История Дальневосточной дороги

Хорват Дмитрий Леонидович

Первый начальник Дальневосточной магистрали

ХОРВАТ - В КРАТКОМ СЛОВЕ ЭТОМ СТОЛЬКО БЫЛЕЙ ЗОЛОТЫХ, ОСИЯННЫХ ТИХИМ СВЕТОМ ЛУЧШИХ РУССКИХ ДНЕЙ БЫЛЫХ..

Журнал «Харбинская старина». 1938 г.

 

Дмитрий Леонидович Хорват. Его считали одним из лучших знатоков железнодорожного дела Российской империи. В суровые годы революционных потрясений и Гражданской войны он объявил себя «временным правителем» сво­ей страны. Советская власть имя белого генерала Хорвата подвергла поруганию и проклятиям, а затем — забвению.

Становление Дальневосточной железной дороги (до 1936 года но­сила название Уссурийской), пер­вые годы ее эксплуатации тесно связаны с судьбой этого выдающе­гося деятеля царской России.

Генерал-лейтенант Хорват известен в отечественной историографии прежде всего в качестве первого управляющего Китайско-Восточной железной дорогой в 1903-1918 годах. КВЖД являлась замыкающим участ­ком Великого Сибирского пути, с пуском которого в эксплуатацию нача­лось сквозное движение от Петербурга через Северо-Восточный Китай (Маньчжурию) до Владивостока и Ляодунского полуострова на Порт-Ар­тур и Дальний.

Вместе с тем «доманьчжурский» период трудовой биографии управля­ющего КВЖД Хорвата, занявший более пятнадцати дет, мало известен. Будучи по образованию военным инженером, он строил железные дороги и осуществлял их эксплуатацию в среднеазиатской пустыне и в дальневос­точной тайге, т.е. в отдаленнейших и диких районах страны, где первые штрихи цивилизации зарождались лишь с появлением рельсового пути.

В течение семнадцати лет Д. Л. Хорват стоял во главе уникального организма под названием полоса отчуждения КВЖД, известного в свое время как «счастливая Хорватия» и ставшего после революции пристани­щем эмигрантов. На этом своеобразном острове, построенном русскими инженерами и архитекторами в сказочно быстрые сроки на чужбине, собрались несколько десятков тысяч людей, переживших крах своего жизненного уклада, оторванных от Родины, но сумевших объединиться и создать центр привычной им, национальной по духу атмосферы. Великая и трагичная история русской колонии в Маньчжурии, этой не существующей ныне «Атлантиды», непосредственно связана с именем Дмитрия Леонидовича Хорвата.

К нему в полной мере относятся слова живого классика русской ли­тературы Валентина Распутина: «Инженер-изыскатель и строитель вы­ковался в Сибири в особый отряд рыцарского и верноподданнического служения России. Это была интеллигенция крепкой кости и здорового духа, у которой не могло явиться разрушительного настроения уже по одному тому, что призванием ее было строить, укреплять и облагоражи­вать жизнь, выводить российские окраины, придавленные заброшен­ностью и дальностью, из местечковых тупиков на простор знаний и деятельности. Это были образованные и благожелательные люди, спо­койные и неутомимые, чьи добрые качества выработались опять-таки профессиональным служением и духовной подтянутостью».

На Китайско-Восточной дороге