Междугородные поезда для Франции

Alstom: поезд Coradia Liner V200

При создании поезда Coradia Liner V200 компания Alstom, использовав более чем 30‑летний опыт разработки высокоскоростных поездов, предложила инновационные проверенные технические решения. Новый поезд предполагается использовать на ключевых маршрутах: Париж — Клермон-Ферран, Париж — Орлеан — Лимож — Тулуза, Париж — Кан — Шербур.
Coradia Liner V200 (рис. 1) — двухсистемный электропоезд, который может получать питание от контактной сети как переменного тока напряжением 25 кВ, частотой 50 Гц, так и постоянного напряжением 1500 В. Он оснащен системой ETСS (европейская система управления движением поездов), соответствует действующим европейским нормам, пригоден для эксплуатации как на высокоскоростных, так и на традиционных линиях, рассчитанных на обычную скорость движения. Coradia Liner V200 имеет несколько конфигураций, может состоять из шести, восьми или десяти вагонов. Поезд из восьми вагонов вмещает 430 чел., в сдвоенном составе размещаются 860 чел. Разработчики уделили большое внимание обеспечению высокого уровня комфорта для пассажиров, совершающих длительные поездки. Широкие двери для входа и выхода, низкий пол в вагоне, расположенный на уровне платформы, мо-стик или рампа, автоматически перекрывающие зазор между вагоном и краем платформы, обеспечивают легкий доступ в поезд, в том числе людям с ограниченной подвижностью, в частности передвигающимся на колясках. Кроме того, по предложению Общества слабовидящих с наружной стороны около дверей вагонов установлены светящиеся сигналы, а также громкоговорители. Реагируя на сигналы, передаваемые пассажиром этой категории с пульта дистанционного управления или мобильного телефона, включаются громкоговорители, которые выдают голосовую информацию, позволяющую определить, где находится вход в вагон. В салонах вагонов установлены удобные сиденья с наклоняемыми спинками, снабженные мягкими подлокотниками, электрическими розетками для подключения различной аппаратуры, лампами длячтения, держателем для журналов. Большие окна обеспечивают панорамный обзор, внутреннее непрямое освещение усиливает ощущение комфорта. Разработчиками соблюдены необходимые акустические, климатические и санитарные требования. В вагонах имеются пеленальные столики. Для пассажиров с ограниченной мобильностью, передвигающихся на колясках, выделена специальная зона. В поезде работают ресторан и бар. Пассажиры могут легко перемещаться по всему поезду, чему способствуют широкие проходы и просторные зоны у входных дверей. Распределенная система тяги, примененная в поезде, обеспечивает его повышенную вместимость благодаря тому, что пассажиры размещаются во всех вагонах поезда, а также способствует сокращению времени разгона и торможения, что благоприятно сказывается на общей длительности поездки. Конструкция основных компонентов и поезда в целом отличается компактностью и оптимизированной массой. В конструкции кузова применены три материала — углеродистая и нержавеющая сталь, алюминие
вый сплав.
 
Дизайн-проект электропоезда Coradia Liner
Рис. 1. Дизайн-проект электропоезда Coradia Liner (фото: Alstom)
 
Для соединения разных материалов использованы специальные виды сварки. Масса облегченных вагонов поезда Coradia Liner V200 на 30 % меньше массы вагонов Corail. При создании поезда была продумана система поддержания его в работоспособном состоянии на всех этапах жизненного цикла. Поезд оснащен системой диагностики TrainТracer, которая дистанционно осуществляет мониторинг его узлов и устройств в режиме реального времени, позволяет быстро получать данные о потенциальном и фактическом состоянии оборудования, анализирует информацию об отказах, что дает возможность в дальнейшем при изготовлении поездов избежать существенных ошибок.
 
Двухэтажный поезд Omneo Premium
Рис. 2. Двухэтажный поезд Omneo Premium (фото: Bombardier)
 
 
Исходя из сведений, предоставляемых системой TrainТracer, в техническое обслуживание можно включать не только работы по устранению повреждений, а также выполняемые систематически, но и операции, позволяющие предотвращать возможные неисправности, а значит, длительно обеспечивать эксплуатационную готовность поезда. Кроме того, оказывается возможным оценить остающийся срок службы различных компонентов.Все это позволяет максимально использовать возможности поезда. Coradia Liner V200 разработан на основе модульных поездов семейства Coradia, которые уже хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. В настоящее время 3000 поездов этого семейства работают на железных дорогах Европы. Они уже выполнили суммарный пробег 4 млрд км. В создании новых поездов принимают участие шесть из 11 подразделений компании Alstom во Франции. Первые поезда Coradia Liner V200 должны быть поставлены в декабре 2015 г. Подписанный контракт предусматривает изготовление 34 таких поездов.

Bombardier: поезда семейства Omneo

Представленный компанией Bombardier поезд Omneo Premium (рис. 2) так же, как и Coradia Liner V200, является представителем уже существующего семейства. В данном случае речь идет о семействе двухэтажных поездов Omneo. Внутренний дизайн вагонов и их оснащение обеспечивают комфортность длительных поездок и отвечают современным запросам пассажиров. В салонах обоих этажей установлены удобные сиденья с изменяемым углом наклона спинки, снабженные подлокотниками, подставкой для ног, лампой для чтения, электрическими розетками. Автоматически регулируемая система климатконтроля, низкий уровень шума и вибраций обеспечивают комфортные условия, особо необходимые в длительной поездке. Сконцентрировавшись на этой задаче, разработчики увеличили ширину вагонов до 3 м, разместили технические устройства над площадками у входов в поезд, чтобы освободить пространство для пассажиров. Требованиями комфорта продиктованы устройство входных дверей увеличенной ширины, расположение пола в уровне платформы, использование выдвижного мостика, перекрывающего зазор между вагоном и платформой. Последнее обеспечивает удобную посадку пассажиров с ограниченной
мобильностью, передвигающихся на колясках. Двухэтажный поезд Omneo Premium длиной 110 м имеет 400 – 475 мест для сидения и может развивать скорость до 200 км/ч. В варианте Premium использованы многочисленные технические новшества, испытанные на уже эксплуатируемом поезде Regio 2N, также относящимся к семейству Omneo. Тяговые двигатели поезда с системой возбуждения на постоянных магнитах характеризуются высокой энергоэффективностью, что в конечном итоге также ведет к снижению выбросов СО2. Находящиеся в эксплуатации поезда Regio 2N семейства Omneo демонстрируют высокую надежность при низких затратах на эксплуатацию и техническое обслуживание. Эти же качества компания Bombardier гарантирует и для поездов модификации Premium.
B. Ciry. Revue générale des chemins defer, 2014, № 12, p. 70 – 73; материалы компаний Alstom и Bombardeier