Знаменитая фамилия

       Д. Л. Хорват родился 25 июля 1859 года в городе Кременчуге Херсон­ской губернии в зажиточной дво­рянской семье. Он принадлежал к родовитой фамилии сербского происхождения, приходился вну­чатым племянником герою Оте­чественной войны 1812 года фель­дмаршалу М. И. Кутузову. Детство и отрочество Дмитрия Хорвата прошли в отеческих име­ниях, в украинской деревне. Будучи юношей здоровым и сильным от природы, он любил участвовать в полевых работах, не отставая при этом от лучших работников.

       Принадлежность к знаменитой военной фамилии, по-видимому, пре­допределила молодому человеку карь­еру военного. 1 сентября 1875 года он поступил в Николаевское инженерное училище в г. Санкт-Петербурге, куда был зачислен юнкером. Училище яв­лялось высшим учебным заведением, в котором готовили офицеров на службу в строевые части инженерных войск. Последние занимались возведением и обслуживанием крепостных сооруже­ний, организацией правильной осады фортов и крепостей во время военных действий, наведением понтонных пере­прав через реки, саперными, минными, телеграфными работами и т. п. В соста­ве инженерных войск Российской им­перии помимо саперных и понтонных батальонов состояли шесть железно­дорожных батальонов, предназначав­шихся для постройки, исправления и эксплуатации рельсовых путей.

Кутузов на гравюре

       По окончании трехлетнего курса училища подпоручик Хорват начал службу в лейб-гвардии саперном батальоне в г. Санкт-Петербурге. Через месяц молодой офицер был отправлен в поход для участия в войне с Тур­цией. С мая по сентябрь 1878 года он находился на Балканском полуост­рове в селе Стефано, регулярно совершая командировки по инженерной части для принятия пороха, гальванических (электрических) повозок и т.п. в города Орхани, Богот, Рущук. Спустя два года ему довелось возгла­вить взвод саперов по обследованию помещений Зимнего дворца после взрыва в царской столовой, осуществленного революционерами. В экс­тремальной ситуации 22-летний Дмитрий Хорват проявил завидное хлад­нокровие и мудрую распорядительность.

       В октябре 1881 года он сдал приемные экзамены и поступил в младший класс Николаевской инженерной академии. Это было учебное заведение, которое входило в состав Императорской военной академии Генерально­го штаба и готовило элитные кадры руководителей инженерных войск России. Для допуска к экзаменам выпускникам инженерного училища необходимо было прослужить в офицерском звании два года обязательно в строевых частях. Желающие поступить в академию подвергались пред­варительному испытанию при штабах саперных бригад, а где их не было - при окружных или крепостных инженерных управлениях.

       Трехгодичный курс обучения в академии, делившийся на младший, старший классы и дополнительный курс, включал предметы главные и второстепенные. К первым относились фортификация, механика, строи­тельное искусство в самом широком смысле (материаловедение, воинские и оборонительные здания, дороги и мосты, речные и морские сооруже­ния, отопление и вентиляция) и архитектура с черчением. Блок вспомо­гательных предметов состоял из высшей математики, начертательной геометрии, геодезии, физики, химии, геологии и минералогии, военной истории и стратегии, тактики, истории осад, русского и иностранных языков (французский и немецкий). Изучались также подводные мины и современное состояние артиллерии.

Русская лейб-гвардия в Петергофе

       Таким образом, выпускник инженерной академии, названной в честь императора Николая I, являлся высокообразованным человеком. Кроме того, он был универсальным специалистом, который мог организовать изыскательские работы и проектирование, строительство, эксплуатацию и охрану любого военного и железнодорожного объекта. Д. Л. Хорват проучился в Николаевской инженерной академии два года. В октябре 1883 года он был отчислен по «домашним обстоятельствам», вернулся в свой батальон и занимался преподавательской деятельностью в учебной команде при батальоне.