж работников компании в отрасли железнодорожного транспорта превышает 3500 лет. Трудовой коллектив представлен не только теми, кто давно работает на железнодорожном транспорте и связал с ним свою карьеру, но и теми, кто пришел из других отраслей с новыми идеями. Представители обеих групп успешно работают совместно, обеспечивая тем самым соединение производственного опыта с инновационными подходами и новой энергетикой. Исторически сложилось так, что на железнодорожном транспорте работало чрезвычайно мало женщин. Компания Brookfield Rail сломала этот стереотип, существенно увеличив долю женского персонала: если ранее она не превышала нескольких процентов, то сейчас приближается к 20 %. При этом женщины занимают не только традиционные для них должности исполнительного звена, но также продвигаются и на руководящие посты. Сегодня женщин можно встретить среди инженеров, поездных диспетчеров, монтеров СЦБ. Это помогает преобразовать саму компанию; руководство Brookfield Rail исходит из
того, что, не привлекая в коллектив сильных и способных работников - женщин, работодатель игнорирует способности и таланты половины населения. Компания Brookfield Rail активно взаимодействует с клиентурой и операторами обслуживаемых портов, добиваясь своевременной доставки грузов. В конечном счете цель состоит в том, чтобы, оптимизировав использование ресурсов и обеспечив экономию затрат грузоотправителей, привлекать больше грузов на железную дорогу. Обслуживая региональные предприятия, компания содействует росту междуштатных перевозок и развитию экономики штата Западная Австралия.
Перевозки зерна Современные экономические условия и транспортная логистика требуют оперативного выстраивания новых комплексных логистических цепочек. В этих условиях эффективная работа железнодорожной инфраструктурной компании, обеспечивающая не менее чем 90 %-ную надежность логистических цепочек, невозможна без отлаженных взаимоотношений четырехстороннего сотрудничества, в котором, кроме распорядителя железнодорожной инфраструктуры, участвуют грузоотправители, операторы поездов и регулирующий орган.
Широкий общественный резонанс получил долгосрочный переговорный процесс, который Brookfield Rail ведет с кооперативом CBH Group — крупнейшим зерновым оператором страны, представляющим интересы более чем 4800 фермерских хозяйств в «зерновом поясе» штата Западная Австралия. Предметом переговоров в данном случае являются сборы за пользование железнодорожной инфраструктурой, контролируемой Brookfield Rail, и приостановка обслуживания некоторых малодеятельных линий. Годовой объем перевозок зерна в штате в среднем составляет 6 млн т, или 9 % суммарного грузооборота на сети Brookfield Rail. Однако эти перевозки приходятся на 65 % эксплуатационной длины сети, причем на линиях протяженностью 2400 км выполняются только перевозки зерна. В 2009 г. правительство штата Западная Австралия инициировало стратегический анализ перевозок зерна в целях определения потребностей в их финансовой поддержке на перспективу, результатом которого явилась одноразовая дотация из бюджета штата в размере 165 млн долл., выделенная целевым назначением на модернизацию отдельных участков железнодорожной сети. Приблизительно в это же время кооператив CBH Group принял решение отказаться от услуг оператора железнодорожных перевозок ARG (ныне входит в состав компании Aurizon) и заключил с компанией Watco 10‑летний контракт на оказание комплексных услуг железнодорожной логистики, включая планирование формирования и пропуска поездов, отслеживание перевозок, техническое обслуживание и управление инвентарными парками подвижного состава. Зерновые грузы доставляются фермерскими хозяйствами на 192 приемных пункта, откуда в годовом суммарном объеме порядка 10 – 12 млн т транспортируются на четыре экспортных терминала CBH (рис. 5). Одновременно CBH Group инвестировал 175 млн долл. в формирование собственных парков локомотивов и грузовых вагонов, закупив более 300 грузовых вагонов и 25 тепловозов трех серий производства корпорации MotivePower. Финансирование, выделенное властями штата, позволяло заменить шпалы на зерновозных линиях первой и второй категории с суммарной эксплуатационной длиной не менее 1265 км. В результате зерновозные линии сети Brookfield Rail оказались, возможно, даже в лучшем техническом состоянии, нежели линии соответствующего назначения в любом другом штате Австралии. В 2014 г. по сети Brookfield Rail был перевезен рекордный объем зерна (пиковый период перевозок продлился более 6 недель). При этом власти штата решили отказаться от финансирования зерновозных линий третьей категории. С учетом проведенных мероприятий по улучшению технического состояния отдельных участков параллельных автомобильных дорог Brookfield Rail приняла решение о консервации соответствующих линий до конца 2014 г. Поскольку Brookfield Rail не получает дотаций на перевозки зерна, размер сборов за доступ на контролируемую ею железнодорожную инфраструктуру должен отражать полные затраты на текущее содержание и эксплуатацию линий зерновозной сети. Именно этот подход и стал камнем преткновения во взаимоотношениях компании с CBH Group. В начале 2015 г. начались двусторонние переговоры о заключении контракта сроком действия 10 лет в соответствии со сводом правил и норм штата Западная Австралия, регулирующих доступ к железнодорожной инфраструктуре. Компания Brookfield Rail предложила увеличить тариф на 1 долл./т; CBH Group посчитал это предложение завышенным. В качестве аргумента в свою пользу компания Brookfield Rail привела тот факт, что тарифы оплаты за пользование контролируемой ею железнодорожной инфраструктурой долгое время оставались неизменными, вследствие чего некоторые линии работали в убыток. Поскольку новый долгосрочный контракт заключен не был, по истечении действовавшего контракта в конце апреля 2015 г. кооператив CBH Group полностью отказался от перевозок по сети Brookfield Rail, но впоследствии его поезда все же получили право доступа к инфраструктуре Brookfield Rail на основе временного соглашения, рассчитанного на срок до конца декабря 2015 г. Однако переговоры по новому основному контракту зашли в тупик. В сентябре 2015 г. руководство CBH Group заявило о готовности обратиться в Европейское железнодорожное агентство с просьбой о проведении независимого арбитража, параллельно договариваясь с Brookfield Rail о продлении действия имеющегося временного соглашения на период после Нового года, чтобы избежать коллапса в разгар пикового периода перевозок зерна. Со своей стороны Brookfield Rail отмечала, что расходы по железнодорожным перевозкам в штате Западная Австралия ниже, чем в любом другом штате страны. Недавнее исследование показало, что годовые затраты на текущее содержание и эксплуатацию зерновозной железнодорожной сети протяжен ностью 1200 км в штате Новый Южный Уэльс составляют 40 млн долл., а доходы в виде платы за использование ее инфраструктуры — всего 1 млн долл.

Рис. 5. Зерноприемный пункт в Кандердине

Власти этого штата субсидируют эксплуатацию данной сети в объеме, превышающем 90 % ее расходов, и инвестируют 227 млн долл. в ее развитие, стремясь убрать большегрузные автомобили с автомобильных дорог. По мнению руководства Brookfield Rail, такой подход отрицательно влияет на австралийский зерновой рынок в целом и наносит ущерб производителям зерна в штате Западная Австралия. Не теряет остроты и проблема неравноправия в конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта. Инфраструктура последнего субсидируется властями, и, следовательно, плата, взимаемая с грузоотправителей, не соответствует реальным издержкам. Власти штата Западная Австралия пытаются выравнивать условия конкуренции, вкладывая средства в модернизацию железнодорожной инфраструктуры, например в замену шпал и рельсов. Однако вряд ли этот подход равноценен субсидированию на прочной долгосрочной основе. Важную роль автомобильного транспорта в логистических цепочках нельзя отрицать, но при этом необходимо поддерживать и развивать все виды транспорта, что, по всей видимости, требует эффективного сотрудничества на всех уровнях — местном, штатов и федеральном. Именно поэтому Brookfield Rail выходит на все эти уровни административного управления, добиваясь поддержки железных дорог в долгосрочной перспективе как значимого элемента в функционировании зернового рынка. Для этого в первую очередь требуется сбалансированная система ценообразования, предлагающая базовый тариф и скидки к нему в зависимости от объемов заказываемых перевозок, чтобы перевозка каждой дополнительной тонны груза обходилась грузоотправителю дешевле. Между тем законсервированные линии третьей категории переводятся в ремонтно-эксплуатационный режим, а компания Brookfield Rail остается открытой для диалога с властями штата и производителями зерна в целях поиска коммерческого решения, которое стало бы основой безопасной эксплуатации этих линий, что в интересах как производителей зерна, так и штата Западная Австралия в целом.

Материалы компании Brookfield Rail; Railway Gazette International, 2015.