Комплексная автоматизированная система управления на железнодорожном транспорте

       На сети железных дорог действует комплексная автоматизирован­ная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). Цель и задачи системы — совершенствование управления эксплуа­тационной работой железных дорог, контроль, учет, планирование, регулирование и анализ деятельности предприятий железнодорож­ного транспорта.

АСУЖТ включает в себя комплекс специализированных функ­циональных систем, каждая из которых решает задачи оптимиза­ции управления определенной сферой производственной деятель­ности.

В структурном отношении АСУЖТ делится на три иерархичес­ких уровня. На высшем уровне решаются задачи управления в мас­штабе сети с уточнением плановых заданий по дорогам. К среднему уровню относятся вопросы планирования и управления работой в дорожном масштабе с определением заданий для отделений дорог. На низшем уровне решаются технологические задачи на линейных предприятиях — станциях, депо и т.п.

      В соответствии с этим развивается и техническая база АСУЖТ — единая сеть информационно-вычислительных центров (ИВЦ). Для высшего уровня создан Главный вычислительный центр (ГИВЦ), на дорогах — дорожные вычислительные центры (ДИВЦ), для крупных железнодорожных узлов предусмотрены узловые вычислительные центры (УИВЦ).

В ГИВЦ на основе первичной информации, получаемой с дорог и промышленных предприятий, решаются задачи учета, анализа, тех­нического нормирования и оперативного планирования и управле­ния в масштабе сети. В ДИВЦ эти же задачи решаются для дорог и отделений, в их функции входит также увязка работы линейных под­разделений железнодорожного транспорта. Функциями узловых ИВЦ являются управление эксплуатационной работой сортировочных и узловых станций, обработка информации от линейных подразделе­ний, связанной с управлением технологическими процессами.

На каждом уровне управления имеется информационный мас­сив данных, который позволяет реализовать динамическую модель перевозочного процесса. Под такой моделью понимается массив постоянно изменяющихся данных в памяти ЭВМ, отражающих со­стояние и местонахождение объектов управления — вагонов, локо­мотивов, поездов.

Информация о фактически выполненной работе поступает в ИВЦ со станций и отделений дорог. Одним из основных первичных ин­формационных документов является натурный лист поезда, кото­рый содержит информацию о вагонах и грузах. Перемещение поез­дов и локомотивов контролируется передачей в ИВЦ сообщений об их отправлении с начальных станций, проследовании стыковых и прибытии на конечные станции вслед за свершением соответствую­щих событий. О выполнении грузовых операций (погрузка, выгруз­ка и др.) станции передают сообщения по установленной форме в определенные периоды суток. Обработка информации по специаль­ным программам в ИВЦ дает возможность получить данные о вы­полнении плана погрузки и выгрузки, наличии поездов на участках и их назначении, передаче поездов и вагонов по стыковым пунктам дорог и отделений, расположении, состоянии и назначении вагонов, дислокации локомотивов и многое другое.

Вся информация передается в цифровом виде, поэтому предусмот­рено кодирование поездов, вагонов, локомотивов, грузов, станций, грузоотправителей и получателей, основанное на использовании десятичного цифрового кода.

       Каждому поезду присваивается, помимо номера, специальный цифровой индекс, который состоит из 10 цифр: первые четыре из них обозначают станцию формирования, две следующие — номер состава и последние четыре — станцию назначения. Порядковый номер состава, отправляемого с крупной станции, может быть уста­новлен по направлениям движения. Код поезда (индекс) вписыва­ют в натурный лист.

Восьмизначная нумерация вагонов позволяет объединить инвентар­ный номер вагона и его технические признаки. Первая цифра, кро­ме цифры 5, обозначает род вагона, вторая — число осей и особен­ности конструкции или назначение вагона. Третья, четвертая, пятая и шестая цифры не содержат информации о вагоне; седьмой циф­рой отмечено наличие сквозной переходной площадки (9) или ее от­сутствие (0—8). Первые цифры обозначают: 2 — крытые вагоны, 4 — платформы, 6 — полувагоны, 7 — цистерны, 8 — изотермичес­кие, 9 и 3 — прочие вагоны и 5 — вагоны, принадлежащие иным соб­ственникам кроме ОАО «РЖД». Вторые цифры отражают осность вагонов: 0—8 — четырехосные, 9 — восьмиосные; кроме того, они содержат информацию об объеме кузова и ширине дверных проемов крытых вагонов, роде груза для цистерн (нефть, нефтепродукты, хи­мические и пищевые грузы), типе изотермических и прочих ваго­нов. В частности, у специализированных вагонов первые две цифры означают: 90 — минераловоз, 91 —окатышевоз, 92 — контейнеро­воз, 93 — цементовоз, 94 — фитинговая платформа для контейне­ров, 95 — зерновоз и 96 — другие типы (для живой рыбы, скота и др.), 36 — шестиосные полувагоны и 39 — транспортеры (многоос­ные). Так, номер 26864363 включает следующую характеристику (в порядке расположения цифр): 2 — вагон крытый, 6 — четырехос­ный с уширенными дверными проемами, цифры 8643 не содержат технической информации, а последняя цифра 6 — без переходной площадки. Восьмую (контрольную) цифру получают несложными арифметическими действиями с цифрами, входящими в номер ва­гона.          Ошибка в номере вагона, допущенная при списывании, будет немедленно обнаружена ЭВМ по этой контрольной цифре.

В настоящее время номер вагона дополняется двузначным кодом, определяющим принадлежность вагона тому или иному государству постсоветского пространства. Так, код России — 20, Белоруссии — 21, Украины — 22, Казахстана — 27 и т.д.

Для кодирования станций и других раздельных, а также остано­вочных пунктов, применяется система единой сетевой разметки (ЕСР).

Основными автоматизированными системами в области управ­ления перевозочной работой являются следующие:

  • АСОУП — автоматизированная система оперативного управ­ления перевозками — предназначена для создания и поддержания в реальном режиме времени информационной модели перевозоч­ного процесса, прогнозирования и текущего планирования экс­плуатационной работы предприятий дороги; обеспечивает опера­тивной информацией соответствующих работников своей дороги и АДЦУ министерства.

  • АСУ СС, АСУ ГС, АСУ КП — автоматизированные системы управления, соответственно, сортировочной станции, грузовой станции, контейнерного пункта — предназначены для обработки технологических и поездных документов с целью планирования ввода поездов на станции, подготовки их к расформированию, фор­мированию и отправлению поездов, для ведения информационной повагонной модели и организации информационно-справочного обслуживания персонала станции; обеспечивает сокращение вре­мени обработки поездов и вагонов, улучшение условий и повыше­ние производительности труда работников станции;

  • ГИД — автоматизированная система ведения графика испол­ненного движения;

  • АДЦУ — автоматизированный диспетчерский центр управле­ния — предназначен для централизованного оперативного управ­ления перевозочным процессом на сети железных дорог в целом (ЦУП) или на отдельном ее полигоне (ДЦУП); оснащен коллек­тивными и индивидуальными средствами отображения текущего состояния перевозочного процесса с помощью мнемосхем полиго­нов сети, информационных табло, управляемых ЭВМ, графичес­ких цветных дисплеев и др.; обеспечивает улучшение условий и повышение производительности труда оперативного персонала и качества перевозок.

     Все автоматизированные системы базируются на использовании АРМ — автоматизированных рабочих мест работников массовых профессий, связанных с управлением и информационным обеспе­чением перевозочного процесса: операторов станционных техноло­гических центров, дежурных по станциям, локомотивным и вагон­ным депо, станционных и маневровых диспетчеров, а также поезд-

ных диспетчеров, и других оперативных руководителей движения, инженерного персонала. Каждое АРМ оснащено дисплеями, связан­ными со специализированным вычислительным комплексом или ВЦ, персональными компьютерами и средствами связи.