Несчастный случай с составителем поездов станции Рубцовск

29 января 2016 года в 11 часов 55 минуты (московского времени) при производстве маневровой работы в результате наезда подвижного состава травмирован составитель поездов железнодорожной станции (далее - станция) Рубцовск Алтайского центра организации работы железнодорожных станций (далее - центр) Западно-Сибирской дирекции управления движением (стаж самостоятельной работы по профессии с 1 июня 2015 года, профессиональное обучение прошел в Новокузнецкой дорожной технической школе).
29 января 2016 года планом маневровой работы было определено задание по расформированию поезда № 3661, прибывшего на 7 путь станции Рубцовск.
В 11 часов 40 минут бригада в составе двух составителей поездов приступили к расформированию состава поезда №3661 методом одиночных толчков со стороны четной вытяжки - первый составитель поездов (старший) осуществлял расцепку вагонов на вытяжке, а второй составитель поездов находился в парке станции и производил торможение отцепов.
В 11 часов 50 минут первый составитель поездов, получив команду от ДСПЦ о готовности маршрута к роспуску, и подтверждение от второго составителя поездов о готовности к работе (находился в междупутье 3 и 5 путей с двумя тормозными башмаками и специальной вилкой для укладки тормозных башмаков), дал команду машинисту маневрового тепловоза на надвиг группы из 11 вагонов с отцепкой 5 вагонов на 5 путь.
В 11 часов 55 минут после отцепки группы вагонов первый составитель поездов, услышав по рации посторонние звуки, проследовал к месту нахождения второго составителя поездов и обнаружил его, лежащим в междупутье 5 и 7 путей. Вилка для укладки тормозных башмаков у составителя поездов отсутствовала, тормозные башмаки находились в междупутье 5 и 7 путей.
Предварительный диагноз травмы - травматический шок II степени, ампутация на уровне голеностопного сустава левой ноги и правой ноги - на уровне пальцев.
За прошедший период 2016 года в подразделениях дирекций управления движением допущено 3 несчастных случая на производстве с тяжелыми исходами, в том числе два из них в Западно-Сибирской дирекции. При этом данный несчастный случай был допущен в период повышенного режима управления охраной труда, объявленного в дирекции в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 10.09.2014 № 2119р «О совершенствовании системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» (далее - Распоряжение от 10.09.2014 № 2119р).
Отметить неудовлетворительную организацию профилактической работы по охране труда в Западно-Сибирской дирекции.
 

29.01.2016 в 11 час 55 мин (московского времени) при производстве расформирования вагонов толчками в результате наезда подвижного состава травмирован составитель поездов железнодорожной станции Рубцовск Алтайского ДЦС Западно-Сибирской дирекции управления движением, находившийся в парке станции для производства торможения отцепов. В ходе расследования случая дополнительно установлены нарушения требований Инструкции по производству маневровой работы толчками на железнодорожной станции Рубцовск Западно-Сибирской железной дороги, утвержденной 28.12.2015 Алтайским ДЦС, ТРА, ИДП и правил по охране труда: ДСП допустил к руководству маневровой работой толчками составителя поездов 5 разряда, вместо установленного 6 разряда; ДСПЦ приготовила маршрут на вытяжной путь за сигнал «М35» вместо маршрута за светофор «М27», тем самым создав условия для расцепки вагонов при работе толчками в неустановленном месте; ДСПЦ приготовила маршрут на 5 путь и доложила о его готовности машинисту и составителю поездов (руководителю маневров), не убедившись в готовности к роспуску второго составителя и зная о его нахождении в служебном помещении (обеденный перерыв); руководитель маневров не проинформировал по радиосвязи и не ознакомил машиниста маневрового локомотива и второго составителя поездов с планом предстоящих маневров; руководитель маневров не запросил у второго составителя поездов о готовности к торможению; руководитель маневров произвел расцепку вагонов в неустановленном месте, исключив возможность визуального контроля за вторым составителем; второй (травмированный) составитель поездов не подготовился к началу маневров (не находился в междупутье 3 и 5 путей, не приготовил вилку для подкладывания тормозных башмаков, перед началом работы не разложил тормозные башмаки на междупутье вдоль рельсовой колеи по одному в ряд). Всеми работниками станции в процессе работы нарушался регламент переговоров. Ранее в дирекциях управления движением уже допускались случаи производственного травматизма при аналогичных нарушениях: 22.10.2011 регулировщик скорости движения вагонов станции Анисовка Приволжской дирекции вышел с опозданием на роспуск. При переходе железнодорожного пути не по маршруту служебного прохода перед близко г движущимся отцепом из 16 вагонов, споткнулся о рельс и упал в колею пути перед вагонами (исход смертельный); 17.02.2012 составитель поездов станции Черногорские Копи Красноярской дирекции при производстве маневровой работы изолированными толчками зашел в колею 10 пути для уборки из-под группы вагонов тормозного башмака, зажатого колесной парой. Седьмой отцеп из 10 вагонов объединился со стоявшей группой из 4 вагонов и привел ее в движение, сбив составителя поездов в момент выхода из колеи 10 пути (исход смертельный). Несмотря на проводимую профилактическую работу в дирекциях в рамках «усиленного режима» по охране труда, 30.01.2016 в 2 час 00 мин местного времени получил травму составитель поездов железнодорожной станции Оренбург Южно-Уральской дирекции. Предварительным расследованием установлено, что при производстве маневровой работы по подаче 6 вагонов на путь необщего пользования вперед вагонами составитель поездов был зажат между вагоном и валом снега, в результате не удержался на подножке, упал и получил травму головы (предварительный диагноз: сотрясение головного мозга, ушибленная рана головы). Проверками, проведенными на важнейших сортировочных станциях Горьковской дирекции управления движением, также отмечается отсутствие предметной работы руководителей станций и смен в организации безопасных условий труда для работников (маршруты служебного прохода не очищаются, в горловинах и междупутьях валы снега и т.п.).