Красноярская железная дорога

На Красноярской железной дороге, несмотря на напряженную экономическую обстановку в прошлом году, была продолжена комплексная работа по обновлению и развитию инфраструктуры в целях совершенствования эксплуатационной деятельности, по изысканию резервов для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок.
Приоритетным инвестиционным проектом, реализуемым на полигоне магистрали, является комплексное развитие линии Междуреченск — Тайшет. Целью данного проекта является обновление южного хода в целях увеличения пропускных способностей станций и перегонов участка в условиях роста грузооборота.
Учитывая низкую доходность перевозок угля — основного груза на этом направлении — и длительные сроки окупаемости данного проекта, правительство Российской Федерации приняло решение о государственной поддержке проекта развития участка Междуреченск — Тайшет. Общий объем средств федерального бюджета, направленных на этот проект на период 2013—2018 гг., составит 35,7 млрд. руб.
В рамках реализуемой программы ко Дню железнодорожника был введен в эксплуатацию соединительный путь Авда — Громадская с устройством автоблокировки на участке Саянская — Уф. Это событие для дороги — историческое, так как сдача данной линии в эксплуатацию позволяет реализовать новую схему движения поездов для разгрузки южного хода магистрали. Теперь по новому пути с линии Междуреченск — Тайшет, исчерпавшей резервы пропускной способности, поезда переводятся на главный ход Транссибирской магистрали, имеющий необходимые резервы. При этом исключается и угловой заезд на станцию Уяр. В ходе работ по «врезке» соединительного пути Авда — Громадская в существующую линию было уложено шесть стрелочных переводов пологих марок 1/18, что позволяет грузовым поездам выходить на Транссиб с южного хода, практически не снижая скорости.
Наиболее сложным этапом строительства линии стало возведение 531-метрового металлического моста через пойму реки Уярка. По проекту института «Красноярскжелдорпроект» мост возводился не на прямом участке пути, а в кривой радиусом 695 м с перепадом по высоте в конечных точках 4 м. Это связано со сложностью рельефа поймы реки. Правобережный склон — высокий и достаточно крутой, а левобережный — пологий; долина реки и пойменная терраса заболочены. В паводковые периоды речка Уярка выходит из берегов, разливаясь по всей пойме, поэтому для защиты линии от паводковых вод предусмотрена ограждающая дамба объемом 3450 м3 грунта.
Металлический мост состоит из 15 пролетов длиной 34,21 м, из двух крайних устоев и 14 промежуточных опор. Для сооружения моста было погружено 395 свай ударным способом, уложено бетонной смеси в объеме 1956 м3 для монолитного ростверка, смонтировано 804 контурных блока, залито в тела опор 2185 м3 бетона. Смонтировано 14 монолитных прокладников объемом 372,4 м3 и 14 оголовников объемом 388 м3.
Строительство линии велось специалистами ОАО «РЖДстрой»  с 2012 г. И хотя протяженность соединительного пути небольшая, всего 3,4 км, проект стал одним из ключевых и дорогостоящих. Многие материалы и комплектующие для строительства соединительного пути были закуплены на предприятиях Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей, Республики Бурятия. Это позволило сэкономить 37 млрд. руб., которые направили на строительство вторых путей на участке Саянская — Тайшет протяженностью 240 км. В настоящее время в результате выполненных работ пропускная способность участка Саянская — Уф увеличилась на 9 пар поездов в сутки (с 18 до 27 пар), простой транзитных поездов по станции Уяр сокращен на 23,4 тыс. поездо-часов, общий экономический эффект составил более 98 млн. руб. в год. В рамках реализации инвестпрограммы продолжено строительство четного парка на станции Иланская, вторых путей на перегонах Джебь — Щетинкино, Лукашевич — Кравченко, Ирба — Красный Кордон, Джетка — Крол, ведется реконструкция второго Джебского тоннеля. Начато строительство и новых объектов. В их числе разъезд Петропавловка на перегоне Мост через реку Уярка Агул — Коростелево, устройства электроснабжения на участке Абакан — Саянская, вторые пути на шести перегонах: Красный Кордон - Кизир, Журавлево - Разъезд 557, Щетинкино — Сисим, Сисим — Джетка, Манна — Хабайдак, Кой - Лукашевич. На реализацию этой программы дирекцией инфраструктуры предусмотрено 4,9 млрд. руб., в том числе и на обновление 89,5 км железнодорожного пути. В рамках инвестиционных проектов хозяйства электрификации и электроснабжения в 2015 г. велись техническое перевооружение устройств контактной сети участка Хабзас — Бискамжа, реконструкция устройств контактной сети на участке Теба — Чарыш, внедрение системы пожарной автоматики на объектах. В хозяйстве автоматики и телемеханики было предусмотрено устройство кодовой автоблокировки на перегоне Мариинск — Предметкино и проведение комплексной реконструкции устройств СЦБ на участке Заозерная — Буйная. По инвестиционной программе вагонного хозяйства идут строительство цеха текущего отцепочного ремонта на станции Красноярск-Восточный и внедрение устройства зарядки и опробования тормозов на сортировочной станции. В дирекции тяги осуществляется строительство эксплуатационного предприятия с домом отдыха локомотивных бригад на станции Междуреченск, обновляется локомотивный парк. По программе экологической безопасности возводятся очистные сооружения в ремонтном локомотивном депо Канск-Иланский. Предусмотрено также приобрете-ние экологической лаборатории на автомобильном ходу, различного контрольно-измерительного и диагностического оборудования. По программе социального развития в 2015 г. построено общежитие для учебного центра на станции Красноярск и школы №48 на станции Манна, введены в эксплуатацию 16-квартирные жилые дома на станциях Бискамжа и Кошурниково.
В следующем году будет продолжена реализация программы комплексного развития участка Междуреченск — Тайшет, куда планируется направить 11,5 млрд. руб. Намечено завершить строительство четного парка на станции Иланская и вторых путей на перегоне Лукашевич — Кравченко. При этом экономия эксплуатационных расходов от сокращения простоя транзитных поездов без переработки составит 8,1 млн. руб. в год, а пропускная способность станции возрастет на 30 пар поездов в сутки (с 57 до 87 пар). Будет также продолжено строительство вторых путей на девяти перегонах: Ирба — Красный Кордон, Красный Кордон - Кизир, Журавлево - Разъезд 557 км, Джебь — Щетин- кино, Сисим — Щетинкино, Си- сим — Джетка, Джетка — Крол, Мана — Хабайдак, Кой — Лукашевич, а также второго Джебского тоннеля на перегоне Джебь — Щетинкино. Планируется усиление устройств электроснабжения на участках Абакан — Курагино и Ку- рагино — Саянская, разъезда Петропавловка на перегоне Агул — Коростелево и др.
В конце ноября Красноярскую железную дорогу посетил с рабочим визитом президент ОАО «РЖД» О.В. Белозёров. Он вручил коллективу дороги свидетельство о присуждении первого места в отраслевом соревновании по итогам третьего квартала 2015 г. и поставил задачи по дальнейшему развитию магистрали. На встрече с губернатором Красноярского края В.А. Толоконским были обсуждены перспективы транс - портного обслуживания региона, в том числе дальнейшей реализации проекта «Городская электричка», востребованного красноярцами. В настоящее время в городских перевозках задействованы все пригородные маршруты, пересекающие черту города, и 10 пар дополнительных поездов, которые ходят только в пределах Красноярска. Затраты на их эксплуатацию оплачиваются из краевого бюджета. Были также рассмотрены вопросы организации пассажирского железнодорожного сообщения на участке Красноярск — Сосновоборск — Железногорск и развития направления Красноярск — Дивногорск, которые должны решаться совместными усилиями региона и компании.
Реализация инвестпроектов Красноярской магистрали, направленных на снятие инфраструктурных ограничений, имеет важное социально-экономическое значение, поскольку дает возможность принимать дополнительные грузы из Кузбасса, Хакасии, Тувы, с юга Красноярского края. А это миллионы тонн сырья и продукции промышленных предприятий, экспортные грузы для портов Дальнего Востока.