Общие сведения о железнодорожных станциях

Железнодорожные линии состоят из участков, которые делятся на перегоны раздельными пунктами с путевым развитием и без пу­тевого развития. К первым относятся разъезды, обгонные пункты, станции. Раздельные пункты без путевого развития — это проход­ные светофоры на участках с автоблокировкой и путевые посты при полуавтоблокировке.
К разъездам относят раздельные пункты, имеющие путевое раз­витие для скрещения и обгона поездов на однопутных участках же­лезнодорожных линий.
Обгонные пункты служат для обгона поездов на двухпутных линиях.
Станциями называют раздельные пункты, путевое развитие ко­торых позволяет наряду с приемом, отправлением, скрещением и обгоном поездов выполнять операции по обслуживанию пассажи­ров, приему и выдаче груза и багажа, расформированию и формиро­ванию составов, техническому обслуживанию поездов, погрузке и выгрузке грузов.
В системе железнодорожного транспорта станции являются ос­новными линейными подразделениями, на которых осуществляет­ся связь железных дорог с клиентурой. На станциях располагается большой комплекс различных технических сооружений, служебно­технических, производственных, культурно-бытовых зданий и уст­ройств. Стоимость всех сооружений на станциях составляет более половины стоимости строительства новой железнодорожной линии. К таким сооружениям относятся: путевое развитие, устройства ав­томатики, связи, станционные здания, локомотивные и вагонные депо, пункты технического обслуживания (ПТО) вагонов и локомо­тивов, контейнерные площадки, пассажирские платформы и др.
Производственная деятельность станций осуществляется в тес­ном взаимодействии всех элементов ее технического оснащения с целью обеспечения безопасности движения, выполнения задан­ных объемов работы с минимальными задержками подвижного состава под техническими и грузовыми операциями, требований охраны труда.
Более 70 % времени оборота грузовой вагон находится на стан­циях под техническими, грузовыми и коммерческими операциями. Сокращение продолжительности этих операций уменьшает оборот вагона и, как следствие, сокращает потребность в подвижном соста­ве, ускоряет доставку грузов и повышает эффективность использо­вания технических средств железных дорог. Использование новой техники, автоматизированных систем управления, информационных технологий способствует сокращению простоя вагонов, повышению производительности труда станционных работников.
На станциях выполняются технические, грузовые, коммерческие, пассажирские и почтово-багажные операции.
К техническим операциям относятся:
  • прием, отправление, пропуск поездов;
  • скрещение, обгон поездов;
  • расформирование и формирование составов;
  • смена локомотивов и локомотивных бригад;
  • техническое обслуживание подвижного состава;
  • подача вагонов к грузовым пунктам;
  • уборка вагонов с грузовых пунктов;
  • отцепка, прицепка, перестановка вагонов;
  • ремонт, экипировка, промывка, дезинфекция, очистка вагонов;
  • другие операции, связанные с перемещением подвижного со­става в пределах станции.
Грузовые операции:
  • погрузка, выгрузка грузов;
  • сортировка мелких отправок;
  • сортировка контейнеров;
  • перегрузка грузов.
Коммерческие операции:
  • осмотр вагонов в коммерческом отношении;
  • пломбирование вагонов;
  • прием, хранение, выдача, взвешивание грузов;
  • оформление перевозочных документов;
  • расчеты с клиентурой.
Пассажирские операции:
  • оформление проездных документов;
  • посадка, высадка пассажиров;
  • прием, хранение, выдача ручной клади и багажа;
  • сервис на вокзалах и в поездах.
К почтово-багажным относятся операции по обслуживанию почто­вых и багажных вагонов.
Первые железнодорожные станции в России появились в 1837 г. при сооружении однопутной железной дороги Петербург—Царское Село про­тяженностью 23 км. Было построено пять станций (с учетом конечных). В 1851 г. сдана в эксплуатацию крупнейшая для того времени двухпутная железная дорога Петербург—Москва протяженностью 650 км с 34 станциями. Схема путевого развития начальной станции Петербург показана на рис. 2.1. На этой станции, как и на других крупных станциях железной дороги Пе­тербург—Москва, сооружались круглые паровозные депо с поворотным кругом внутри здания. На головных станциях Петербург и Москва, имев­ших сходство в размещении станционных устройств, было небольшое чис­ло путей для пассажирского движения, и резервировалась значительная площадь для грузовых дворов.