Основные эксплуатационные понятия на железной дороге

график движения (ГД) — графическое изображение движения по­ездов по участкам и направлениям. Это основной документ в техно­логии перевозочного процесса, которому подчинена вся деятельность многочисленных служб железных дорог сети. В широком смысле это план эксплуатационной работы, увязывающий действия всех служб для обеспечения движения поездов;
График движения поездов
График движения поездов.
 
план формирования (ПФ) — система организации вагонопотоков, ус­танавливающая, какие поезда, из каких вагонов и в какое назначение должны формироваться сортировочными, участковыми и другими станциями;
пропускная способность линии — наибольшие размеры движения в поездах (парах поездов), которые могут быть освоены в течение суток в зависимости от технического оснащения и способа органи­зации движения;
провозная способность линии — наибольшие размеры грузовых пе­ревозок (в тоннах груза), которые можно осуществить на данной линии в течение года;
перерабатывающая способность станции — максимальное число вагонов, которое станция может переработать в течение суток;
направление — железнодорожная линия между пунктами массо­вого зарождения и погашения поездопотоков. Направление делится на участки. Участок — часть направления между техническими (уча­стковыми и сортировочными) станциями. Участок делится на пере­гоны промежуточными станциями и раздельными пунктами, имею­щими путевое развитие;
рабочий парк вагонов — вагоны, необходимые сети, дороге, отде­лению, станции для выполнения заданной работы;
нерабочий парк — вагоны, находящиеся в ремонте, запасе, арен­де, хозяйственном движении; в сумме рабочий и нерабочий парки дают наличный инвентарный парк вагонов;
эксплуатируемый парк локомотивов — локомотивы, занятые на поездной и маневровой работе;
тяговое плечо — расстояние следования локомотива в одном на­правлении;
условный вагон — условная единица для определения длины со­става.
         Основными объектами управления движением на участках желез­ных дорог являются поезда. Поездом называют сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующи­ми локомотивами или моторными вагонами и снабженный установ­ленными сигналами.
Поезда подразделяют:
по роду перевозок — на пассажирские, грузовые, хозяй­ственные, людские, грузопассажирские и одиночные локомотивы;
по дальности следования — на дальние, местные, при­городные (в пассажирском движении); сквозные, участковые, сбор­ные, вывозные, передаточные (в грузовом движении);
по условиям формирования (грузовые) — на отправи­тельские, ступенчатые и технические маршруты;
по состоянию вагонов (грузовые) — на груженые, порож­ние, комбинированные;
по числу групп в а г о н о в в составе грузового поезда — на одногруппные поезда и групповые.
         На станции формирования составляют натурный лист, который содержит общие данные о составе каждого поезда (наименование станций формирования и назначения, номер состава (индекс поез­да), его условную длину и вес, а также дату и время отправления); в нем приводятся данные о каждом из вагонов, включенных в состав, в порядке фактического их размещения (номер вагона, наименова­ние и вес груза, получатель, сведения о таре). Натурный лист сопро­вождает поезд до станции расформирования.
         На каждую отправку отправитель груза составляет накладную и дорожную ведомость, которые вместе с квитанцией и корешком дорожной ведомости составляют комплект перевозочных документов. На каждый загруженный вагон на станции погрузки составляют ва­гонный лист, содержащий перечень грузов в вагоне, их вес и число мест. Здесь же указывают номер и тип вагона, коды станции отправ­ления и назначения; приводят сведения о марках и пломбах. Вагон­ный лист вместе с перевозочными документами сопровождает груз до станции назначения. В настоящее время внедряется система ЭТРАН, которая формирует электронные перевозочные документы.