Классификатора уровней «тревоги»

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (ОАО «РЖД»)

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
Москва

 

« 19 » ноября 2015г.  2729р

 
Об утверждении «Классификатора уровней «тревоги» и регламента
передачи информации по вертикали оперативного руководства
инфраструктурой для принятия управленческих решений»
 
В целях установления требований к порядку передачи информации по вертикали оперативного руководства в зависимости от уровня тревоги в хозяйстве инфраструктуры:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2015 г. «Классификатор уровней «тревоги» и регламента передачи информации по вертикали оперативного руководства инфраструктурой для принятия управленческих решений».
2. Начальникам структурных подразделений, региональных дирекций инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» обеспечить изучение и проверку знаний настоящего классификатора, причастными работниками.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры А.А. Борецкого.
 
 
В ице-президент ОАО «РЖД» Г.В. Верховых
 
Исп. Мухачев А.В. ПКБ И (Ш) (499)260-01-54
 
 
 
КЛАССИФИКАТОР
уровней «тревоги» и регламента передачи информации по вертикали оперативного руководства инфраструктурой для принятия управленческих решений
 
1. Область применения
1.1. Настоящий классификатор устанавливает уровни «тревог» и регламент передачи информации по вертикали оперативного руководства инфраструктурой ОАО «РЖД» при транспортных происшествиях, отказах, сбоях в работе устройств (систем) ЖАТ для принятия управленческих решений.
1.2. Действие настоящего классификатора уровней «тревог» распространяется на работников хозяйств ОАО «РЖД», причастных к обеспечению эксплуатации устройств (систем) железнодорожной автоматики и телемеханики (далее - ЖАТ).
1.3. В настоящем классификаторе применяются следующие термины и определения:
инцидент - событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО «РЖД», в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов;
[Стандарт ОАО «РЖД» СТО РЖД 02.046-2014 «Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов», статья 2]
инженер по мониторингу - специалист по мониторингу, диагностике работы устройств СЦБ с использованием аппаратно-программного комплекса системы диспетчерского контроля, рабочее место которого расположено в дистанции СЦБ или дорожном центре мониторинга;
отказ устройства (системы) ЖАТ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния устройства (системы) ЖАТ;
предотказное состояние (предотказ) - неисправное, но работоспособное состояние устройства ЖАТ, при котором параметры, определяющие его работоспособность, имеют значение, находящееся в поле упреждающего допуска, устанавливаемого в эксплуатационной или ремонтной документации и (или) при котором имеет место контролируемый отказ допустимого числа элементов, составляющих внутренний резерв работоспособности устройства ЖАТ;
Примечание: в зависимости от последствий неисправности, пред отказное состояние имеет разную степень критичности (высокую, низкую).
повреждение устройства (системы) ЖАТ - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния устройства (системы) ЖАТ при сохранении работоспособного состояния;
сбой устройства (системы) ЖАТ - событие, при котором устройство (система) ЖАТ не выполняет хотя бы одну из предусмотренных техническими требованиями функций в течении времени допустимого, установленного в технической документации;
транспортное происшествие - событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием и повлекшее за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц;
[Федеральный закон РФ от 10.01.2003 N 17-ФЗ]
технологическое нарушение - действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО «РЖД», которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах;
уровень тревоги (на железнодорожном транспорте) - это порог, определяющий соответствующую реакцию работников железнодорожного транспорта и причастных сторонних организаций при возникновении ситуации, при которой какой-либо параметр технологического процесса в организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава выходит за указанный предел;
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
[СТО РЖД 1.21.014-2008]
1.4. В настоящем классификаторе используются следующие сокращения:
АЛСН - автоматическая локомотивная сигнализация;
АЛС-ЕН - многозначная автоматическая локомотивная сигнализация;
АПК-ДК,  АС  ДК,  АДК - аппаратно-программные  комплексы системы
диспетчерского контроля;
ДИ ЦУСИ - центр управления содержанием инфраструктуры региональной дирекции;
ДНИ, - диспетчер поездной;
ДЦУП - дорожный центр управления перевозками;
ДС - начальник станции;
ДСП - дежурный по железнодорожной станции;
ДИ - региональная дирекция инфраструктуры;
ЖАТ - железнодорожная автоматика и телемеханика;
КАСАНТ - комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности;
ПЧ - дистанция пути;
РЦС - региональный центр связи;
САУТ - система автоматического управления торможением;
СТДМ - система технической диагностики и мониторинга;
СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка;
ЦТДМ - Дорожный Центр диагностики и мониторинга устройств автоматики и телемеханики;
ЦУСИ - центр управления содержанием инфраструктуры центральной дирекции инфраструктуры;
ИДИ - Центральная дирекция инфраструктуры;
ЦД - центральная дирекция управления движением;
ЦРБ - Департамент безопасности движения;
ЦШ - Управление автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры;
ЦА - аппарат президента ОАО «РЖД»;
ЦЧС - Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями - структурное подразделение ОАО "РЖД";
Ш - служба автоматики и телемеханики территориальной дирекции инфраструктуры;
ШН - электромеханик дистанции СЦБ;
ШНС - старший электромеханик дистанции СЦБ;
ШЧ - дистанция СЦБ;
ШЧД - диспетчер дистанции СЦБ;
ШЧУ - начальник участка дистанции СЦБ;
ЭЧ - дистанция электроснабжения;
2. Классификация уровней тревог
2.1. Организация работы по устранению отказов устройств (систем) ЖАТ должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкций по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств ЖАТ, Правил по охране труда при техническом обслуживании и ремонте ЖАТ в ОАО "РЖД".
2.2. Транспортные происшествия, отказы, сбои в работе устройств (систем) ЖАТ в зависимости от последствий, связанных с нарушением безопасности движения поездов, нарушением графика движения поездов делятся на 6 уровней тревог:
1-й уровень тревоги: транспортные происшествия, в том числе аварийные ситуации с опасными грузами, чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера.
Перечень транспортных происшествий, событий определен в положении об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденном распоряжением ОАО «РЖД»[1].
2-й уровень тревоги: Иные связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта события, в том числе стихийные бедствия, пожары, умышленная порча, хищения.
3-й уровень тревоги: Отказы (инциденты), технологические нарушения, приведшие к задержкам поездов, находящихся на особом контроле [2], задержкам пассажирских (пригородных) поездов на 1 час и более, задержкам пяти и более пассажирских (пригородных) поездов, задержкам десяти и более грузовых поездов.
4-й уровень тревоги: Отказы технических средств (инциденты), приведшие к задержке пассажирского (пригородного) или грузового поезда.
Отказы 1-й, 2-й категории, в соответствии Положением по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАСАНТ [3], не приведшие к последствиям по 1,2,3 уровням тревог
5-й уровень тревоги: Отказы технических средств, не приведшие к задержкам поездов.
Отказы 3-й категории, в соответствии с Положением по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО «РЖД» [3].
 
6-й уровень тревоги: предотказы (но данным систем ТДМ, АПК-ДК, АДК, АСДК и др.)? сбои АЛСН, АЛС-ЕН, САУТ не приведшие к задержкам поездов.
3. Регламент оповещения при тревогах уровня 1-5
3.1. Передача информации при транспортных происшествиях, отказах, сбоях в работе устройств (систем) ЖАТ осуществляется с учетом классификации уровня тревог в соответствии со схемой, приведенной в приложении №1.
3.2. Оповещение производится в зависимости от уровня тревоги, на уровне структурных подразделений, территорий, железных дорог, центрального аппарата ОАО «РЖД». В схеме, у стрелок соединяющих причастные подразделения, цифровые обозначения указывают, при каких уровнях тревог необходимо передавать информацию по вертикали оперативного руководства инфраструктурой для принятия управленческих рещений.
3.3. При всех уровнях «тревог», для принятия своевременных мер для восстановления исправного состояния устройств (систем) ЖАТ, информация в обязательном порядке доводится до диспетчера дистанции СЦБ.
3.4. Диспетчер дистанции СЦБ, получив информацию о нарущении безопасности движения поездов, нештатной или чрезвычайной ситуации, сходе железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях и других случаях нарушений работы устройств (систем) ЖАТ из разных источников (от ДСП, ДНЦ, от различных программ, интегрированных в ЕК АСУИ, АСУ-Ш2, от систем ТДМ, АПК-ДК, АДК, и др., от работников дистанции, от инженера по мониторингу), на основе полученных данных определяет уровень тревоги.
3.5. Порядок взаимодействия участников системы оперативного руководства эксплуатационной работой в хозяйстве автоматики и телемеханики определен положением об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики [4].
3.6. При уровнях тревоги 1-5 диспетчер дистанции СЦБ передает информацию сменному диспетчеру ДИ ЦУСИ по хозяйству автоматики и телемеханики. Передается предварительная информация, необходимая для расследования, о состоянии устройств, характере повреждения и возможных последствиях. Диспетчер дистанции СЦБ передает информацию ответственным работникам дистанции, руководителю дистанции СЦБ. При необходимости привлечения к расследованию и устранению отказа, происшествия, сбоя АЛСН, САУТ смежных структурных подразделений, информация передается диспетчерам смежных служб (пути, энергоснабжения, связи, вагонного хозяйства).
3.7.  Порядок оповещения, контроля и устранения и учет пожаров производится в соответствии Регламентом по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО "РЖД" [5].
3.8. Диспетчеры структурных подразделений, причастных к расследованию, обязаны немедленно приступить к организации расследования и устранения выявленного нарушения.
3.9 Диспетчер ДИ ЦУСИ по хозяйству автоматики и телемеханике докладывает старшему диспетчеру ДИ ЦУСИ, диспетчерам ДИ ЦУСИ по смежным хозяйствам, диспетчеру ЦУСИ по хозяйству автоматики и телемеханики, руководителю службы Ш. Сменные диспетчера ДИ ЦУСИ по смежным хозяйствам организовывают и контролируют расследование нарушения через диспетчеров и руководителей причастных структурных подразделений.
3.10. Старший диспетчер ДИ ЦУСИ информирует поездного диспетчера, передает информацию в ревизорский аппарат, руководству региональной дирекции инфраструктуры, старшему диспетчеру ЦУСИ. Старший диспетчер ДИ ЦУСИ осуществляет общую координацию действия работников ДИ ЦУСИ и структурных подразделений ДИ, взаимодействует с работниками дорожного центра управления перевозками (ДЦУП).
3.11. Диспетчер ЦУСИ по хозяйству автоматики и телемеханики сообщает руководителю управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры, старшему диспетчеру ЦУСИ по уровню тревог 1-3.
3.12. Старший диспетчер и диспетчер по хозяйству автоматики и телемеханики ЦУСИ установленным порядком проводят 8М8-информирование или прямое оповещение соответственно руководителей ЦДИ и причастных управлений и служб ЦДИ.
3.13. Порядок 8М8-информирования и прямого оповещения руководителей ЦДИ, руководителей причастных управлений по уровню тревог 1-3 утверждается начальником ЦДИ.
4. Регламент оповещения при тревогах уровня 6
4.1. Порядок контроля, учета и устранения предотказов определяется регламентом взаимодействия, разработанным региональной Дирекцией инфраструктуры на основании Типового проекта организации работы дорожных центров мониторинга [6].
4.2. При выявлении предотказа при помощи средств мониторинга, через КЗ «Мониторинг» (АПК-ДК, АДК, СТДМ и др.) инженер по мониторингу дистанции СЦБ (инженер по мониторингу ЦТДМ) устанавливает степень критичности (высокая, низкая), которая определяется влиянием предотказа на работу устройств СЦБ в целом, а также на возможные эксплуатационные последствия.
4.3. В зависимости от критичности предотказа (не приводящего к задержкам поездов) информация передается диспетчеру дистанции СЦБ, сменному диспетчеру ДИ ЦУСИ по хозяйству автоматики и телемеханики. Дополнительно передается необходимая для расследования информация о состоянии и параметрах устройств ЖАТ, на основе данных КЗ «Мониторинг». Степень критичности регламентирует время устранения каждого конкретного предотказа в зависимости от его типа и класса участка железной дороги. Степень критичности, время устранения предотказов, ответственного за устранение, необходимость привлечения специалистов смежных служб должно определяться в регламенте, разработанном региональной Дирекцией инфраструктуры.
4.4. Диспетчер ДИ ЦУСИ по хозяйству автоматики и телемеханики при необходимости оповещает диспетчеров ДИ ЦУСИ смежных хозяйств, которые через диспетчерский аппарат структурных предприятий (ПЧ, ЭЧ, ВЧД и др.) привлекают к расследованию предотказов работников данных предприятий. Порядок оповещения предотказов высокой степени критичности, решением регламента может быть установлен таким же, как и при отказах 5 уровня тревоги.
4.5. Диспетчер дистанции СЦБ передает информацию персоналу дистанции и ответственному руководителю дистанции СЦБ.
4.6. Если расследование предотказа связано с устройствами, относящимися по ответственности за смежными хозяйствами (повреждение рельсовой цепи, устройств электроснабжения, повреждение буксового узла подвижного состава и др.), диспетчер дистанции СЦБ взаимодействует с диспетчерами соответствующего хозяйства (пути, энергоснабжения, связи, вагонного хозяйства). Диспетчера структурных подразделений, причастных к расследованию, обязаны немедленно приступить к организации расследования и устранения выявленного нарушения.
4.7. В случае необходимости оперативного вмешательства в ход устранения предотказа, при предотказе высокой степени критичности, инженер по мониторингу дистанции СЦБ (инженер по мониторингу ЦТДМ) привлекает к расследованию руководителей ШЧ, поставив в известность диспетчера ДИ ЦУСИ по хозяйству автоматики и телемеханики.
4.8. После окончания расследования диспетчер ШЧ (пути, энергоснабжения, связи, вагонного хозяйства) докладывает сменному диспетчеру ДИ ЦУСИ по соответствующему хозяйству о времени устранения и причинах возникновения предотказа. Факт устранения предотказа должен быть подтвержден инженером по мониторингу дистанции СЦБ (инженером по мониторингу ЦТДМ), после проверки в программе КЗ «Мониторинг».
 
Библиография
[1] Положение об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО "РЖД", утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 08.05.2015 г. №1185р.
[2] Порядок особого контроля за следованием пассажирских поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от 27.08.2015 г. № 2123р.
[3] Положение по учету, расследованию и проведению анализа случаев отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАСАНТ утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 23.12.2013 г. №2852р.
[4] Положение об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики, утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 03.07.2012 г. №1316р.
[5] Регламент по организации служебных расследований, учета пожаров и их последствий в ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 02.07.2015 г. №1647р.
[6] Типовой проект организации работы дорожных центров мониторинга, утвержденный главным инженером Департамента автоматики и телемеханики Г.Д.Казиевым от 30.07.2011 г.
 
Приложение №1 к Классификатору