Как уйти от формализма

Во время целевого инструктажа персонал получает информацию об основных требованиях при выпол­нении работ на железнодорожных путях, безопасных приемах труда, правильном применении средств индивидуальной защиты, оказании первой помощи пострадавшим на производстве и по другим во­просам. Поскольку достаточно большой объем информации преподносится в основном в устной форме, инструктируемому сложно усвоить весь материал. При опросе некоторые прошедшие целевой инструктаж работники не помнят или не понимают, о чем шла речь. Получается, что инструктаж не дает желаемого эффекта.

Специалисты службы провели выборочные проверки качества целевых инструктажей на произ­водственных участках нескольких дистанций СЦБ. Оказалось, что руководители среднего звена во время инструктажей разъясняли своим подчиненным только основные требования безопасности. При этом вопросы, касающиеся действий работников при возник­новении нештатных ситуаций и в неблагоприятных погодных усло­виях, специфические требования безопасности при выполнении определенных видов работ были затронуты поверхностно или вовсе не упоминались.

К сожалению, в производствен­ных помещениях мало плакатов, наглядных пособий с краткой, по­нятной работнику информацией о безопасном производстве работ. Зачастую в линейных цехах отсут­ствует техническая возможность для просмотра видеофильмов на эту тему. При изложении материа­ла недостаточно используется ме­тод визуализации. А, как известно, образы запоминаются гораздо лучше, чем тексты и речь.

Когда в ходе проверки руко­водителям среднего звена пред­ложили самостоятельно оценить уровень проведения инструкта­жей, все они получили оценку «соответствует», несмотря на то что заметно отличались по объему и содержанию. Действительно, объективно оценить их качество достаточно сложно.

Чтобы повысить эффектив­ность, целесообразно инструктажи на все виды работ представлять в виде слайдов. А для определения полноты и качества их проведения ввести оценочные коэффициенты (см. рисунок).

Как уйти от формализма

Так, коэффициенты Отб и Дтб принимаются во внимание при оценке качества проведения ин­структажа, если в содержание включены вопросы соблюде­ния основных и дополнительных (специфических) требований безопасности, М - учитывается специфика работы вне помещений при изменении погодных условий; Нш - рассматривается порядок действий в нештатных ситуациях; В - используются фотографии, схемы, т.е. метод визуализирован­ной подачи информации. Коэффи­циент Усп - учитывает уровень са­моподготовки инструктируемого, П - проведение проверки знаний после целевого инструктажа.

За каждый коэффициент к оценке добавляется по баллу. До­полнительные баллы начисляются, если инструктируемый показал высокий или средний уровень са­моподготовки.

Инструктажи для линейных работников, набравшие в сумме с учетом всех коэффициентов 5 и более баллов, а для работающих в помещении 4 и более балла, по­лучают оценку «соответствует». В остальных случаях признается, что инструктаж «не соответствует».

Предлагаемый способ аттеста­ции целевых инструктажей потре­бует от руководителей среднего звена более тщательной подготовки к их проведению и, как следствие, позволит уйти от формализма.

Капускин С.Р., главный инженер автоматики и телемеханики Северной ДИ