Классификация основных средств и оценка капитала, авансированного на основные средства

Основные средства – это орудия труда, используемые в процессе производства в течение длительного времени, сохраняющие весь этот период свои потребительные свойства, а капитал, авансированный на них, постепенно переносится живым трудом на изготавливаемую продукцию и тем самым в результате ее реализации амортизируется (восстанавливается) в денежной форме. Орудия труда принято подразделять на основные средства и нематериальные активы. 
При этом основные средства могут быть только производственными и неправомерно включать в их состав объекты, используемые в непроизводственной сфере. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие машины, механизмы, оборудование, инструменты, транспортные средства–локомотивы, вагоны и т. п., т. е. объекты, с помощью которых работники непосредственно или опосредствованно воздействуют на предметы труда. В современных условиях к основным средствам относятся объекты, которые используются в процессе производства или для управленческих нужд организации в течение срока, превышающего 12 месяцев. В их состав кроме перечисленного выше включаются также: земельные участки, в которые вложен капитал в процессе выполнения осушительных, оросительных и других работ; арендованные основные средства; объекты, созданные природой (вода, недра и т. п.). Как меновые стоимости, используемые в процессе производства, основные средства являются носителями капитала, авансированного на них. В условиях рыночной экономики повышение эффективности использования основных средств, а, следовательно, и капитала, авансированного на них, является одним из направлений снижения себестоимости единицы продукции. При этом повышение эффективности использования основных средств и капитала, авансированного на них, происходит одновременно. 
Наличие двух объектов учета обусловливает необходимость ведения материального учета основных средств и финансового учета капитала, авансированного на них. Вследствие неоднородности и несопоставимости основных средств их учет, т. е. учет инвентарных объектов, возможен только в разрезе объектов в рамках материального учета. Таким образом, учет основных средств может быть только аналитическим. В то же время учет капитала, авансированного на основные средства, следует вести в рамках финансового учета. Этот учет может быть и синтетическим и аналитическим. В основе материального учета основных средств и финансового учета капитала, авансированного на них, лежит классификация основных средств. С помощью классификации создается единообразная группировка основных средств и капитала, авансированного на них. Основные средства организаций железнодорожного транспорта разнообразны по составу и по назначению. Поэтому они и капитал, авансированный на основные средства, в целях учета и контроля его размера, а также оценки эффективности использования группируются по отраслям экономики – промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и т. п. Основные средства и капитал, авансированный на них, относятся к конкретной отрасли в зависимости от вида деятельности организации и ее структурных подразделений. Каждая организация может иметь в юридическом распоряжении основные средства, а, следовательно, и капитал, авансированный на них, относящийся к различным отраслям экономики. Так, в организациях железнодорожного транспорта основные средства и капитал, авансированный на них, непосредственно связаны с перевозками (локомотивы, вагоны, путь и т. п.) и относятся к отрасли «Транспорт». Группировка капитала, авансированного на основные средства, по производственным отраслям экономики позволяет судить о насыщенности различных отраслей экономики капиталом, находящимся в форме орудий труда. 
Основные средства отраслей производственной сферы подразделяются на основные средства транспорта и других отраслей экономики. Основные средства организаций железнодорожного транспорта в зависимости от назначения и выполняемых функций подразделяются на: здания; сооружения; машины и оборудование; транспортные средства; инструменты, инвентарь; рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; прочие. Объекты основных средств, образующие группу, подразделяются на подгруппы. Например, сооружения подразделяются на следующие подгруппы: земляное полотно; верхнее строение пути; мосты металлические с пролетными строениями более 25 м, остальные сооружения. К сооружениям относятся и передаточные устройства (контактная сеть электрифицированных участков, кабельные и воздушные высоковольтные линии, линии автоблокировки и диспетчерской сигнализации и т. п.). Из группы машин и оборудования выделяют подгруппы: силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; измерительные и регулирующие устройства; лабораторное оборудование; вычислительная техника; прочие машины и оборудование. Существенной детализации подвергаются транспортные средства, среди которых выделяют электровозы, тепловозы, электро- и дизельные поезда, грузовые и пассажирские вагоны, прочие транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, автобусы и др.), учет которых ведется в физических единицах. Однако, если количественную характеристику размера основных средств в разрезе названных группировок вследствие их неоднородности можно дать только указав число объектов, то капитал, авансированный на них, группируется в любом разрезе беспрепятственно. Каждое структурное подразделение организации железнодорожного транспорта осуществляет группировку основных средств по данным паспортов, инструкций по эксплуатации, описаний и другой технической документации или по заключению специалистов функциональных служб. Группировка капитала, авансированного на основные средства, необходима для изучения его структуры и оценки эффективности его использования. В зависимости от участия в производственном процессе основные средства подразделяются на используемые (эксплуатируемые) и неиспользуемые (неэксплуатируемые). К используемым основным средствам относят объекты, находящиеся в эксплуатации, а также в процессе восстановления (реконструкция, модернизации, ремонт), продолжительность которого не превышает 12 месяцев. Объекты, переведенные по решению руководителя организации на консервацию на срок менее трех месяцев, не исключаются из числа используемых. При консервации объектов сроком более трех месяцев они переводятся в группу неиспользуемых. К неиспользуемым относятся основные средства в запасе (ре-зерве) и объекты в стадии восстановления сроком более 12 месяцев. К ним следует относить и объекты, переданные в аренду, поскольку они действительно не используются в данной организации.
Деление основных средств на используемые и неиспользуемые весьма важно потому, что от этого зависит правильность определения размера капитала, принявшего денежную форму в результате амортизации (восстановления). Так, в финансовом учете отражается процесс амортизации (восстановления в денежной форме) капитала, авансированного на объекты, находящиеся в запасе и в эксплуатации. В то же время принято считать, что капитал, авансированный на объекты, находящиеся на консервации, не амортизируется. В зависимости от принадлежности основные средства подразделяют на собственные, арендованные и находящиеся в хозяйственном ведении. Собственные основные средства являются собственностью хозяйствующего субъекта, которой может распоряжаться ими по своему усмотрению. Арендованные основные средства находятся в распоряжении хозяйствующего субъекта (арендатора) по праву аренды, и он использует их в процессе производства по назначению наравне с собственными, но степень распоряжения ими ограничена договором. Основные средства в хозяйственное ведение организация получает от учредителя в постоянное пользование, но без права распоряжения ими. Подобно группировке основных средств по принадлежности может быть сгруппирован и капитал, первоначально авансированный на них, и капитал, воплощенный в них, по состоянию на момент и в среднем за период. Для контроля над наличием и движением основных средств, а также для оценки эффективности их использования важно определить единицу учета. Единицей учета основных средств является инвентарный объект – законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к нему. Инвентарные объекты индивидуальны, качественно различны и поэтому обладают признаками, необходимыми и достаточными для обособленного учета. Инвентарные объекты организаций железнодорожного транспорта подразделяют на единичные – локомотив, вагон, станок, отдельно стоящее здание и т. п. и сложные, состоящие из нескольких однородных и неоднородных предметов. В связи с этим единицами учета объектов, состоящих из однородных предметов, являются единицы длины, площади, объема и другие, поскольку ведется учет объектов в свойственных им единицах измерения. Например, протяженность земляного полотна и верхнего строения пути измеряются в километрах. Объекты, состоящие из разнородных объектов, отражают в учете с выделением каждого предмета, используя для этого единицы счета. Например, инвентарный объект основных средств «компьютер» следует отражать в учете с выделением каждого предмета: процессора, монитора, клавиатуры, мыши и т. п. Для контроля над наличием и сохранностью основных средств каждому объекту присваивают инвентарный номер, который в дальнейшем указывают в первичных документах и регистрах учета. Инвентарный номер объекта сохраняется за объектом весь период его нахождения в организации. При выбытии объекта его инвентарный номер не присваивается вновь поступившим объектам, во избежание путаницы и ошибок в учете. Важную роль в организации учета капитала, авансированного на основные средства, играет порядок определения его размера. Основой для этого является денежная оценка стоимости основных средств.
Бухгалтерский материальный учет основных средств осуществляется в натуральном выражении, а денежная оценка стоимости каждого объекта является одним из учетных признаков. Порядок определения ее размера зависит от условий поступления объекта. При приобретении за плату, возведении или изготовлении объекта денежная оценка размера капитала, первоначально авансированного на него, определяется исходя из фактических затрат финансов до момента ввода в эксплуатацию. Финансы (денежный капитал) – в данном случае деньги, уплаченные продавцу (поставщику) согласно договору, и расходы на проектно-изыскательные работы, консультационные и информационные услуги, сооружение объекта по договору строительного подряда, услуги посреднических организаций, таможенные и государственные пошлины и другие расходы, связанные с приведением объекта в пригодное для эксплуатации состояние. При сооружении объекта основных средств хозяйственным способом денежная оценка размера капитала, первоначально авансированного на него, осуществляется исходя из фактических затрат финансов. Денежная оценка капитала первоначально авансированного на объекты, полученные безвозмездно, осуществляется исходя из рыночной оценки их на дату принятия к учету.
Основные средства приобретаются в разные периоды, сооружаются и изготавливаются в разных условиях, в результате чего изменяются цены, тарифы, применяются разные формы оплаты труда, а труд имеет различную производительность. Поэтому на однородные объекты основных средств авансируется различное количество финансов, которое после ввода объектов в эксплуатацию становится капиталом. Между тем денежная оценка стоимости, сложившейся в результате сооружения объекта или его приобретения, оказывает существенное влияние на экономические показатели деятельности организации. В современных условиях становится очевидным, что применение в рамках бухгалтерского учета понятия «первоначальная стоимость объектов основных  средств» и отражение его в бухгалтерском учете на счете, названном «Основные средства», с ведением учета объектов основных средств в натуральном выражении на инвентарных карточках приводит к тому, что по существу учет затрат финансов ведется, но представляется как синтетический учет объектов, которого теоретически быть не может в силу несопоставимости основных средств. В то же время правомерно показатель «Первоначальная стоимость основных средств» после ввода объектов в эксплуатацию называть «Капитал, первоначально авансированный на основные средства» и отражать на соответствующем счете финансового учета. Наряду с этим следует вести на обособленном счете учет капитала амортизированного (восстановленного в денежной форме), данные о котором необходимы для организации обновления основных средств. Кроме того, это позволило бы определять размер капитала, воплощенного в основных средствах, по данным текущего финансового учета. Этот показатель в настоящее время является расчетным и в учете не отражается, но показывается в бухгалтерской отчетности организации. Таким образом, развитие финансового учета способствовало бы повышению достоверности составляемой отчетности. В целях создания экономических условий для обновления основных средств необходимо периодически проводить их переоценку, исходя из действующих на данный момент цен, тарифов, норм и т. п. В результате этого определяется денежная оценка стоимости, называемой восстановительной. Этот показатель используется в бухгалтерском финансовом учете и в расчетах после переоценки как показатель размера капитала, первоначально авансированного на основные средства.
Изменение капитала, первоначально авансированного на основные средства, кроме переоценки, возможно в результате реконструкции, достройки, модернизации и т. п., осуществляемых в процессе инвестиций в форме капитальных вложений, а также в случаях частичной ликвидации объектов. Основные средства в процессе использования изнашиваются, а капитал, первоначально авансированный на них, уменьшается в результате амортизации (восстановления) его в денежной форме.