Источник экономического роста

Большая протяженность территории России изначально предполагает потребность населения и промышленности в современной и надежной транспортной инфраструктуре. Закономерно, что президент РФ Владимир Путин в качестве одной из важнейших стратегических задач отмечает необходимость ускоренного развития железнодорожной инфраструктуры. От решения этой задачи напрямую зависит стабильность социально-экономического положения и безопасность страны.

Масштабные задачи

В силу больших расстояний и экспортной направленности российской экономики доля транспортных затрат в себестоимости продукции некоторых предприятий может достигать 30%. Это означает, что конкурентоспособность России на мировом рынке во многом зависит от повышения эффективности работы всей транспортной системы. Однако сегодня значительная часть железнодорожной сети нуждается в модернизации и развитии, поскольку имеющаяся пропускная способность не соответствует перспективным запросам экономики. Для исправления этой ситуации согласно поручениям правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» успешно реализует ряд крупных инфраструктурных проектов. За последние годы удалось добиться значительных результатов. В частности, было организовано интермодальное сообщение во Владивостоке, подготовлена транспортная инфраструктура к проведению XXII Олимпийских зимних игр в Сочи. Кроме того, создан новый современный транспортнопересадочный комплекс в Казани. В настоящее время в разных регионах страны реализуются не менее масштабные программы. Так, крупнейшим проектом в пассажирском комплексе является развитие Московского транспортного узла (более подробно). Отдельного внимания заслуживает проект модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей с целью увеличения пропускной способности инфраструктуры для вывоза возрастающих объемов грузов.

Эффективные инвестиции 

В современных экономических условиях при реализации инфраструктурных проектов на первый план выходят вопросы повышения эффективности инвестиций и диверсификации источников финансирования. Так, расширение Восточного полигона осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, а также собственных средств ОАО «РЖД». Такая модель признана наиболее надежной и позволяющей получить наилучший эффект. В 2015 году на Восточном полигоне были развернуты работы на 725 объектах строительства и реконструкции. Введены основные фонды в объеме 42,1 млрд рублей (более подробно).
В современных экономических условиях при реализации инфраструктурных проектов на первый план выходят вопросы повышения эффективности инвестиций и диверсификации источников финансирования
Немаловажно, что в 2015 году в ОАО «РЖД» впервые введена практика проведения технологического и ценового аудита проектов. Все процедуры осуществляются с привлечением специализированных организаций, прошедших квалификационный отбор. Кроме того, ОАО «РЖД» взаимодействует с Межведомственной рабочей группой по вопросам развития железнодорожного транспорта. Это обеспечивает обоснованность принимаемых решений, прозрачность использования средств и соблюдение сроков реализации проектов. Надо отметить, что все мероприятия по проектированию и строительству объектов железнодорожной инфраструктуры проводятся в сжатые сроки и в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Для эффективной организации работ в таких обстоятельствах необходима слаженная командная работа всех причастных подразделений и подрядных организаций, четкое соблюдение производственнофинансовой дисциплины и нацеленность на общий результат.Инновационные технологии Сегодня ОАО «РЖД» располагает современной инновационно-технологической базой для создания новейшей инфраструктуры, востребованной рынком. Активное строительство, реконструкция и модернизация железнодорожной инфраструктуры на всем полигоне сети российских железных дорог позволят поднять национальную транспортную систему на качественно новый уровень развития. Для огромной территории России создание современной, удобной и доступной транспортной инфраструктуры – это, пожалуй, объективная необходимость для обеспечения экономического роста.
Вместе с тем важно постоянно увеличивать жизненный цикл объектов инфраструктуры и снижать расходы на их эксплуатацию. Для этого применяются новейшие решения в области укладки верхнего строения железнодорожного пути и строительства искусственных сооружений, а также внедряются ресурсосберегающие технологии.
От эффективности работы железнодорожного транспорта зависит развитие других отраслей промышленности и решение многих социально-экономических проблем. За последние годы строительный комплекс ОАО «РЖД» зарекомендовал себя как ответственный, надежный и эффективный исполнитель задач в сфере инфраструктурного строительства. Неудивительно, что государство доверяет компании реализацию важнейших проектов национального значения.

2,1 трлн рублей общий объем инвестиций, который планируется направить в железнодорожную отрасль в период с 2016 по 2020 год в соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 гг.)»

Татьяна Симонова