Он - наш Уссуриец

1 февраля 1899 года Д. Л. Хорват подписал приказ по Уссурийской казенной железной дороге № 57 со следующим текстом: «Отъез­жая в С.-Петербург, согласно дан­ному его сиятельством господи­ном министром путей сообщения телеграммой от 23 декабря 1898 года распоряжению, управление дорогой, заведование работами по сооружению коммерческого пор­та в г. Владивостоке и надзор за сооружением железнодорожной ветви от г. Никольск-Уссурийс-кого до маньчжурской границы с 21 января с.г. сдал временно командующему 1-м Уссурийским железнодорожным батальоном подполковнику Сервианову...»

Станция Курдюмово

Станция Курдюмово

Следующий приказ полковника Хорвата за № 84 от 13 февраля 1899 года был прощальным и содержал такие трогательные выражения, какие редко можно встретить в официальном документе: «Оставляя Уссурийс­кую железную дорогу, освободившись в данную минуту от захватившего меня потока кипучей деятельности, я только теперь вижу, сколько мои сотрудники положили знания, энергии и здоровья в порученном им деле. Только благодаря беззаветному стремлению к исполнению долга и благо­даря любви к железнодорожному делу возможно было сделать, при самых неблагоприятных условиях, то, что сделано моими сослуживцами в трех­летний срок. Перечислять подробно заслугу каждого из моих ближайших помощников в минуту расставания для меня слишком тяжело, так как это само собой усугубит горечь разлуки, но, тем не менее, не могу не указать на конечные результаты их деятельности.

Всякий, кто был в Уссурийском крае, поймет, каких трудов и какого на­пряжения стоило довести дорогую мне Уссурийскую железную дорогу до такого состояния, чтобы она удовлетворяла нуждам края и в техническом отношении могла бы стать путем безопасным для движения при одинако­вой скорости поездов с остальными железными дорогами в империи и, не­смотря на неблагоприятные условия ее эксплуатации, дать значительную экономию по сметным ассигнованиям. Достигнутые результаты всецело приписываю заслугам: начальника пути Ф. И. Кнорринга, его помощника Н. П. Осипова, начальника тяги Е. Ф. Кричевского, начальника мастер­ских Н. И. Шпаковского, начальника движения В. И. Сяноженского, его помощника В. И. Линевского, главного бухгалтера В. А. Амика, начальни­ка материальной службы С. А. Лалоша, правителя канцелярии управления дороги Н. В. Константинова, старшего врача дороги В. Н. Ланковского и всех служащих дороги, которым считаю своей священной обязанностью еще раз выразить мою искреннюю, душевную благодарность. «Н» пол­ковник Хорват».

Приказ по Уссурийской казенной железной дороге полковника

Приказ по Уссурийской казенной железной дороге полковника Хорвата (из Государственного архива Хабаровского края)

Скорый поезд, следующий по Великому Сибирскому пути

Скорый поезд, следующий по Великому Сибирскому пути

По случаю отъезда Д. Л. Хорвата главный начальник Приамурского края и командующий войсками Приамурского военного округа генерал-лейтенант Н. И. Гродеков подписал такой приказ: «Пользуюсь настоя­щим случаем, чтобы высказать от лица службы мою искреннюю благо­дарность полковнику Хорвату за его полезную службу на нашей окраине. Будучи назначен на должность командира железнодорожного батальона и начальника Уссурийской железной дороги, задолго до ее окончания, он своей опытностью и знанием дела много содействовал к скорейшему окончанию первого в крае железнодорожного пути. Предприятие, во гла­ве которого находился полковник Хорват, поставлено ныне, его энергией и умелой распорядительностью, на должную высоту...».

На прощание с начальником дороги рабочие и мастеровые Главных мастерских Уссурийской железной дороги поднесли икону Св. Николая Чу­дотворца с «трогательными напутственными благословениями». Еще через много лет после отъезда Хорвата из Уссурийского края местные жители, начиная от представителей крупных фирм и вплоть до дорожного мастера, с особенной гордостью говорили о нем, что он - «наш, уссуриец!».