Новый моторовагонный подвижной состав на дорогах Европы

Недавно Правление Национального общества железных дорог Франции (SNCF) выбрало консорциум компаний «Alstom» и «Bombardier» для производства двухэтажных электропоездов «XTrapolis Cityduplex» общей стоимостью 3,75 млрд. евро. Новые электропоезда предназначены для эксплуатации на линиях D и Е городской сети RER  Парижа. Они должны заменить существующий подвижной состав, средний срок службы которого составляет 30 лет. Всего будет поставлено 225 поездов: 130 электропоездов для линии D и 125 — для линии Е. Данный заказ является крупнейшим из финансируемых транспортной администрацией региона Иль-де-Франс. Общая стоимость контракта составляет около 450 млн. евро. Доля консорциума компаний «Alstom» и «Bombardier» составляет 1,155 млрд. евро, причем доля «Alstom» в нем составляет 70 %. С 2021 г. планируется ввести в эксплуатацию 56 электропоездов длиной 112 м (в составе каждого 2 вагона головных одноэтажных и 4 промежуточных двухэтажных) и 15 электропоездов длиной 130 м (имеющих в своем составе 2 вагона головных одноэтажных и 5 промежуточных двухэтажных). Отмечается, что 70 % пассажиропотока приходится на регион Иль-де-Франс. За девять месяцев 2016 г. пассажиропоток увеличился на 7 %. Ввод в обращение новых электропоездов позволит решить данную проблему, а также повысит точность движения поездов. Электропоезд «XTrapolis Cityduplex» предназначен для эксплуатации на электрифицированных линиях переменного тока напряжением 25 кВ, 50 Гц и постоянного тока напряжением 1,5 кВ. Конструкционная скорость электропоезда — 140 км/ч. Электропоезд «XTrapolis Cityduplex» был специально спроектирован для эксплуатации на линиях с большим пассажиропотоком. В поезде предусмотрены широкие межвагонные переходы и большие дверные проемы, обеспечивающие быструю посадку и высадку пассажиров. Вместимость электропоезда длиной 112 м составляет 1563 чел., 130 м — 1861 чел. В новых электропоездах предусмотрено три типа кондиционирования воздуха в различных зонах салона: в зонах со стоячими местами для пассажиров (для поездки продолжительностью до 5 мин); в смешанных зонах на первом этаже со стоячими местами на одной стороне вагона и сидячими на другой (для поездки до 20 мин); в зонах комфорта «регионального типа» на втором этаже с сидячими местами на обеих сторонах вагона (со временем поездки до 50 мин). Электропоезда оборудованы рекуперативным торможением и светодиодным освещением, что позволяет на 25 % сократить энергопотребление. Изготовление комплектующих, производство и обслуживание новых поездов будут осуществляться на восьми предприятиях компании «Alstom», расположенных в городах Валансьен (проектный менеджмент, конструкция, испытания, пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, производство моторных вагонов и окончательная сборка), Райхшоффен (конструкция), Орнанс (тяговые двигатели), Ле-Крёзо (тележки), Виллеурбанн (бортовое электронное оборудование), Тарбес (тяговое оборудование), Пети Кевийи (трансформаторы) и Сан Оуен (конструкция). Производство промежуточных вагонов для новых электропоездов «XTrapolis Cityduplex» будет осуществляться на заводе компании «Bombardier» в городе Креспен. В последнее время наметилась тенденция роста рынка поставок нового пассажирского подвижного состава для железных дорог Британии. Крайне низкий процент кредитования и низкая стоимость производства побудили компании-операторов отказаться от капитального ремонта подвижного состава. Согласно последним информационным данным (апрель 2016 г.), количество новых вагонов пассажирского подвижного состава на сети увеличилось примерно на 1 тыс. единиц (с учетом списания старого  подвижного состава). Доминирующими остаются заказы для парков компаний-операторов IEP и «Thameslink». Также принято решение компанией «АЬеШо» о полной замене парка подвижного состава компании-оператора «East Anglian». Компанией «TransPennine Express» был сделан заказ компании «Hitachi» на поставку девятнадцати 5-вагонных поездов на два вида тяги (дизель-электропоездов) серии АТ300 (рис. 3). Новые поезда предназначены для эксплуатации на линии North trans — Pennine. Компанией «Hull Trains» также был сделан заказ на пять таких дизель-электропоездов, которые должны заменить дизель-поезда серии 180. Семь дизель-электропоездов АТ300 будут приобретены также компанией Great Western Railway» (GWR) для их эксплуатации на направлении Оксфорд и Бедуин. GWR также подтвердила свой заказ на электропоезда «Electrostar» (рис. 4), первоначально ожидая получить 8 электропоездов серии 387 и еще 29 электропоездов разных серий у компании-оператора GTR. К осени 2017 г. численность парка GWR новых поездов должна составить 45 ед. Компанией «Abellio» было заказано свыше 1 тыс. вагонов у компаний «Bombardier» и «Stadler», которые должны быть поставлены в период с января 2019 г. по сентябрь 2020 г. Компанией «Bombardier» будет изготовлено 665 вагонов для 5- и 10-вагонных электропоездов «Aventra», которые будут построены на заводе в г. Дерби. Компания «Stadler»  поставит электропоезда для междугородных перевозок и перевозок поездами экспресс, а также дизель-электропоезда для региональных перевозок. За прошедшие 12 мес. значительно поменялся рынок подвижного состава, особенно это характерно для компании-оператора «Northern». Победителем тендера стала компания «Arriva», которая отвечала за поставки 140 дизель-поездов компании CAF, а также 141 электропоезда. Компанией «TransPennine Express», помимо поездов серии АТ300, были также заказаны пассажирские вагоны локомотивной тяги Мк5А у компании CAF, которые будут эксплуатироваться с тепловозами серии 68 по системе «push-pull» (с кабиной управления в хвостовом вагоне). Отмечается, что расширение заказов на дизель-электропоезда и сокращение заказов на дизель-поезда может измениться в результате задержки реализации планов по электрификации.
 
По материалам журналов «Railway Gazette International», «International Railway Journal», «Modern Railways» 
Инж. П.А. ПОЛИН, г. Москва