Охрана труда

         В.А. Гапанович отметил, что приоритетом политики ОАО «РЖД» в области обеспечения безопасности труда является снижение негативных последствий для работников при реализации производственной деятельности. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом со времени образования ОАО «РЖД» снижен на 64 %, это подтверждает, что производственный травматизм — процесс управляемый.
В докладе были озвучены существующие инструменты управления охраной труда: трехступенчатый контроль, весенние и осенние комиссионные осмотры, внутренний аудит управления, а также инструменты управления, апробируемые в 2015— 2016 гг.: оценка и управление профессиональными рисками, оценка влияния «человеческого» фактора, система подготовки и обучения энергодиспетчеров.
Планируется разработать стратегию обеспечения безопасности труда в ОАО «РЖД» и здоровья работников, что подразумевает определение целей, задач и функций элементов организационной системы, инструментов реализации концепции. Эффективность реализации единой политики возможна при соответствующих методах контроля.
В перспективе необходимо установить оптимальные режимы работы системы управления охраной труда в условиях ограниченных ресурсов. Осуществить переход к объективно-ориентированному планированию мероприятий на основе оценки профессиональных рисков.
В.А. Гапанович отметил, что работа с профессиональными рисками — один из основных инструментов совершенствования системы управления. В прошлом году разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная система их расчетов. В 2016 г. АСУ ПР планируется внедрить во всех структурных подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции по ремонту пути и др.
Итогам работы ОАО «РЖД» по охране труда в 2015 г. и о задачах на 2016 г. было посвящено выступление начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Д.Л. Раенка. Он отметил снижение показателей травматизма по всем структурам ОАО «РЖД» в 2015 г. по сравнению с 2014 г., в частности, всего травмированных — на 20 %, травмированных с тяжелым исходом — на 5 %, и травмированных со смертельным исходом — на 30 %. Самую большую долю случаев производственного травматизма в 2015 г. составляют организационно- технологические причины — 72,8 %, среди них нарушение трудовой и производственной дисциплины — 16,5 %, неприменение средств индивидуальной защиты — 5,9 %, нарушение технологического процесса — 12,1 %, неудовлетворительная организация и контроль за производством работ — 22,7 %. В числе основных задач на 2016 г. Д.Л. Раенок назвал выполнение специальной оценки условий труда на 88 тыс. рабочих мест, расчеты профессиональных рисков в пилотных филиалах с применением АСУ ПР (ЦДИ, ЦД, ЦТ, ЦДРП), актуализацию нормативнотехнической документации с учетом внедрения новых элементов системы управления охраной труда и др. В качестве примера ликвидации опасных рабочих мест он привел внедрение системы радиоуправления краном. Г лавный инженер Управления пути и сооружений ЦДИ А.И. Лисицын в связи с ухудшением положения с производственным травматизмом в январе 2016 г. перечислил принятые оперативные меры: с 28 января 2016 г. в путевом хозяйстве введен повышенный режим управления охраной труда; 28 января 2016 г. проведено видеоселекторное совещание с дирекциями инфраструктуры, структурными подразделениями дирекций «О рассмотрении положения дел с производственным травматизмом в путевом хозяйстве Центральной дирекции инфраструктуры »; 29 января 2016 г. проведен внеочередной «День охраны труда» с участием руководящего состава. Все работы, кроме аварийных, были запрещены; в период с 01 февраля по 01 марта 2016 г. проведен месячник по соблюдению технологии безопасного выполнения работ в технологические «окна». В целях стабилизации положения Управление пути и сооружений приняло ряд решений и разработало дополнительные документы с целью повышения системности управления вопросами охраны труда: 1) участие руководителей дистанций пути в планерных совещаниях с локомотивными бригадами; 2) разработан 21 конспект для проведения технической учебы с работниками путевого хозяйства, также разработано 52 конспекта для проведения предсменных инструктажей; 3) в 2015 г. приобретено 44 Сигнализатора-П, 3327 портативных радиостанции. 692 негабаритных места оборудовано звуковой и световой сигнализацией; оборудовано пневмообдувкой и электрообогревом 372 стрелочных перевода; 4) сформирована база видеофильмов и фотоматериалов по несчастным случаям со смертельным исходом; 5) утверждены Перечни профессий и нарушений требований охраны труда, промышленной, пожарной и электробезопасности, за которые изымаются предупредительные талоны; 6) в 2016 г. запланировано оборудование пневмообдувкой и электрообогревом 446 стрелочных переводов; 7) запланировано приобретение в 2016 г. 64 комплекта сигналиста, 4048 радиостанции, 126625 сигнальных принадлежностей; 8) запланировано проведение целевой проверки в структурных подразделениях нескольких дирекций инфраструктуры; 9) во время технической учебы следует проводить тренинги с руководителями среднего звена по оформлению и проведению целевого инструктажа по охране труда. А.И. Лисицын назвал следующие нормативные документы, которые были переработаны и утверждены в 2015 г.: инструкция по охране труда при текущем содержании централизованных стрелочных переводов; Инструкция по охране труда для обходчиков железнодорожных путей и искусственных сооружений и монтеров пути, назначаемых для осмотра; Правила по охране труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом, обслуживанию жилых и служебных вагонов в подразделениях путевого хозяйства ОАО «РЖД»; Правила по охране труда при производстве работ в защитных лесонасаждениях железных дорог; Инструкция по охране труда для работников, занятых созданием и содержанием защитных лесонасаждений. Были вновь разработаны: Инструкция по охране труда для ремонтника искусственных сооружений ОАО «РЖД» и Инструкция по охране труда для работы со средствами малой механизации. В 2016 г. также запланирован пересмотр и разработка ряда нормативных документов по охране труда. Доклад заместителя генерального директора ООО «ОЦПБ» Л.Г. Кузиной был посвящен результатам проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД». Участники заседания заслушали доклады о работе по предупреждению несчастных случаев на производстве, по предупреждению наезда подвижного состава на сотрудников подразделений, о комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственных объектах — КСОТ-П, внедренной в 2015 г. во всех подразделениях филиалов производственного блока, и ее эффективности. В итоге работы Центральной комиссии были определены основные направления деятельности для улучшения условий труда работников компании за счет внедрения инновационных технических средств и снижения рисков. Принято решение создать по регионам три учебных центра для подготовки энергодиспетчеров, повысить культуру безопасности труда в ОАО «РЖД», а также совершенствовать систему управления охраной труда. О.А. ПАШЕНЦЕВА, по материалам Центральной комиссии по безопасности производственных процессов