Новый вокзал Роттердам Центральный

Организатором исполнения государственной программы модернизации железнодорожных станций и вокзалов Нидерландов является национальный оператор инфраструктуры — компания ProRail. В рамках программы, кроме Роттердама, в феврале 2016 г. торжественно открыт вокзал в Гааге, до конца 2016 г. планируется также завершить работы на вокзалах городов Бреда, Тилбург, Эйндховен и Утрехт. Для большинства проектов характерны оригинальные архитектурные решения: просторные помещения, оптимальное использование естественного освещения в светлое время суток, максимальный уровень интегрирования железнодорожного с другими видами транспорта, в том числе с символом городской мобильности Нидерландов — велосипедом. В наибольшей степени это реализовано в проекте пассажирского комплекса станции Роттердам-Центральный, реконструкцию которого выполняла местная проектно-строительная компания Arcadis по проекту консорциума Time CS при участии ведущих архитектурных компаний Benthem Crouwel Architekten, MVSA Meyer en Van Schooten Architecten и West 8 Urban Design & Landscape Architecture (рис. 1).
Реконструкция железнодорожного узла Роттердам-Центральный была вызвана необходимостью решения двух основных задач. В первую очередь это необходимость обслуживания пассажиропотока, увеличившегося в связи с интенсификацией движения междугородных поездов, в том числе по новой высокоскоростной линии Амстердам — Бреда (HSL Zuid). Ожидается, что к 2030 г. станция Роттердам-Центральный будет ежегодно обслуживать до 70 млн пассажиров в сравнении с 40 млн в 2007 г. Кроме того, задача администрации города — изменить неблагоприятную с точки зрения охраны общественного порядка ситуацию, имевшую место в старом портовом квартале, примыкающем к вокзалу. При этом проектная группа поставила перед собой задачу сделать для прибывающих пассажиров новый вокзал Роттердама визитной карточкой Нидерландов.

Здание вокзала Роттердам-Центральный

Рис. 1. Здание вокзала Роттердам-Центральный

Поезд RandstadRail на станции Роттердам-Центральный

Рис. 2. Поезд RandstadRail на станции Роттердам-Центральный

 

Разработка проекта реконструкции заняла 5 лет, еще столько же потребовалось для завершения строительства самого вокзала, реконструкции окружающей его части города и выполнения ландшафтных работ, которые были завершены в 2015 г. При стоимости строительства здания вокзала 630 млн евро общая стоимость проекта составила 1,4 млрд евро, включая организацию остановки поездов линии Роттердам — Гаага транспортной сети RandstadRail (рис. 2) в вокзальном комплексе.
Архитектурные решения в стиле единого общественного пространства позволили расположить под одной крышей пассажирские платформы (рис. 3) и зал обслуживания пассажиров. Все пассажирские платформы защищены застекленной кровлей размером около 150 м в ширину и 250 м в длину. Общая площадь помещений вокзального комплекса составила 46 тыс. м2, на крыше которого площадью 28 тыс. м2 размещено более 136 тыс. элементов солнечных батарей, занимающих 10 тыс. м2. Солнечные батареи могут вырабатывать до 340 МВт·ч электроэнергии в год, благодаря чему компания ProRail планирует достичь экономии потребления электроэнергии от других источников на уровне 8 %. Пешеходные тоннели для выхода к поездам расположены под железнодорожными путями. Их осве щение в светлое время суток обеспечивается благодаря застекленной кровле над пассажирскими платформами и наличию «световых колодцев» (рис. 4). В тоннелях расположены торговые точки, где пассажиры могут приобрести необходимые в дороге товары. Вокзал расположен на небольшом возвышении, поэтому платформы и подходящие к ним поезда хорошо просматриваются из зала ожидания, что создает пассажирам ощущение единого пространства и доступности. На перекрытии вестибюля вокзала закреплен подаренный портом Роттердама жидкокристаллический дисплей высотой 4,5 м и длиной 40 м. Особую атмосферу в зале ожидания созда ет музыка, практически постоянно звучащая благодаря возможности желающих исполнить любимую мелодию на фортепиано, расположенном в центре зала (рис. 5).

Пассажирские платформы станции Роттердам-Центральный

Рис. 3. Пассажирские платформы станции Роттердам-Центральный

Пешеходный тоннель под пассажирскими платформами

Рис. 4. Пешеходный тоннель под пассажирскими платформами

 

Главный зал вокзала Роттердам-Центральный

Рис. 5. Главный зал вокзала Роттердам-Центральный (фото: П. Яковлев)

Автобусная остановка у вокзала Роттердам-Центральный 

Рис. 6. Автобусная остановка у вокзала Роттердам-Центральный (фото: П. Яковлев)


Массовое внедрение проездных смарт-карт дало возможность организовать доступ в подземную часть вокзала только через турникеты, что повысило эффективность борьбы с безбилетным проездом и уровень безопасности. В старом здании свободный доступ в эту часть вокзала вызывал постоянные нарекания персонала и обеспокоенность администрации станции в связи с регулярными правонарушениями. В подземной части здания также обустроены тоннели для пешеходов и велосипедистов, соединяющие городские кварталы, примыкающие к вокзалу. Реконструкция городской инфраструктуры около нового пассажирского комплекса обеспечила комфортный доступ в центральную часть города. В соответствии с концепцией единого пространства на привокзальной площади уложена гранитная плитка, являющаяся  продолжением пола главного зала. Под привокзальной площадью оборудована парковка для одновременного размещения до 750 автомобилей и 5,2 тыс. велосипедов. Остановки трамваев и автобусов расположены слева и справа от здания вокзала (рис. 6). Старый вокзал постройки 1957 г., спроектированный голландским архитектором Сиболдом ван Равестейном (рис. 7), был демонтирован в 2008 г., однако отдельные элементы оформления бережно сохранены. К ним относятся привычные для местных жителей вывеска Centraal station и вокзальные часы на фасаде, а также абстрактные скульптуры внутри здания. Реконструкция вокзалов в других крупных городах также близка к завершению. Arcadis считает, что опыт, полученный при реализации столь масштабного проекта в Роттердаме, будет использован при выполнении аналогичных работ в других странах Европы, в частности при реконструкции пассажирского комплекса Брюссель-Южный в Бельгии.

Прежнее здание вокзала Роттердам-Центральный постройки 1957 г.

Рис. 7. Прежнее здание вокзала Роттердам-Центральный постройки 1957 г.

Материалы компании Arcadis; Railway Gazette International, 2016.