Калининградская железная дорога

Основным приоритетным проектом для Калининградской железной дороги согласно Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации, стало строительство вблизи пограничного пункта пропуска Нестеров — Кибартай (Литовская Республика) новой пограничной станции Чернышевское.
Необходимость ее строительства обусловлена ограниченной пропускной и перерабатывающей способностьюучастка Кибартай— Черняховск (18 пар грузовых поездов в сутки), по которому осуществляется движение свыше 89% входящего вагонопотока дороги. При этом основным лимитирующим элементом участка являются приемо-отправочные пути пограничной станции Черняховск, находящейся в 60 км от границы.
Отсутствие на этой станции необходимой инфраструктуры для оперативного досмотра поездов сотрудниками государственных контрольных органов создавало сложности в эксплуатационной работе. Кроме того, из-за значительной удаленности станции Черняховск от границы в пунктах пропуска возникал целый ряд проблем по реализации приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении типовой схемы организации пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
Потребность в новом международном пункте пропуска поездов была обусловлена также и перспективами развития Калининградской области, предусматривающими строительство глубоководного порта для увеличения экспортно-импортных грузопотоков до 32 млн. т в год. Возможности по переработке вагонопотоков Калининградской железной дорогой при существующем состоянии инфраструктуры ограничивались 24 млн. т. С учетом этих факторов и необходимости дальнейшего развития внешнеэкономических связей в 2002 г. было принято решение о строительстве в поселке Черны- шевское новой пограничной станции и организации здесь международного пункта пропуска поездов. В 2003 г. проектно-изыскательским институтом «Юговосжелдорпроект» был разработан проект станции, по которому ее путевое и инфраструктурное развитие должно обеспечивать движение 20 пар грузовых и 10 пассажирских поездов в сутки, а при изменении технологии обработки порожних составов — до 24 пар.
Строительство станции Чернышевское велось на средства МПС РФ (а в дальнейшем ОАО «РЖД») и федерального бюджета в соотношении 66 и 34%. Это стало одним из первых шагов использования механизма государстсвенно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных объектов.

Первоочередными стали работы по сооружению объездной автодороги между разделенными станцией поселками Чернышевское и Детское. Для удобства жителей был возведен и пешеходный мост. На станции переложили и уложили вновь 23 км железнодорожных путей. Три пути предназначены для пропуска пассажирских, а восемь — грузовых поездов. Полезная длина приемо-отправочных путей (1050 м) позволяет гарантированно принимать грузовые поезда массой до 6000 т. Всего было построено 50 зданий и сооружений основного и обслуживающего назначения, в том числе низкая пассажирская и высокая грузовая платформы с навесом, по всему периметру станции установлено ограждение. Также были выполнены работы по строительству трансформаторных подстанций и воздушных линий напряжением 10 и 15 кВ. В 2015 г. на завершающем этапе строительства были введены в эксплуатацию устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. При этом монтаж системы электрической централизации проводился в тесном контакте со специалистами АО «Литовские железные дороги», так как литовская пограничная станция Кибартай находится на расстоянии менее километра от российской. Для обеспечения корректной и синхронизированной работы литовские специалисты внесли необходимые изменения в систему электрической централизации. Специалистами ОАО «РЖД» и АО «Литовские железные дороги» детально прорабатывались также технические аспекты взаимодействия при обслуживании пассажирских поездов локомотивами и локомотивными бригадами на межгосударственном пункте пропуска. За основу было принято решение, предусматривающее использование на паритетной основе локомотивов ОАО «РЖД» для пассажирских поездов от станции Чернышевское до станции Кибартай, а литовских — для обслуживания пассажирских поездов, следующих из Литвы до станции Чернышевское. Одновременно со строительством инфраструктурных объектов в поселке Чернышевское в 2011 г. был сдан в эксплуатацию 24-квартирный жилой дом для сотрудников станции общей площадью 1,5 тыс. м2, построена новая котельная, подключены к теплоснабжению два жилых поселковых дома, а также благоустроена территория, прилегающая к школе. Общий объем средств, выделенных ОАО «РЖД» на строительство жилого дома и дополнительное обустройство поселковой инфраструктуры, составил 60 млн. руб. Сегодня станция Чернышевское готова к работе. Однако как пограничный пункт пропуска она будет введена в эксплуатацию после завершения строительства всех объектов по линии Федерального агентства «Росграница». На сегодняшний день из 32 федеральных объектов построены 11, при этом два из них — на средства ОАО «РЖД». Ввод в эксплуатацию пограничной станции Чернышевское планируется в 2016 г. По расчетам, это позволит наряду с увеличением пропускной способности кардинально изменить технологию перевозочного процесса на всем полигоне Калининградской дороги и значительно улучшить качественные показатели эксплуатационной работы, в частности удлинить локомотивное и вагонное плечи. За счет снижения простоя вагонов на технических станциях на 8,1 ч их оборот будет ускорен до 0,33 сут. Более технологичной станет процедура передачи вагонов по международному стыку, благодаря чему до 3,74 ч сократится их простой на станциях приема-передачи. Одновременно улучшится контроль за проведением взаиморасчетов за вагоны
между странами СНГ и Балтии. По прогнозам, общий экономический эффект от улучшения эксплуатационной работы превысит 82 млн. руб. в год.