Ответственный подход к безопасности движения

Шевкет Шайдуллин, вице-президент ОАО «РЖД» Практическая реализация стратегии позволила обеспечить положительные результа работы за 9 месяцев 2016 года. Целевой показатель безопасности движения выполнен выше планового значения на 18%. Количество транспортных происшествий и событий по ответственности холдинга «РЖД» снижено на 35%, в целом на инфраструктуре железнодорожного транспорта – на 36%. Основной причиной допущенных происшествий остаются нарушения технологических процессов в инфраструктурном комплексе. При этом речь в основном идет о таких упущениях в профилактической работе по предупреждению аварийности на инфраструктуре, которые не требуют финансовых вложений, а зависят только от самих работников и их отношения к технологическому процессу. В этой связи очень важно повышать общую культуру безопасности, а вместе с тем и личную ответственность персонала за совершаемые действия. 30 сентября 2016 года в компании принято сразу несколько распоряжений, которые должны улучшить ситуацию. Так, утверждены новые Правила реализации в холдинге «РЖД» системных мер, направленных на обеспечение безопасности движения поездов. В частности, пересмотрена организация проведения Дня безопасности. Также утвержден Порядок организации внутреннего контроля обеспечения безопасности движения в холдинге «РЖД» (он устанавливает единую систему проведения технических ревизий на всех уровнях) и Руководство по системе менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД». Важно учесть, что обязательным условием поддержания и улучшения безопасности в ОАО «РЖД» является открытый и объективный обмен информацией. Культура безопасности предполагает не поиск виновника, а формирование системы корпоративного управления, ориентированной на нахождение объективной причинно-следственной связи и системных ошибок процессов управления и производства. Надо сказать, что по результатам исследования, проведенного Центром внутренней политики и развития корпоративной культуры, установлено, что в коллективах ОАО «РЖД» достигнут предпозитивный уровень культуры безопасности, что подтверждает эффективность проводимой работы. Однако руководителям, прежде всего региональных дирекций и их структурных подразделений, еще необходимо работать над увеличением степени вовлеченности персонала в решение проблем безопасности движения. В конечном счете мы должны создать среду, благоприятную для постоянных улучшений, повышения качества транспортных услуг и роста эффективности труда. Это позволит сохранить лидирующие позиции холдинга «РЖД» в вопросах безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Шевкет Шайдуллин,
вице-президент ОАО «РЖД»

Безопасность инфраструктуры

Геннадий Верховых, старший вице-президент – начальник Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД»В настоящее время в инфраструктурном комплексе ОАО «РЖД» насчитывается более 900 структурных подразделений, главная задача которых состоит в обеспечении безопасности движения поездов. Безотказная работа железных дорог напрямую зависит от развития производственных мощностей, модернизации оборудования и внедрения современных технологий. Во всех этих направлениях за последнее время достигнуты положительные результаты. Одним из важных условий организации безопасного пропуска поездов является повышение оперативности принимаемых решений на всех уровнях управления. Именно поэтому мы занимаемся активным развитием системы менеджмента безопасности движения. Это подразумевает повышение уровня культуры безопасности среди работников линейных подразделений и внедрение корпоративной сертификации деятельности предприятий по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса. В 2014 году был образован Центр управления содержанием инфраструктуры (ЦУСИ). Он работает в круглосуточном режиме. Диспетчерская смена постоянно ведет мо- ниторинг выполнения всех видов работ на инфраструктуре. И плановых, и тех, что необходимо проводить в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ликвидации последствий транспортных происшествий. Благодаря непрерывному контролю состояния объектов инфраструктуры за 2 года деятельности ЦУСИ удалось повысить оперативность выявления возможных рисков и скорость реакции на любые отклонения. Кроме того, улучшилась координация деятельности всех служб инфраструктурного блока, которая способствовала ускорению проведения всех видов работ. Например, на 25% сократилось время устранения отказов технических средств в инфраструктурном комплексе ОАО «РЖД». Если раньше бригадам на это требовалось 1,6 часа, то теперь – 1,2 часа. Это означает, что движение на участке открывается быстрее и происходит меньше задержек поездов. Улучшена координация ЦДИ с другими подразделениями ОАО «РЖД». В частности, налажено прямое взаимодействие с Центром управления перевозками и Ситуационным центром мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями. А по решению вопросов, связанных с ремонтом пути, – напрямую с подразделениями, которые непосредственно влияют на технологический процесс, Центральной дирекции управления движением, Центральной дирекции по ремонту пути и Дирекции тяги. Это помогает улучшить планирование ремонтных окон. Если раньше общение между различными структурами внутри холдинга было многоступенчатым, то теперь оперативные вопросы стали решаться без лишних согласований и административных барьеров. Сократилось количество звеньев в цепочке прохождения документов. Важно отметить, что в большинстве транспортных происшествий напрямую или косвенно прослеживаются нарушения в технологическом процессе, обусловленные ошибками или неграмотными действиями работников. Поэтому мы внимательно относимся к оценке и повышению квалификации персонала. Сегодня подход к обеспечению безопасности на инфраструктуре существенно изменился. Да и само понятие безопасности стало шире. Под ним теперь понимается синхронно работающая система мероприятий, решений, документов, регламентов, правил поведения и организации деятельности по обеспечению безаварийной и надежной работы инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Геннадий Верховых, старший вице-президент –
начальник Центральной дирекции
инфраструктуры ОАО «РЖД»

Безопасность в локомотивном хозяйстве

Олег Валинский, вице-президент – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»В результате структурных преобразований от депо и до центрального аппарата управления Дирекция тяги стала единым центром ответственности за обеспечение заданных объемов перевозок тяговыми ресурсами. При этом безопасность движения для нас является приоритетной задачей, решение которой реализуется за счет принятия комплекса мер. Мы постоянно совершенствуем систему управления безопасностью движения, а в текущем году документально закрепили основные обязательства руководства Дирекции тяги, а также основные принципы и ключевые ценности для каждого работника локомотивного комплекса. Кроме того, актуализированы нормативные документы, формирующие порядок работы, определен порядок управления рисками (разработан алгоритм действий для каждого работника локомотивного комплекса), создана и утверждена типовая форма анализа функционирования системы менеджмента безопасности движения. Регулярно проводится мониторинг по десяти элементам системы с формированием корректирующих мер (см. график). Для достижения целевого состояния, при котором исключены проезды светофоров с запрещающим сигналом, безусловно выполняются целевые показатели, определен переход от «реактивного менеджмента» к «менеджменту на предупреждение». Для этого приоритетным в профилактической работе с персоналом является повышение его профессиональных компетенций и обучение, а не репрессивные меры. Считаю важным вовлечь работников в выявление нарушений и решение проблем на месте их возникновения, сделать обмен информацией открытым и правдивым на всех уровнях управления Дирекции тяги. Безопасность движения во многом определяется техническим состоянием тягового подвижного состава. Компания предъявляет высокие требования к поставщикам новых локомотивов. Договоры предусматривают прогрессивную шкалу финансовой ответственности производителей – в том случае, если продукт не отвечает заданным показателям надежности. Качество выпускаемой продукции рассматривается ежеквартально совместно с заводами. Во многом в результате этой работы по эксплуатационным показателям локомотивы обеспечивают заданные параметры надежности. Что касается ремонта, то у нас реализована модель полного сервисного обслуживания компаниями, входящими в структуру производителей локомотивов. Таким образом, стала возможна более гибкая и оперативная интеграция сервисных компаний с изготовителями локомотивов и заводами «Желдорреммаш». Сервисные локомотивные депо регулярно проходят аудит на основе Методики оценки локомотивостроительных и ремонтных предприятий. Ключевой критерий при исследовании – уровень надежности сервиса. Благодаря своевременно предпринимаемым мерам предприятий, находящихся в значительной и критической зоне риска, становится все меньше. Положительная динамика отмечается в части сокращения времени простоя локомотивов на плановых видах ремонта. В целом нам удалось уменьшить количество нарушений безопасности в локомотивном комплексе, что подтверждает правильность выбранного курса.

Олег Валинский, вице-президент – начальник
Дирекции тяги ОАО «РЖД» 

    

Безопасность в вагонном хозяйстве

Вне зависимости от структурных изменений, происходящих в инфраструктурном комплексе холдинга, главными критериями в оценке деятельности вагонного хозяйства остаются качество и надежность подвижного состава. Улучшение этих показателей напрямую зависит от темпов обновления вагонного парка, в том числе за счет поступления на сеть инновационных моделей с улучшенными эксплуатационными характеристиками, а также от повышения качества проведения ремонтных работ – как плановых, так и внеплановых.

За последние несколько лет вагонный парк в России существенно сократился и обновился, тем не менее со временем он продолжает устаревать. Ежегодно у некоторого количества вагонов истекает срок службы. С 1 января 2016 года Минтранс принял решение запретить продление срока службы для большинства типов подвижного состава, и ОАО «РЖД» поддержало эту инициативу. Списание старых вагонов способствует омоложению парка. При этом, конечно, повышается ответственность заводов за выпуск востребованной и главное – качественной продукции, которая отвечала бы всем требованиям безопасности.

В 2011 году, с выделением из ОАО «РЖД» трех дочерних вагоноремонтных компаний, в России стал формироваться конкурентный рынок по ремонту грузовых вагонов. Сегодня на нем работает множество независимых игроков, поэтому возникла объективная необходимость создания единой системы оценки качества грузовых вагонов, выпускаемых на инфра- структуру российских железных дорог. В связи с этим в июне 2016 года было при- нято Положение о допуске грузового вагона на инфраструктуру ОАО «РЖД» после плановых видов ремонта. Его применение позволяет обеспечить допуск отремотированного подвижного состава по единым для всех участников рынка критериям (всего их 51). Такая практика уже дала положительный эффект в виде усиления контроля за качеством проведения ремонтных работ. Также в управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» считают необходимым усовершенствовать Методику оценки предприятий по качеству изготовления, модернизации или ремонта грузовых вагонов и ввести более жесткий контроль за тем, чтобы подвижной состав, который эксплуатируется на сети РЖД, соответствовал всем нормативным требованиям. В результате будет создана такая система, которая послужит барьером по недопуску на инфраструктуру общего пользования потенциально опасной продукции. Таким образом, надежность вагонного парка повысится.

Кибератаки: новая угроза современного мира

Стремительное развитие информационных технологий повлекло за собой необходимость защиты от несанкционированного воздействия. Управление железнодорожными перевозками и содержанием инфраструктуры практически полностью автоматизировано и буквально пронизано электронными устройствами. Целый ряд объектов оснащен микропроцессорными системами управления – и именно они становятся объектом кибератак (см. график). Основная цель при разработке мер защиты от киберугроз сохранить работоспособность железнодорожного транспорта даже при внешнем воздействии киберпреступников. В конце 2014 года была принята Концепция по обеспечению кибербезопасности ОАО «РЖД». Для ее реализации на практике к середине 2016 года разработана новая система противодействия виртуальным атакам. По данным экспертного совета по кибербезопасности ОАО «РЖД», она успешно прошла первые испытания. Сейчас завершается опытная эксплуатация системы, по результатам которой будет принято решение, на каких объектах ее целесообразно установить в первую очередь. Борьба с киберугрозами требует глубоких профессиональных знаний. Такие специалисты в ОАО «РЖД» есть. В компании создана многоуровневая система киберзащиты. Об эффективности ее работы свидетельствует тот факт, что за последние годы нет ни одного случая вскрытия корпоративных систем и утечки данных. Какие конкретно инструменты по борьбе с кибератаками имеются в арсенале ОАО «РЖД», составляет тайну, которую нельзя раскрывать. Однако существуют общие принципы защиты от подобных рисков, которые обозначены в Концепции по обеспечению кибербезопасности ОАО «РЖД».

Основные задачи ОАО «РЖД» согласно Концепции по обеспечению кибербезопасности
 

  • Совершенствование алгоритмов работы уже существующих микропроцессорных систем управления ОАО «РЖД» 
  • Установка дополнительных блоков защиты систем от несанкционированного доступа
  • дистанционной диагностики технических средствавтоматизированного контроля состояния и Широкое применение систем 
  • методов их безопасной обработкиканалов передачи информации и современных Использование более совершенных схем защиты 
  • специализированные АСУинтегрирующих разрозненные Внедрение интеллектуальных систем, 
  • Использование современных информационных технологий для расширения функциональных возможностей систем и комплексного решения вопросов транспортной безопасности.

Киберзащищенность: основные принципы внедрения и развития управляющих систем ОАО «РЖД»

  • Все системы управления и обеспечения безопасности движения должны быть российскими 
  • Каждый модуль должен иметь собственную систему защиты от несанкционированного доступа
  • Должна предусматриваться возможность дублирования цифровых систем, чтобы при атаках управление велось через  резервную систему
  • Наряду с традиционными средствами защиты необходимо внедрять аналитические продукты по обнаружению признаков  компьютерных атак
  • Необходимо вести постоянный кибермониторинг новых видов угроз  и методик их выявления
  • Для предотвращения новых видов дистанционных кибератак необходимо проверять микропроцессорные устройства на стойкость к электромагнитному излучению