Московская железная дорога

Сегодня в ключевом звене столичной магистрали - крупнейшем на сети Московском железнодорожном узле - тесно переплелись грузовые и пассажирские потоки. О том , как гармонично их развивать, мы попросили рассказать начальника Московской железной дороги Владимира Молдавера .

Управлять динамикой перевозок

 - Владимир Ильич, сейчас дорога работает в непростых экономических условиях, сложившихся в стране. Как это сказывается на грузовых и пассажирских перевозках, а также на инфраструктурных проектах? И как вы с этим справляетесь?
- Работа на железной дороге в любой период - это круглосуточный напряженный труд большого коллектива людей, сопряженный с деятельностью самых разных предприятий многих отраслей. Какие бы катаклизмы в обществе ни происходили, отрасль должна работать, чутко реагируя на изменения экономической ситуации. Московская железная дорога как филиал ОАО « РЖ Д » выполняет те планы и задачи, которые ставит правление компании, предлагая свои решения и реализуя меры по повышению эффективности всех железнодорожных предприятий, работающих в ее границах. Конечно, условия экономического кризиса, геополитическая ситуация, в частности, в Украине сказываются на деятельности магистрали - как в пассажирских, так и в грузовых перевозках. Несмотря на это в I полугодии 2015-го нам удалось выполнить с ростом к плану и к аналогичном периоду прошлого года практически все качественные показатели использования подвижного состава. Производительность локомотива - 1869 тыс. т-км брутто - увеличена к плану на
4,2%, к прошлому году - на 4,7%. Вес поезда - 3958 т - вырос к плану на 0,7%, к прошлому году - на 0,8%. Участковая скорость - 41,7 км/ч - выше плана на 1,6%, а к 2014-му возросла на 3,2%. Также с ро стом на 1,4% выполнен и грузооборот.
План по пассажирообороту во всех видах сообщения за 6 месяцев 2015 года выполнен на 101,6%. Это, конечно, не те рекордные показатели, которые были на дороге раньше, но с учетом сложившихся условий они положительны. В пригородном сообщении план выполнен на 100,9%, в дальнем - на 86,9%. Наиболее значительное сокращение пассажирских перевозок вызвано ситуацией в Украине. В этих условиях на дороге предпринимаются серьезные антикризисные меры, направленные напреодоление тенденции к снижению динамики. Прежде всего усилена работа по организации четкого взаимодействия между основными производственными вертикалями, напрямую влияющими на перевозочный процесс. В первую очередь такими, как дирекции движения, тяги, сервисные локомотиворемонтные компании. График отправления грузовых поездов улучшен к прошлому году на 7,2%. Средняя маршрутная скорость грузовых поездов в июне текущего года при плановом задании 640 км/сут. составила 688 км/сут. Средняя скорость доставки одной отправки - 311 км/сут., что выше уровня 2014-го на 32,9 км/сут. Выполнение показателя «доля грузовых отправок груженых вагонов, доставленных в нормативный срок» с начала года - 94,6%, что лучше, чем в 2014-м, на 6,3% (задание правления - не менее 90%). На дороге проводится целенаправленная работа по продвижению грузопотоков, следующих в направлении Кузбасс - Северо-Запад. Разработаны нитки графика для пропуска не менее 5 пар грузовых поездов в сутки по участку Дмитров - Савелово и сдачи их на Октябрьскую железную дорогу. Выполняется комплекс мероприятий по повышению провозной способности на грузонапряженных направлениях. Для повышения эффективности работы сортировочных станций выполнена автоматизация горочных комплексов Орехово-Зуево и Бекасово-Сортировочное. Внедрена и эксплуатируется комплексная система автоматизиров анного управления сортировочным процессом. Мы активно участвуем в реализации одного из важнейших направлений стратегического развития компании по увеличению доли контейнерных перевозок. По оценкам аналитиков, несмотря на кризисные явления, объемы грузов в контейнерах, особенно транзитных, будут расти. Кроме того, мы стараемся использовать преимущества Московской железной дороги как крупнейшего распределительного транспортного узла. В границах магистрали перевозится 10% сетевого объема контейнерных грузов:
ежесуточно в среднем на дороге грузится 615 контейнеров, это третье место по объему посети (всего по сети - 5923 контейнера в сутки). На станциях Силикатная, Перспективная и Москва-Товарная- Павелецкая формируются прямые контейнерные поезда, в том числе ускоренные. Все большим спросом, который мы стараемся удовлетворять, у грузовладельцев пользуется услуга по отправлению маршрутов по твердым ниткам графика на договорной основе, в том числе грузов в контейнерах. В текущем году количество заключенных договоров на оказание таких услуг возросло к 2014-му в 1,5 раза. Огромное значение для стабильной работы дороги и обеспечения всех видов перевозок имеет состояние пути и инфраструктуры. Ежегодно модернизируя сотни километров пути, МЖД по объемам ремонтных работ занимает лидирующие позиции на сети. По оперативным данным на 1 июля, на полигоне дороги всеми видами ремонта отремонтировано 159,5 км. Балловая оценка состояния пути составила 34 ед. Повышение его технических характеристик позволило увеличить скорости движения пассажирских поездов на протяжении 184,7 км, а для грузовых поездов - на 85 км. 
- Развитие пассажирской составляющей Московского железнодорожного узла, безусловно, влияет на организацию грузовых перевозок. Что вы предпринимаете в этом направлении?
- Одной из отличительных особенностей организации движения здесь является наличие смешанного движения с высокими размерами пассажирских, пригородных и грузовых поездов. Запуск скоростных перевозок в пассажирском и пригородном комплексе значительно усложнил пропуск грузовых поездов в Мосузле, где сконцентрировано более 80% перевозочной работы дороги. В результате интервалы по отправлению грузовых поездов с сортировочных станций в утренние и вечерние часы по всем направлениям составляют 5 -6 часов. Организация пассажирского движения на Малом кольце уже сейчас привела к изменению в грузовом движении не только в его пределах, но и в пределах БМО. Нам пришлось коренным образом пересмотреть технологический процессорганизации местной работы на Московской железной дороге. За последнее время исключено из работы большинство станций Малого кольца, бывшие сортировочные станции, расположенные в Москве на пересечении радиальных направлений и Малого кольца. Внутри узла остались только три сортировочные станции: Перово, Люблино-Сортировочное и Лосиноостровская, перерабатывающие 35% от общего транзитного вагонопотока, поступающего в Мосузел. Сегодня сортировочные станции Малого окружного кольца утратили ранее существовавшую взаимосвязь. Грузопотоки в значительной степени переключены на БМО, пропускная способность которого лимитирована. В связи с дальнейшим развитием ускоренного и скоростного пассажирского движения на радиальных направлениях Мосузла сокращаются размеры грузовых поездов. Существующий в настоящее время порядок организации вагонопотоков исключает дальние транзитные перевозкигрузов, которые проходят через Москву в сообщении между регионами, находящимися за пределами Большого кольца. Поэтому возникает необходимость перераспределения работы по формированию сборных поездов на сортировочные станции, расположенные на БМО и за его пределами, такие как Бекасово-Сортировочное, Орехово- Зуево, Ожерелье. Радиальные направления северной и восточной частей Московской области будут обслуживаться станцией Орехово-Зуево, южной - сортировочной станцией Ожерелье, а радиальные направления северо-западной и юго-западной частей - станцией Бекасово. При этом наибольшие объемы грузовой работы в перспективе будут осуществляться на железнодорожных станциях, расположенных в границах Московской области, на долю которых к 2025 году будет приходиться более 66% от суммарных объемов грузовой работы Мосузла. 

Новые маршруты грузов и пассажиров

- Видимо, чтобы справиться с таким грузопотоком на данном участке, потребуется не только развитие инфраструктурных проектов, но и какие-то другие комплексные р ешения? - Для обеспечения перевозки перспективного грузопотока в условиях постоянного наращивания размеров и скоростей движения в дальнем пассажирском и пригородном сообщениях были проработаны два основных варианта организации его пропуска. Первый из них - развитие участка глубокого обхода БМО с пропуском вагонопотока через узел Рыбное. Реализация этого проекта потребует повышения пропускной способности участков Рыбное - Узуново и Плеханово - Сухиничи - Духовская, а также увеличения полезной длины приемо-отправочных путей до унифицированной. Второй вариант предполагает развитие участка глубокого обхода БМО с отклонением вагонопотока на стык Ряжск, что также вызывает необходимость в наращивании провозных мощностей на участках Ряжск - Узловая и Плеханово - Сухиничи - Духовская. Это практически единственно возможные варианты организации пропуска грузовых поездов в условиях изменения сложившейся ранее системы и технологий грузовой р аботы. Они позволят в значительной степени разгрузить Мосузел, особенно в границах Москвы, и обеспечить прогнозируемый рост объемов грузовой работы. Существенно изменяется у нас и логистическая составляющая. Генеральной схемой развития Московского железнодорожного узла до 2020 года предусматривается формирование современной складской инфраструктуры ОАО «РЖД» в зонах грузогенерации мегаполиса, ориентированной в перспективе только на удовлетворение нужд города.
- Для обеспечения растущих объемов переработки грузов на основных объектах терминально-логистической инфраструктуры ОАО «РЖД» предусмотрены мероприятия по модернизации существующих объектов ТЛИ (на ст. Кунцево-2, Москва-Товарная-Рязанская, Москва-Товарная-Павелецкая, Москва-Бутырская) и по открытию новых объектов ТЛИ (на ст. Москва-Товарная-Ярославская, Люблино и Ховрино). А также предусмотрено закрытие по текущим параграфам (с перепрофилированием) станций, где размещены некоторые из существующих объектов ТЛИ: на ст. Москва-Товарная, Москва Товарная-Курская, Москва-Товарная-Киевская, Москва-Товарная-Смоленская. Для исключения транзитных грузопотоков через грузовые дворы, расположенные в границах МКАД, ОАО «РЖД» проводит работу по строительству терминально-логистических центров «Белый Раст», «Ступино» и «Можайск», которые увязаны с проектом строительства Центральной кольцевой автодороги. 
- Владимир Ильич, в развитии транспортной инфраструктуры заинтересованы как ж елезнодорожники, так и федеральные и региональные органы власти. Каким образом с ними выстраивается взаимодействие в реализации масштабных проектов на Московской железной дороге?
- Да, действительно, мы очень тесно сотрудничаем с правительствами Москвы и Московской области для решения транспортных проблем. В текущем году на дороге активно реализуется большая инвестиционная программа объемом 67,6 млрд руб., что также позволяет нам значительно обновлять железнодорожную инфраструктуру, из них 48 млрд руб. предусмотрено на развитие Московского железнодорожного узла. Реализация решений, принятых в Генеральной схеме Мосузла, позволит преобразовать железнодорожный транспорт Москвы из пригородного в пригородно-городской, ориентированный на перевозку пассажиров не только в сообщении Москва - пригород, но и между отдельными районами города. Объем перевозок пассажиров будет увеличен с 800 млн до 1,6 млрд человек вгод, в том числе на новых маршрутах - Малом кольце и в направлении аэропортов. Будут созданы новые транспортные артерии для пассажирского движения: опять же - Малое кольцо и новые ж елезнодорожные диаметры, включенные в систему скоростного городского транспорта. Вкупе с увеличением интенсивности и тактовости движения на всех радиальных направлениях и применением более совершенного подвижного состава это позволит разгрузить существующий транспорт и повысить качество пригородно-городских перевозок . Прогнозируется, что объем отправления пассажиров дальнего следования увеличится с 26,5 млн до 45,6 млн человек в год, включая пассажиров в скоростном и высокоскоростном движении. Для эффективной реализации комплексного инвестиционного проекта «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной с участием ОАО «РЖД» и правительства Москвы - ОАО «Московская кольцевая железная дорога». На Малом кольце откроется пассажирское движение, запуск которого в тестовом режиме планируется в конце этого года. На радиальных направлениях осуществляются проекты модернизации, которые создадут пассажирам - жителям Москвы и Подмосковья новые возможности и более удобные варианты поездок. В целом по Мосузлу к 2025 году для обеспечения более комфортных условий для пассажиров размеры пригородного движения потребуется увеличить на 43,3% - до 1806 пар поездов в сутки. Поэтому перед всеми московскими железнодорожниками стоят огромные задачи, которые, я уверен, мы, как всегда, с честью выполним. 
 
Беседовал Олег Дьяченко