Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог

        Основные показатели эксплуатационной работы железных дорог в своем большинстве определяются через число вагонов и локомо­тивов. Число вагонов выражается в физических и условных едини­цах. Физической единицей считается каждый вагон независимо от числа осей и грузоподъемности. Условными единицами измеряют длину состава. В качестве такой условной единицы принят полувагон длиной 14 м. Любой другой вагон представляет собой столько услов­ных единиц, во сколько раз его длина превышает 14 м. Так, 4-осный крытый вагон равен по длине 1,06 условного вагона; 8-осная цис­терна — 1,58 условного вагона.

           Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные.

       Количественные показатели характеризуют объемы перевозок пассажиров и грузов, а также работы подвижного состава. К ним относятся: число перевезенных пассажиров, пассажирооборот, чис­ло погруженных и выгруженных вагонов (погрузка, выгрузка), гру­зооборот, пробеги вагонов, локомотивов, поездов, грузонапряжен­ность и др.

Погрузку и выгрузку учитывают в физических вагонах и тоннах, гру­зооборот — в тонно-километрах нетто (т-км), пассажирооборот — в пассажиро-километрах (пасс.-км). Пробеги подвижного состава изме­ряются в вагоно-километрах, локомотиво-километрах, поездо-кило- метрах. Грузонапряженность, или густота перевозок (загрузка линии), определяется тонно-километрами нетто на 1 км линии в год.

      Качественные показатели характеризуют использование подвиж­ного состава. К этим показателям относятся: скорость движения поездов, оборот вагона, среднесуточный пробег и производитель­ность вагонов, локомотивов, нагрузка вагона, производительность труда и себестоимость перевозок.

       Скорость движения поездов отражает уровень технической во­оруженности железных дорог и качество организации движения.

С повышением скорости движения поездов сокращаются сроки до­ставки грузов, ускоряется проезд пассажиров, улучшается исполь­зование вагонов и локомотивов, увеличивается провозная способ­ность линий. При этом в зависимости от структуры показателей ско­рость бывает четырех видов: ходовая, техническая, участковая, маршрутная.

Ходовой называется скорость движения поезда без уче­та времени на остановки, а также на разгоны и замедления в пути следования.

Техническая скорость учитывает затраты времени на раз­гоны и замедления.

В расчет Участковой скорости включаются зат­раты времени на разгоны, замедления и остановки на промежуточ­ных станциях.

Маршрутная скорость является средней скоростью движения на направлении с учетом разгонов, замедлений, стоянок на промежуточных и технических станциях.

Оборот вагона представляет собой время (сут.) с момента начала (окончания) одной погрузки до момента начала (окончания) следу­ющей погрузки вагона.

Среднесуточным пробегом вагона называется среднее расстояние, проходимое им за сутки;

Производительностью вагона — число тонно-километров нетто, приходящихся в среднем на один вагон за сутки.

Статическая нагрузка вагона — это среднее число тонн груза, приходящееся на один погруженный вагон на стан­ции погрузки;

Динамическая нагрузка вагона представляет собой чис­ло тонн груза, приходящегося на один вагон, с учетом дальности про­бега вагонов.

Среднесуточным пробегом локомотива называется расстояние, проходимое в среднем одним локомотивом за сутки,

Производитель­ностью локомотива — число тонно-километров брутто, приходяще­еся в среднем на один локомотив за сутки. Этот показатель отражает эффективность использования локомотивного парка.

        Экономическую сторону эксплуатационной работы железнодорож­ного транспорта характеризуют обобщающие показатели работы же­лезных дорог:

Производительность труда — число тонно-километров нетто, приходящихся в среднем на одного занятого в сфере перевозок работника в единицу времени, и

Себестоимость перевозок — сумма всех затрат, приходящихся соответственно на 10 т-км или 10 пасс.-км.

     Показатели эксплуатационной работы применяются для оценки и анализа деятельности железных дорог, определения потребности в подвижном составе, а также анализа экономических результатов ра­боты железнодорожного транспорта.