Как организовать на предприятии качественную подготовку к проверке Ростехнадзора?

ВВЕДЕНИЕ

Реформа технического регулирования сосредотачивает вокруг себя интересы различных сторон — производителей, поставщиков, государственных органов надзора, разработчиков стандартов, различных ассоциаций производителей, а также потребителей продукции. Действие реформы направлено на повышение качества продукции, которая в том числе реализуется на рынке Евразийского экономического союза. В современных условиях каждый изготовитель или торговый посредник заинтересован в устойчивом развитии своего бренда, в выходе его на рынок или повышении его доли на рынке и должен действовать в соответствии с основными принципами своей работы, а именно — соблюдать требования, предъявляемые к качеству продукции, выполнять требования технических регламентов, подтверждать соответствие продукции этим требованиям. Одной из организаций, уполномоченных осуществлять надзор за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза ЕАЭС, является Федеральная служба по экологическомутехнологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). 13 мая 2013 г. было принято постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза». Согласно постановлению все оборудование и технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах (ОПО), подпадают под надзор территориальных органов Ростехнадзора. Руководствуясь этим постановлением, Ростехнадзор может в любое время инициировать соответствующие проверки. 

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕРКЕ РОСТЕХНАДЗОРА?

На этот вопрос постараемся дать развернутый ответ в рамках этой статьи. Итак, если ваша организация осуществляет: 
— проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию ОПО;— изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО;
— транспортировку опасных веществ на ОПО, то, согласно требованиям Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту — ФЗ № 116), Ростехнадзор имеет право периодически проводить на вашем предприятии плановую и внеплановую проверку.
Надзорные мероприятия направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных законодательством РФ в области промышленной безопасности. Предметом проверок Ростехнадзора согласно п. 4 ст. 16 ФЗ № 116 является:

— соблюдение обязательных требований промышленной безопасности;
— соответствие установленным требованиям промышленной безопасности используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов;
— соблюдение требований по обоснованию безопасности (если деятельность на ОПО осуществляется с применением обоснования безопасности).

ОСНОВАНИЯ И СРОКИ ПРОВЕРОК

Проверки Ростехнадзором проводятся на основании ежегодных планов, которые утверждаются руководителем территориального управления Ростехнадзора и размещаются на официальном сайте ведомства в сети Интернет. Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью: 
а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;
б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.
В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся.
Основанием для проведения внеплановых проверок согласно п. 7 ст. 16 ФЗ № 116 могут являться:
— истечение срока исполнения поднадзорной организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений обязательных требований промышленной безопасности;
— поступление в Ростехнадзор обращений и заявлений от граждан, юридических лиц или ИП; информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и СМИ о возникновении:
1) угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;
2) угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) фактов причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства; 
— приказ (распоряжение) руководителя Ростехнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе Ростехнадзора (его территориального органа) о проведении проверки. В документе указываются основания для проверки, срок и цель, объем мероприятий по проверке, а также указания для инспекторов. После завершения проверки инспекторы Ростехнадзора обязаны составить Акт проверки в двух экземплярах. Акт составляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141. Полномочия проверяющего органа, порядок и сроки проведения проверки, обязанности контролеров и другие детали изложены в Федеральном законе от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Исполнение Ростехнадзором государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности подробно описано в Административном регламенте, который утвержден приказом Минприроды России от 30.10.2008 г. № 280.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение периода, установленного п. 5.1 ст. 16 ФЗ №116, начиная со дня: 
а) принятия в порядке, установленном Правительством РФ, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта ОПО, в том числе используемых при эксплуатации ОПО зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;
б) регистрации ОПО в Государственном реестре ОПО;
в) окончания проведения последней плановой проверки.
Предприятие уведомляется о проведении в отношении его плановой проверки не менее чем за 3 дня до начала контрольных мероприятий. В адрес поднадзорной организации направляется копия распоряжения или приказа руководителя (зам. руководителя) Ростехнадзора заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом. С внеплановой проверкой все иначе. «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор... инкогнито. И еще с секретным предписанием».
Н.В. Гоголь. «Ревизор»
Согласно п. 7 ст. 16 ФЗ № 116 Ростехнадзор в любое время может инициировать проверку. Поднадзорная организация (юридическое лицо или ИП) уведомляется о такой проверке не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом. При этом, если в Ростехнадзор поступило заявление (обращение) о фактах нарушения обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, оборудования, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным и т. д., предварительное уведомление поднадзорной организации не осуществляется (п. 9 ст. 16 ФЗ № 116).
Срок проведения плановой и внеплановой проверки составляет не более чем 30 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения надзорных мероприятий может быть продлен руководством Ростехнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней (п. 10 ст. 16 ФЗ № 116).

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРОВЕРКИ

В соответствии с положениями ФЗ № 116 и иных нормативных актов в области промышленной безопасности (включая технические регламенты, установленные общие нормы и правила, правила безопасности) в ходе проведения плановой/внеплановой проверки инспекторами Ростехнадзора проверяются следующие основные документы: 

1. Карточка организации, где указаны ее наименование, юридический и почтовый адреса, организационно- правовая форма, ФИО руководителя и гл. бухгалтера, ОГРН, ИНН/КПП, коды статистики, банковские реквизиты, контактные данные.
2. Документ, подтверждающий право собственности/владения ОПО (Свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды, безвозмездного пользования и т. д.). 
3. Предписания, ранее полученные от Ростехнадзора (при наличии таковых).
4. Учредительные, уставные и разрешительные документы:
— Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ИП);
— Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН/КПП);
— Устав организации;
— штатное расписание, включая приказ руководителя об утверждении штатного расписания;
— квалификация работников, включая проверку отсутствия медицинских противопоказаний;
— медицинские справки на сотрудников, которые задействованы в обслуживании ОПО;
— Свидетельство о регистрации ОПО, согласованные Карты учета и сведения, характеризующие ОПО;
— лицензия на эксплуатацию ОПО;
— Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО, их анализа и учета, утвержденное руководителем организации и согласованное с Ростехнадзором;
— действующие протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности, допуски по электробезопасности, протоколы проверки знаний рабочего персонала;
— должностные и производственные инструкции, регламентирующие правила ведения работ на ОПО (инструкция лица, ответственного за производственный контроль; инструкция ответственных по видам надзора);— регламенты, инструкции на проведение опасных видов работ на ОПО;
— договоры на техническое обслуживание и ремонт оборудования на ОПО.
5. Журналы:
— учета аварий, учета инцидентов, утвержденные руководителем организации;
— об осуществлении производственного контроля (с указанием инструкций, по которым проводился инструктаж), утвержденный руководителем организации;
— регистрации мероприятий или приказов по результатам проведения производственного контроля;
— осмотра, технического обслуживания и ремонта оборудования на ОПО;
— вахтенный журнал;
— учета инструктажей рабочего персонала;
— проверки знаний и квалификации работников на ОПО;
— регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда;
— регистрации первичного инструктажа на рабочем месте;
— учета противоаварийных, противопожарных тренировок;
— регистрации и выдачи нарядов-допусков на проведение работ;
— проверки знаний ПТЭ, ПТБ, ППБ, производственных и должностных инструкций, правил промышленной безопасности.
6. Приказы:
— о назначении генерального директора (иного руководителя, его замещающего);
— о назначении сотрудника, ответственного за организацию и проведение производственного контроля на ОПО;
— о назначении сотрудников, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОПО;
— о создании комиссии по проверке знаний и аттестации персонала, работающего на ОПО;
— о создании комиссии по расследованию причин инцидентов на ОПО;
— о возложении на должностных лиц предприятия ответственности за обеспечение работ по планово-предупредительному ремонту оборудования на ОПО;
— о назначении ответственных за проведение вводного инструктажа вновь принимаемых работников;
— о порядке проведения инструктажей на предприятии;
— о назначении ответственных за проведение стажировок на рабочих местах после проведения первичного инструктажа по безопасности;
— (или распоряжение) руководителя организации о порядке допуска к работе на ОПО лиц, не имеющих медицинских противопоказаний, аттестованных и обученных;
— о порядке и сроках проведения подготовки (тренировок) работников к действиям в случае аварии или инцидента на ОПО (программы и графики проведения занятий);
— о создании собственного нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников (в случае необходимости);
— о наличии финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий аварий и инцидентов на ОПО (в произвольной форме за подписью руководителя и гл. бухгалтера);
— о создании нештатного аварийно-спасательного формирования из числа сотрудников организации, аттестации его командира (в случае необходимости);
— о создании резервного финансового фонда для локализации и ликвидации аварий (согласно соответствующему пункту Устава).
7. Графики:
— технического обследования (диагностики), освидетельствования оборудования на ОПО;
— капитального ремонта оборудования, зданий и сооружений на ОПО;
— проверки срабатывания устройств технологической защиты, блокировок и действия сигнализации;
— включения и отключения оборудования в режимы резерва, ремонта и консервации;
— проведения режимно-наладочных работ на оборудовании с пересмотром режимных карт.
8. Организационные и договорные документы:
— план (планы) мероприятий по локализации  и ликвидации аварийных ситуаций (ПМЛАС), согласованный с аварийно-спасательным формированием (АСФ);
— договор со специализированной аварийно- спасательной службой (формированием) на оказание услуг по ликвидации последствий аварийных ситуаций на ОПО;
— договор на техническое обслуживание ОПО;— договоры со службами, привлекаемыми для проведения ремонтных работ;
— договор с охранной организацией на предупреждение проникновения посторонних лиц на ОПО.
9. Перечень технических устройств, применяемых на ОПО, с их количеством, характеристикой.
10. Документы, подтверждающие соответствие технических устройств обязательным требованиям — сертификаты (декларации) соответствия техническим регламентам, заключения экспертизы промышленной безопасности.
11. Проектная документация на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию — если таковые проводились) с внесенными в нее изменениями.
12. Техническая документация на оборудование (технические устройства, машины, механизмы и их составные части), которое используется на ОПО — паспорта, руководства (инструкции) по эксплуатации и т. д.
13. Разрешение (акт) на ввод в эксплуатацию оборудования, которое используется на ОПО.
14. Заключения экспертизы промышленной безопасности на:
— технические устройства, применяемые на ОПО, здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий:
— декларацию промышленной безопасности (при наличии);
— обоснование безопасности ОПО (при наличии).
15. Отчеты о плановом техническом освидетельствовании оборудования на ОПО.
16. Положение о производственном контроле на ОПО, утвержденное руководителем организации (с отметкой о регистрации документа в Ростехнадзоре).
17. Сведения (отчет) об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО за прошедший год.
18. Декларация промышленной безопасности (если объект декларируемый).
19. Заключение экспертизы ПБ на декларацию промышленной безопасности (если объект декларируемый).
20. Договор и полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на ОПО (по нормам Федерального закона № 225-ФЗ от 02.07.2010 г.).
Ростехнадзором также проверяются иные специализированные документы: приказы, журналы, графики, которые определяются спецификой ОПО и указаны в ФИП по типам объектов, технических регламентах, других нормативно-правовых актах. При выездной проверке специалистами ведомства проводится осмотр, визуальный анализ оборудования и его частей на предмет исправности, надежности и эксплуатационной безопасности. По результатам проверки инспекторами Ростехнадзора делаются выводы (с составлением акта) о наличии/отсутствии на ОПО поднадзорной организации нарушений норм и правил промышленной безопасности. 

ВОЗМОЖНЫЕ САНКЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ

Если в ходе проверки Ростехнадзором выявлены на ОПО нарушения требований промышленной безопасности, им выдается поднадзорной организации предписание об устранении этих нарушений с указанием конкретных сроков. Кроме того, предприятие, его руководитель и иные должностные лица привлекаются к административной ответственности согласно статьям 9.1 и 9.19 главы 9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде следующих штрафов и иных наказаний.
1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензирования деятельности на ОПО влечет наложение административного штрафа:
— на граждан (физических лиц) — от 2000 до 3000 руб.;
— на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер) — от 20 000 до 30 000 руб., или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года;
— на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Нарушение требований промышленной безопасности по получению, использованию, переработке, хранению, транспортированию, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО влечет наложение административного штрафа:
— на граждан — от 4000 до 5000 руб.;
— на должностных лиц — от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 1,5 лет;
— на юридических лиц — от 300 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Грубое нарушение требований промышленной безопасности (нарушение, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей) или грубое нарушение условий лицензирования деятельности на ОПО (например, отсутствие или ненадлежащее оформление лицензии — неверное наименование, неправильно указаны виды деятельности) влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц (например, генеральный директор, главный инженер)— от40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет;
— на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
4. Эксплуатация ОПО, за исключением стадии ввода в эксплуатацию без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что, как показывает практика, соблюдение организацией и ее персоналом требований промышленной безопасности поможет не только уверенно пройти проверку территориального органа Ростехнадзора, избежать издержек в виде штрафных санкций, но и, что самое главное, обеспечить на ОПО безопасное функционирование как отдельно взятого оборудования, так и всей системы управления промышленной безопасности организации в целом. В современных условиях это является важнейшим фактором усовершенствования системы качества управления предприятием, в результате чего обеспечивается также и качество выпускаемой продукции.

Богачев Игор Юрьевич, эксперт по промышленной безопасности НТЦ "Техно-стандарт" г. Москва