Основные принципы управления перевозочным процессом на железной дороге

        Работа железнодорожного транспорта имеет свою специфику. В перевозочном процессе участвуют работники различных специ­альностей, в ведении которых находятся разнообразные устройства и техника: железнодорожный путь, искусственные сооружения, под­вижной состав (локомотивы, вагоны), устройства автоматики и те­лемеханики, многочисленные станции, энергетические устройства, вычислительные центры и т.д. Все составные части этого сложного многоотраслевого хозяйства должны работать в четком взаимодей­ствии между собой. Малейшее нарушение какого-либо элемента транспортного конвейера немедленно отражается на перевозочном процессе и через него влияет на хозяйственную жизнь страны. Так, например, задержка поездных локомотивов в ремонте влечет за со­бой невывоз готовых составов с сортировочных станций, замедляет­ся оборот вагонов, в результате чего недостает порожних вагонов под погрузку готовой продукции на заводах и фабриках, а это, в свою очередь, вызывает осложнения на предприятиях, в адрес которых не­обходимо отправить груз и т.д.

        Перевозки осуществляются между станциями, зачастую находя­щимися одна от другой на значительном расстоянии. Например, пассажирский поезд «Россия» следует от Москвы до Тихого океана по единому расписанию по нескольким железным дорогам и много­численным станциям. Все эти станции работают по одному плану, которым выступает график движения поездов. Это требует центра­лизации управления перевозочным процессом, предполагающей подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим. Принцип центра­лизации руководства неразрывно связан с принципом единоначалия, персональной ответственностью каждого работника за определен­ный участок работы. Исполнители перевозочного процесса работа­ют разбросанным фронтом на больших расстояниях. Для этого нуж­на четкая и надежная связь. Основной производственный процесс (перевозки) протекает под открытым небом, под воздействием не­благоприятных климатических условий, что предъявляет высокие требования к надежности в работе всех звеньев транспорта.

        Производственная деятельность всех подразделений железных дорог, направленная на обеспечение безопасного и экономически оправданного перевозочного процесса, называется эксплуатацион­ной работой железнодорожного транспорта. Эта работа регламенти­руется рядом документов, главные из которых:

Устав железных дорог Российской Федерации,

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ),

Инструкция по движению поездов и маневровой работе на же­лезных дорогах Российской федерации (ИДП),

Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (ИС),

Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом,

график движения,

план формирования поездов,

технические нормы эксплуатационной работы железных дорог, ТРА (техническо-распорядительные акты станций), технологические процессы работы станций, отделений, направлений, приказы и инструктивные указания руководящих органов.

        В ПТЭ указаны общие обязанности работников железнодорож­ного транспорта, определены нормы содержания основных соору­жений, устройств и подвижного состава, изложены требования по организации движения поездов. Инструкция по движению поездов и маневровой работе устанавливает правила приема, отправления и пропуска поездов в разных условиях, а также производства манев­ровой работы. В Инструкции по сигнализации приведены применя­емые на железнодорожном транспорте сигналы, их виды, значение и порядок использования.

       Основными принципами эксплуатационной работы железных дорог являются:

строгое соблюдение безопасности движения; неукоснительное выполнение требований правил и инструкций; обеспечение высоких показателей использования технических средств и эффективности перевозок, достигаемое организацией ва- гонопотоков по плану формирования поездов, движением поездов

по графику, техническим нормированием эксплуатационных пока­зателей, точным выполнением технологических процессов работы станций, отделений, направлений и четким взаимодействием в ра­боте всех подразделений;

внедрение новой и совершенствование действующей технологии работы всех звеньев железнодорожного транспорта.

 

В соответствии с этими принципами управление эксплуатацион­ной работой заключается в следующем.

          Основой работы железных дорог является план перевозок, в соот­ветствии с которым определяется потребность в вагонах и локомо­тивах, топливе и материалах, устанавливаются потребная пропуск­ная способность линий, штат работников и фонд зарплаты, опреде­ляются объемы капитальных вложений в развитие железных дорог.

         На основании плана перевозок разрабатывается план формирова­ния поездов, который распределяет работу по формированию и рас­формированию между станциями направлений и сети в целом. Гра­фик движения поездов устанавливает время отправления поездов с на­чальной и прибытия на конечную станцию, время хода по перегонам, продолжительность стоянок; обеспечивает согласованность в рабо­те станций, депо и других территориальных подразделений желез­нодорожного транспорта.

        На основе графика движения, плана формирования и плана пере­возок разрабатываются технологические процессы работы станций, которые определяют порядок выполнения операций с поездами и ва­гонами, использования станционных устройств для расформирова­ния, формирования поездов, организацию рабочих мест и нормы вре­мени на операции по обработке поездов и вагонов. С учетом техноло­гии работы станций разрабатываются технологические процессы железнодорожных узлов, отделений и железнодорожных направлений. В соответствии с графиком движения поездов составляются графики оборота локомотивов и расписания работы локомотивных бригад.

        Распределение вагонного парка между дорогами и отделениями в соответствии с их потребностями осуществляется на основании технических норм использования подвижного состава. Выполнение заданий по перевозкам и технических норм обеспечивается с по­мощью оперативного планирования и диспетчерского руководства ра­ботой станций, отделений и дорог. Диспетчерский распорядитель­ный аппарат всех подразделений располагает системой связи и от­четными данными, позволяющими непрерывно контролировать ход работы, своевременно принимать необходимые оперативные меры.