МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по развитию и оценке культуры безопасности движения в холдинге «РЖД»

1. Общие положения

 
1.1. Основания для разработки
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании:
- Решения шестого заседания Ассамблеи начальников железных дорог (гг. Хабаровск, Владивосток, 2 ‑ 4 сентября 2010 г.), утвержденного президентом ОАО «РЖД» В.И.Якуниным 22 сентября 2014 г., которым предписано «продолжить разработку и внедрение нормативной базы по развитию и преобразованию системы менеджмента безопасности движения поездов на основании новых подходов и принципов с учетом проводимых изменений в структуре управления в функциональных филиалах ОАО «РЖД» и их подразделениях. Для оценки деятельности и мотивации снижения рисков ввести индикаторы улучшений и требования позитивной культуры безопасности»;
- Поручения президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина от 23 сентября 2010 г. № ПП-89 «О реализации решений, принятых на шестом заседании Ассамблеи начальников железных дорог 2 ‑ 4 сентября 2010 года» в соответствии с которым предписано «продолжить разработку и внедрение нормативной базы по развитию и преобразованию системы менеджмента безопасности движения поездов на основании новых подходов и принципов, а также изменений системы управления, предусмотрев при этом ввод в действие индикаторов улучшения культуры безопасности»;
- Стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 28 января 2013 г. № 197р (далее – Стратегия безопасности), в которой главное место отводится «созданию современной СМБД [системы менеджмента безопасности движения]», а также «формированию культуры безопасности и развитию системы управления персоналом».
- Руководства по созданию системы менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 4 июля 2013 г. № 1498р (далее – Руководство по созданию СМБД), в котором поставлена задача последовательного перехода к позитивной культуре безопасности, что должно стать залогом успешности создания СМБД, отвечающей современным требованиям.
1.2 Цель Методических рекомендаций
Настоящие Методические рекомендации носят рамочный характер и направлены на встраивание культуры безопасности во все элементы СМБД каждой организации холдинга «РЖД» [1] и его корпоративную культуру в целом.
1.3. Сфера применения
Настоящие Методические рекомендации распространяются на все региональные центры корпоративного управления (РЦКУ), их дирекции (по эксплуатации зданий и сооружений и аварийно-восстановительных средств железных дорог) и их структурные подразделения, а также на следующие филиалы ОАО «РЖД» (их территориальные подразделения и их структурные подразделения):
Центральную дирекцию инфраструктуры (в том числе отдельно на Управление пути и сооружений, Управление электрификации и электроснабжения, Управление автоматики и телемеханики, Управление вагонного хозяйства, Управление механизации, Управление диагностики и мониторинга инфраструктуры);
Центральную дирекцию управления движением (в том числе отдельно на Управление коммерческой работы и нормативного обеспечения в сфере грузовых перевозок);
Центральную дирекцию по управлению терминально-складским комплексом;
Центральную дирекцию по ремонту пути;
Центральную станцию связи;
Центральную дирекцию пассажирских обустройств;
Центральную дирекцию моторвагонного подвижного состава;
Дирекцию тяги;
Дирекцию по ремонту тягового подвижного состава;
Дирекцию железнодорожных вокзалов;
Дирекцию скоростного сообщения;
Дирекцию по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта;
Дирекцию по строительству сетей связи.
Кроме того, настоящие Методические рекомендации распространяются на дочерние общества (далее – ДО), если об этом указано в соглашениях, заключаемых на основании Регламента взаимодействия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с зависимыми и дочерними обществами по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 5 октября 2007 г. № 1950р.
1.4. Возможности адаптации
Та часть устанавливаемых настоящими Методическими рекомендациями процедур в области культуры безопасности движения, которая носит рамочный характер, может быть адаптирована применительно к особенностям РЦКУ, функциональных филиалов и ДО ОАО «РЖД» (далее для обобщенного наименования каждого из них будет употребляться термин “организация холдинга «РЖД»”) в зависимости от видов их деятельности и решаемых задач в области безопасности движения, общей корпоративной культуры и культуры безопасности.
Адаптированные процедуры в области культуры безопасности движения, не противоречащие изложенным в настоящих Методических рекомендациях, устанавливаются внутренними нормативно-методическими документами организаций холдинга «РЖД», утверждаемыми уполномоченными на это руководителями.
1.5. Определение термину «культура безопасности движения» («культура безопасности»)
Совокупность заинтересованного отношения персонала к безопасности движения, понимания им проблем в этой области и ответственного поведения работников при обеспечении всех видов безопасности получил наименование культура безопасности.
Определение термину «культура безопасности движения» (культура безопасности применительно к одному из видов безопасности – безопасности движения) дано во введенном ранее в действие Положении о порядке создания систем менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» и осуществления деятельности в сфере менеджмента безопасности движения с учетом Функциональной стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, утвержденном распоряжением ОАО «РЖД» от 17 декабря 2009 г. № 2608р (далее – Положение о СМБД):
«Культура безопасности движения – результат осознания важности и социальной ответственности работников железнодорожного транспорта в обеспечении безопасности движения, достижение которого является приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения».
Некоторые из других терминов, в частности, «система менеджмента безопасности движения» и связанные с ним термины и определения также приведены в указанном Положении о СМБД.
1.6. Культура безопасности движения как показатель качества СМБД и составная часть корпоративной культуры
В соответствии с Положением о СМБД (пункт 7.2.11) культура безопасности движения характеризует качество СМБД и степень соответствия этой системы выполняемым задачам в области безопасности движения.
Это означает, что культура безопасности движения должна присутствовать во всех 10 функциональных элементах СМБД и отражать качество реализации этих элементов.
Формирование культуры безопасности движения следует рассматривать также как составную часть совершенствования корпоративной культуры. Это соответствует Стратегии развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 6 августа 2012 г. № 1598р (далее – Стратегия развития кадрового потенциала), в которой под реализацией корпоративной культуры, в частности, подразумевается «последовательное внедрение на основе корпоративных ценностей новой управленческой культуры, повышение культуры качества обслуживания клиентов, безопасности, защиты окружающей среды».
Кроме того, культура безопасности движения вплотную соприкасается с корпоративными нормами и правилами служебного поведения должностных лиц и других работников ОАО «РЖД» и принципами взаимоотношений ОАО «РЖД» с акционером, органами власти, юридическими и физическими лицами, которые установлены Кодексом деловой этики ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2789р.
1.7. Аспекты культуры безопасности движения
Следует различать 3 аспекта (виды проявлений) культуры безопасности движения:
- восприятия;
- поведения;
- состоятельности.
Указанные аспекты изображены в виде блок-схемы. Соединительные стрелки отражают взгляд на то, что все три аспекта культуры безопасности движения взаимосвязаны.
 
Аспект восприятия культуры безопасности движения имеет отношение к тому, как в данный момент времени работники воспринимают необходимость соблюдения требований безопасности движения и эффективность функционирования СМБД. Этот аспект включает мнения, отношения, ценности и восприятия в области безопасности движения как отдельных личностей, так и групп работников на всех уровнях организации. Этот аспект может быть субъективно оценен с использованием интервью, предназначенных для того, чтобы раскрыть отношение работников к безопасности движения и ее восприятие ими.
Поведенческие аспекты соответствуют проявлениям деятельности персонала в организации, их конкретным поступкам и поведению в отношении соблюдения требований безопасности движения. Эти аспекты могут быть статистически субъективно выявлены путем распространения среди персонала анкет, их последующего сбора и обработки, а также объективно (но косвенно) ‑ через имеющуюся в организации систему внутреннего учета и регистрации информации (связанной с безопасностью движения) о деятельности персонала и функционировании технических средств.
Аспект состоятельности культуры безопасности отражает набор средств, механизмов, процедур, технологий, которыми располагает организация холдинга «РЖД» для обеспечения безопасности движения. Он объективно проявляется в выявляемых при аудитах документированных и реализованных намерениях (политике) организации в области безопасности движения, эксплуатационных процедурах, системах менеджмента, системах контроля, коммуникационных потоках и системах управления персоналом и частично выявляется через имеющуюся в организации систему внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения.

2. Предпосылки и пути формирования культуры безопасности движения

2.1 Опыт использования фактора культуры безопасности движения на железнодорожном транспорте
Впервые термин «культура безопасности» появился в технических заключениях при расследовании аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., т.е. имеет истоки отечественного происхождения. Однако, приоритет решения вопросов культуры безопасности применительно к железнодорожному транспорту принадлежит зарубежным железным дорогам.
В таких странах, как Великобритания, Канада и Австралия разработаны и введены в действие руководства методического характера, направленные на создание, оценку и инспектирование культуры безопасности в железнодорожных организациях.
На основе обобщения этого опыта Европейским железнодорожным агентством (уполномоченным органом Европейского Союза в области железнодорожного транспорта) в конце 2013 г. опубликованы и рекомендованы для использования Руководящие указания по культуре безопасности. Особенность данного документа заключается в том, что он рекомендует развивать культуру безопасности, встраивая ее не только в систему менеджмента безопасности (во все элементы этой системы), но и в общую систему менеджмента организации, а также опираясь на развитие состояния культуры в организации в целом и с учетом состояния региональной и национальной культуры.
Указанное выше стало следствием осознания того, что фактор культуры производственных отношений в коллективах организаций железнодорожного транспорта стал играть заметную роль и особенно проявляться при выполнении правил безопасности движения и эксплуатации технических средств железнодорожного транспорта.
На это было обращено внимание за рубежом при расследованиях там крушений поездов в 80-х – 90-х гг. прошлого века, которые показали, что глубинным основанием выявленных непосредственных причин таких крушений послужила «недостаточная культура безопасности».
В настоящее время становится ясным, что вопросы обеспечения безопасности должны решаться не только путем жесткого нормирования этой сферы деятельности, т.е. с помощью законов, регламентов, правил, инструкций, стандартов, других нормативных актов в области безопасности, или путем внедрения новых технических средств. Как бы тщательно они ни прорабатывались, реализация устанавливаемых технических, технологических, организационных и правовых норм остается за людьми, всегда по-своему осознающими предъявляемые к ним требования и воплощающими их в конкретные действия.
Поэтому на всех уровнях управления железнодорожными организациями берется курс на то, чтобы в мысли и действия персонала было привито поведение, нацеленное на улучшение уровня безопасности через самоконтроль и самооценку своих действий (как в соответствии с нормативной документацией, так и помимо того, что требуется в соответствии с ней).
При этом культура безопасности движения должна охватывать всю полноту циклов взаимодействия работников-исполнителей и руководителей всех уровней, как показано на рис. 2.1.
Ведущая роль в создании обстановки для развития такого взаимодействия и поведения принадлежит руководителям всех уровней, начиная с высших руководителей.
2.2. Пути формирования приемлемой культуры безопасности
Направленность создания и развития приемлемой культуры безопасности должна базироваться на инициативах, исходящих от руководителей организаций холдинга «РЖД». Она заключается в привитии всем членам организации осознания ими важности и социальной ответственности в обеспечении безопасности движения и достижении результата, который стал бы для них приоритетной целью и личной потребностью при выполнении всех работ, влияющих на безопасность движения.
Для того, чтобы поднять культуру делового общения и способствовать воспитанию культуры следования предписаниям технологических инструкций и других нормативных документов, руководителям организаций холдинга «РЖД» необходимо:
освоить понимание и развивать в организации приведенные в настоящих Методических рекомендациях признаки культуры безопасности движения;
регулярно проводить оценку степени развития признаков культуры безопасности движения в организации;
содействовать проведению проверок состояния культуры безопасности движения для получения ее независимой оценки и сравнения зрелости культуры безопасности движения в различных организациях холдинга «РЖД». Независимая оценка состояния культуры безопасности движения в холдинге «РЖД» может быть выполнена независимой по отношению к хозяйствующему субъекту организацией (органом), которая уполномочена в установленном в холдинге порядке проводить такие проверки, или внешней по отношению к холдингу «РЖД» организацией, уполномоченной регулятором в этой области;
задействовать внутренние механизмы, способствующие оказывать воздействие на все три аспекта (вида проявлений) культуры безопасности движения.
Субъектами и объектами формирования культуры безопасности движения в организации холдинга «РЖД» являются все ее работники (прежде всего те работники, деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой). К ним могут относиться как отдельные работники, так и коллективы, ‑ как по профессиональным признакам (например, машинисты локомотивов), так и по признакам совместных действий для достижения общего результата (например, смены железнодорожных станций или цехов депо с непрерывным режимом работы).
 

3. Основные требования к формированию культуры безопасности движения

 
3.1 Общий подход к формированию признаков культуры безопасности движения и критериям их оценки
Предметно культура безопасности движения должна иметь признаки, которые отличали бы ее от других смысловых категорий. При этом данные признаки должны иметь критерии их оценки, т.е. быть:
определяемыми,
применяемыми и понятными в железнодорожной отрасли,
научно обоснованными (или рекомендованными в опубликованных трудах специалистов) и
проверяемыми.
Признаки культуры безопасности движения должны присутствовать на всех уровнях управления организации холдинга «РЖД» при всем различии задач, решаемых на этих уровнях, и при отличиях в характере деятельности. Только при таком подходе может достигаться достаточная полнота развития культуры безопасности движения.
К эти организационным уровням относятся:
центральный аппарат управления;
аппарат территориального (регионального) органа управления;
структурное подразделение территориального (регионального) органа управления (предприятие железнодорожного транспорта).
3.2 Признаки культуры безопасности движения
Основываясь на современных достижениях в оценивании культуры безопасности в целом и безопасности движения в частности, признаками культуры безопасности движения следует считать:
1) достижение управляемости всех процессов деятельности, связанных с безопасностью движения, и ведущей роли менеджмента в ресурсном обеспечении этих процессов и демонстрации личного примера (далее – управляемость);
2) обеспечение двухстороннего обмена информацией (как по вертикали снизу вверх и сверху вниз, так и по горизонтали с работниками смежных видов деятельности и работниками смежных организаций) с предоставлением достаточного числа каналов обмена информацией (далее – двухсторонний обмен информацией);
3) вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения (поддержка его стремления к обсуждению проблем безопасности движения, планированию мероприятий или улучшений, оценке их результативности) как в сфере ответственности самого работника, так и в сфере ответственности других работников (далее – вовлеченность персонала);
4) непрерывное отслеживание решения выявленных проблем безопасности движения и выявления новых, а также извлечение уроков из любых случаев нарушений безопасности движения (далее – культура изучения проблем);
5) признание существования системных причин нарушений безопасности движения, понимание того, что ошибки человека ‑ симптом наличия проблем в системе, и отношение к возложению вины (далее ‑ отношение к возложению вины).
Существуют элементы других признаков или характеристик культуры безопасности движения, например:
высокое качество подготовки инновационных технологических решений с учетом требований безопасности движения;
постоянное стремление к выделению ресурсов на обеспечение безопасности движения (как деятельность, встроенную в выполнение производственных процессов);
удовлетворенность персонала работой, в том числе за счет наличия объективных возможностей обеспечивать безопасность движения;
отсутствие давления на персонал (со стороны руководителей, ревизорского аппарата, надзорных органов) в выборе приоритетов деятельности на рабочем месте;
сосредоточенность на достижении устанавливаемого уровня безопасности движения и т.п.
Признаки, включающие эти дополнительные элементы культуры безопасности движения, относятся к числу подлежащих рассмотрению в перспективе (за рамками настоящих Методических рекомендаций) и могут быть приняты к использованию после реализации признаков, приведенных и пронумерованных (с 1 по 5) в данном пункте настоящих Методических рекомендаций.
3.3 Обобщенные критерии оценки признаков культуры безопасности движения
3.3.1. Критерии управляемости
Основными критериями управляемости являются:
ведущая роль менеджмента организации холдинга «РЖД» в демонстрации приверженности безопасности движения;
развитие в организации холдинга «РЖД» правильного соотношения приоритета, отдаваемого либо обеспечению пропускной способности (производительности), либо безопасности движения.
Для проявления этих критериев менеджментом организации холдинга «РЖД» должны предприниматься определенные и непрерывные шаги по достижению намерений, целей и решению проблем безопасности движения и доведению их до всего персонала. Приоритеты обеспечения безопасности движения и целей бизнеса (например, получение определенной прибыли или достижение требуемой производительности) должны быть сбалансированы или даже в большей степени отдаваться безопасности движения.
Для обеспечения наличия данного признака руководству организации холдинга «РЖД» необходимо добиваться:
«наблюдаемости» менеджмента, т.е. осознания исполнительским персоналом того, что процессы, связанные с безопасностью движения, находятся под управлением известных этому персоналу лиц, и уверенности исполнительского персонала в этом;
приоритета поступков персонала в пользу обеспечения безопасности движения по отношению к обеспечению производительности или провозной способности при отказах технических средств, сбоях в движении поездов, достижении предельных нормативов текущего содержания объектов инфраструктуры и т.п.;
демонстрации поведения руководителей всех уровней, в том числе выдачи ими распоряжений в интересах безопасности движения (или с учетом требований безопасности движения).
3.3.2. Критерии двухстороннего обмена информацией
Основными критериями такого обмена являются:
содействие свободному и открытому обмену информацией и понимание важности этого;
создание системы достоверного учета в отношении безопасности движения;
обсуждение и осознание требований безопасности движения.
Для проявления этих критериев менеджментом организации холдинга «РЖД» организуется достаточное число каналов двухсторонней связи, в том числе в пределах и между различными уровнями организации холдинга «РЖД» и с другими организациями. Особое внимание обращается на доступность каналов связи для непосредственной передачи исполнительским персоналом сообщений о волнующих персонал проблемах безопасности движения руководителям всех уровней.
Для обеспечения наличия данного признака руководству организации холдинга «РЖД» необходимо добиваться:
организации системы внутренних докладов о состоянии безопасности движения, инициируемых исполнительским персоналом;
доступности менеджмента всех уровней для исполнительского персонала;
активного отклика менеджмента на озабоченность персонала по вопросам безопасности движения;
развития систем доступной связи и обмена информацией по вопросам безопасности движения, в том числе системы добровольных конфиденциальных сообщений;
полноты информации в области безопасности движения;
обеспечения любого взаимодействия персонала, связанного с безопасностью движения, системами взаимодействия с обратной связью.
3.3.3. Критерии вовлеченности персонала
Основными критериями вовлеченности персонала являются:
привлечение работников к принятию решений в области обеспечения безопасности движения;
осознание индивидуальной доли ответственности работников за состояние безопасности движения.
Для проявления этих критериев менеджмент всех уровней организации холдинга «РЖД» обеспечивает вовлечение персонала в атмосферу обсуждений, планирование и выдачу идей для решения проблем безопасности движения за счет:
привлечения к обсуждению возникающих проблем на созываемых совещаниях и собраниях;
непосредственного общения при посещении структурных подразделений и рабочих мест;
выдвижения непосредственных исполнителей в качестве участников или докладчиков на соответствующих конференциях;
морального или материального стимулирования деятельности в области улучшения безопасности движения;
привлечения персонала к регламентации вносимых изменений в производственные или технологические процессы, в том числе связанные с ответственностью за них непосредственных исполнителей;
направления на обучение или обучения на месте персонала в связи с проводимыми изменениями.
3.3.4. Критерии культуры изучения проблем
Основными критериями культуры изучения проблем безопасности движения в организации холдинга «РЖД» являются:
мониторинг всех проблем в области безопасности движения и извлечение уроков из ранее имевших место нарушений безопасности движения с внедрением мер, направленных на их предупреждение;
проведение служебных расследований событий и их разборов с заинтересованным отношением к полноте и качеству выявления и оценки их причин и принятие своевременных и адекватных мер.
Для проявления этих критериев менеджментом организации холдинга «РЖД» предпринимаются шаги для отслеживания решения уже известных проблем в области безопасности движения, выявления новых проблем, определения тенденций во времени развития предпосылок к событиям и разработки эффективных предупредительных мер. Культура изучения таких проблем должна заключаться в привлечении исходных данных из как можно более разнообразных источников, полном цикле их рассмотрения и доведении до реализации разработанных предупредительных мер.
Кроме того, в целях обеспечения наличия данного признака руководству организации холдинга «РЖД» необходимо добиваться:
создания системы мониторинга культуры безопасности движения;
периодического изучения отношения персонала к состоянию безопасности движения в организации холдинга «РЖД» и мероприятиям по уменьшению последствий возможных неблагоприятных событий;
регистрации (в журналах установленной формы, базах данных и т.п.) проявлений беспокойства персонала о состоянии безопасности движения;
развития системы служебного расследования и разбора событий, связанных с нарушением правил безопасности движения, в направлении выявления системных причин.
3.3.5. Критерии отношения к возложению вины
Основными критериями этого признака являются:
соблюдение контроля за действиями персонала и осведомленность об этих действиях;
разделение ответственности за нарушения безопасности движения;
презумпция невиновности до решения компетентных органов.
Для проявления этих критериев менеджментом организации холдинга «РЖД» признается, что основная ответственность за нарушения безопасности движения лежит на организации, и поэтому расследования проводятся исходя из мультипричинности событий. Цель расследований заключается не в том, чтобы найти повод для наказания или возложить на кого-то вину, не карать или обвинять, а установить возможно более полный набор причин нарушений с тем, чтобы при последующих разборах можно было наиболее адекватно реагировать на предупреждение этих нарушений в будущем.
При этом в отношении причастного персонала должна действовать презумпция невиновности до решения компетентных органов, а цель расследования события должна заключаться не в поиске виновного, а поиске звена управления или организации деятельности как источнике изменчивости процесса и того, как этим лучше управлять. Такой подход переносит акцент с ошибки человека как причины небезопасного события на человеческие ошибки как симптом наличия проблем в системе (системных причин).
Для обеспечения наличия данного признака руководству организации холдинга «РЖД» необходимо добиваться:
культуры доверительного отношения к персоналу;
осознания персоналом своей ответственности;
создания правил и процедур распределения выявляемых недостатков или неисправностей и их учета за соответствующими структурными подразделениями или должностными лицами;
создания правил и процедур дисциплинарного воздействия на персонал за выявленные недостатки или неисправности;
ответственного отношения менеджмента к решениям, принимаемым в пользу обеспечения производительности или пропускной способности, а не безопасности движения.
В целом структура признаков культуры безопасности движения и их критериев оценки представлена на рис. 3.1.
 

4. Реализация признаков культуры безопасности движения в элементах СМБД

 
4.1. Общий подход к реализации признаков культуры безопасности движения в элементах СМБД
Исходя из необходимости проникновения культуры безопасности движения во все элементы СМБД, что должно отражать качество реализации этих элементов (см. пункт 1.6 настоящих Методических рекомендаций), приведенные выше признаки культуры безопасности движения должны быть конкретизированы применительно к каждому из элементов СМБД.
К элементам СМБД, перечисленным в Положении о СМБД (пункт 6.1.1 этого Положения) и раскрытым в Руководстве по созданию СМБД (разделы 6 ÷ 15 этого Руководства), предъявляются требования, установленные в общем виде в Положении о СМБД (раздел III этого Положения).
Сочетание наименований элементов СМБД и общих требований к СМБД образует двумерную матрицу, отражающую требования к каждому из элементов СМБД, исходя из общих требований. Если к ним добавить адаптированные к каждому элементу СМБД признаки культуры безопасности движения на основании ее общих признаков, приведенных в пункте 3.2 настоящих Методических рекомендаций, то получится трехмерная матрица.
Форма такой 3-мерной матрицы представлена в таблице П1.1 приложения № 1 к настоящим Методическим рекомендациям (в дальнейшем при ссылках на эту таблицу будет употребляться выражение «3-мерная матрица П1.1»).
Ввиду ограничений формата используемого бумажного носителя для настоящих Методических рекомендаций данная матрица в заполненном виде отображена ниже в виде двух фрагментов, один из которых соответствует сочетанию элементов СМБД с требованиями к СМБД, другой ‑ сочетанию этих же элементов с признаками культуры безопасности движения. Этим двум фрагментам 3-мерной матрицы П1.1 соответствуют таблицы 4.1 и 4.2.
При этом глубина конкретизации требований к СМБД и признаков культуры безопасности движения применительно к каждому из элементов СМБД в этих таблицах ограничивается рамочным характером настоящих Методических рекомендаций. Дальнейшая конкретизация должна проводиться в направлении адаптирования приведенных рамочных признаков культуры безопасности движения к особенностям деятельности РЦКУ, функциональных филиалов и ДО ОАО «РЖД».