Памятка для начальника станции

Определение типовых неисправностей путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и контактной сети. 
 

Стрелочный перевод

 
Уширение колеи пути:
От 1543 до 1546 мм  25км/час, свыше 1546мм  - движение закрывается
Сужение колеи пути: Менее 1512 мм – движение закрывается
 
Скорость движения по стрелочным переводам от состояния брусьев.
 
Р 50 и легче
Куст из 3
Прямое
40 км/час
Куст из 4
25 км/час
5 и более     
15 или движение закрывается
Куст из 3
Боковое
25 км/час
4 и более
15 или движение закрывается
Р 65 и тяжелее
4
Прямое
40 км/час
5
25 км/час
6 и более
15 или движение закрывается
4
Боковое
25 км/час
5 и более
15 или движение закрывается

Движение закрывается, если ширина колеи более 1545 мм или подошва рельс выходит из реборд подкладок на 3 шпалах и более с наружной стороны колеи, а также при наличии 2 и более негодных брусьев в зоне острия остряков.

Выход подошвы рельс из реборд подкладок на брусьях, шт.:
 
3шт
Прямое
60 км/час
4шт
Прямое
40 км/час
 
Боковое
Движение закрывается
5шт
Прямое
15 км/час
                            6 шт. и более - движение закрывается
 
Стрелка.
 
Боковой износ остряка стрелочных переводов:
Контролируется вне пределов боковой строжки и определяется  разностью новой и изношенной головки на уровне 13мм ниже поверхности катания. ОР65- 68мм, ОР50-65мм, с симметричной головкой ОР65-72,6мм, ОР50-70мм
 
Главные и приемоотправочные пути   Р – 50 и тяжелее
Более 6 мм
Движение закрывается
Прочие пути
Более 8 мм
Движение закрывается
 
Боковой износ рамного рельса:
Измеряется у острия остряков и в наиболее изношенном месте. Определяется разностью новой и изношенной головки на уровне 13мм ниже поверхности катания.
 
износ у острия Р - 50
Более 6 мм
Движение закрывается
Р - 65
Более 8 мм
Движение закрывается
 
Вертикальный износ рамных рельсов и остряка:
 
Стрелочного перевода Р 50
Стрелочного перевода Р 65
От 8.1 до 9,0
60 км/час
От 8.1 до 9,0
50 км/час
9,1 – 10,0
50 км/час
9,1 – 10,0
40 км/час
10,1 – 12,0
25 км/час
10,1 – 12,0
25 км/час
Более 12,0
Движение закрывается
Более 12,0
Движение закрывается
 
Провисание остряка  (зазор между остряком и стрелочной подушкой):
Допускается 1 мм в зоне прилегания остряка к рамному рельсу, а вне пределов 2мм - если в сечении остряка 50 мм провисание может вызвать  понижение против рамного рельса на 2 мм и более – движение закрывается. При отсутствии понижения скорость ограничивается:
 
До 4 мм
60 км/час
От 6 мм до 8
25 км/час
От 4 мм до 6 мм
40 км/час
Более 8 мм
Движение закрывается
 
Выкрашивание остряка
на глубину 3 мм на расстоянии 200, 300, 400мм должны быть зашлифованы. При шлифовке или боковом износе остряка смещение фактического острия не должно выходить за первую рабочую тягу.
 
Просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка:
 
От 3 до 5 мм
Прямое
60 км / час
Боковое
15 км/ час
Более 5 мм
По обоим направлениям
Движение закрывается
 
Шаг остряка (расстояние между рабочей грань головки рамного рельса и нерабочей гранью остряка), измеряемый напротив первой стрелочной тяги – не менее 147 мм
 
Расстояние между отведенным остряком и рамным рельсом должно обеспечивать проход колес без касания остряка. Для этого разность ширины колеи и величины желоба между остряком и рамным рельсом в конце острожки остряка не должно быть более 1458мм
 
1463 – 1467мм
Прямое
60 км / час
Боковое
15 км/ час
1468 и более
По обоим направлениям
Движение закрывается
 
Укрываемость остряков:
проверяется шаблоном КОР в двух точках: 1 у острия остряков, 2 на расстоянии 200мм для стрелок 1/11, 1/9
Люфты:
  • в шарнирных соединениях шибера с рабочей тягой, контрольных линеек с контрольными тягами, контрольных линеек с контрольными тягами, контрольных тяг с сережками – не более 0.5 мм;
  • соединительной тяги с сережками – не более 1, 0 мм
Закрутки:
  • на осях межостряковой, рабочей, контрольных тяг, шарнирах шибера – 4 мм;
  • отсутствие касания горизонтальных болтов
  • на планке крепления контрольных тяг – 3 мм
Зазоры для электроприводов СП:
  • зазор в корне остряка – 4 – 8 мм
Для горочных стрелок:
  • время перевода стрелок не должно превышать – 0,6 сек
  • максимально допустимое расстояние между осями стоек осветителя и фотодатчика – 9000 мм
  • луч света осветителя по оси пути на расстоянии 1200 – 2500 мм от остряка стрелки должен находиться - на высоте 1000 (+, - 10мм)
 
Переводная кривая
 
Ординаты в переводных кривых не должны превышать
в сторону увеличения 2мм, в сторону уменьшения 10мм. При этом разность отклонений в смежных точках не должна превышать 2мм. При наличии бокового износа рельсов разрешается содержать ординаты сверх указанных отклонений меньшими на величину бокового износа, но не более 5мм.
 
Более 2 мм до 5 мм
Менее 10 мм до 20 мм
25 км/час
Более 5 мм
Менее 20 мм
Закрыть
 
Понижение наружной нити по отношению к внутренней
на закрестовинных и переводных кривых
 
От 20 до 40мм
15 км/час
Более 40мм
закрывается
 
 
Крестовина
 
Вертикальный износ 1 сердечника и 2 усовиков крестовины:
1 измеряется по середине поверхности его катания в сечении, где ширина сердечника на уровне измерения равна 40мм.
2 измеряется на расстоянии 14мм от боковой рабочей грани изнашиваемой части усовика в сечении, где ширина сердечника на уровне измерения равна 20мм
 
Гр. Поезд.
Р - 65
Р - 50
Пас. Поезд
Р - 65
Р - 50
От 6.1 до 8
80
70
6,1 – 8,0
80
70
8.1 - 10
70
60
8,1 – 10,0
70
60
10.1 - 12
50
40
10,1 – 12,0
50
40
12.1 -  14.0
25
Движение закрывается
12,1 – 14,0
25
Движение закрывается
Более 14.0
Движение закрывается
Более 14,0
  Движение закрывается
 
Величина желоба в крестовине от остряка до сечения 40 мм:
 
50 мм и более
Движение закрывается
 
Величина желоба в прямой части контррельса стрелочного перевода:
 
50 мм и более
Движение закрывается
 
Величина желоба в начале контррельса (на входе) стрелочного перевода:
 
При ширине колеи 1520 мм
При ширине колеи 1524 мм
83 – 79 мм
40 км/час
87 – 83 мм
40 км/час
78 – 75 мм
25 км/час
82 – 78 мм
25 км/час
Менее 75
Движение закрывается
Менее 78
Движение закрывается
 
 
Путь
 
Уширение колеи пути:
От 1543 до 1548 мм  25км/час, свыше 1548мм  - Движение закрывается
Сужение колеи пути:
Менее 1512 мм – Движение закрывается
 
Отклонения по уровню
 
От 25 до 30 мм
60 км/час
От 35 до 50 мм
15 км/час
От 30 до 35 мм
40 км/час
Более 50 мм
Движение закрывается
 
Перекос пути
 
21-25мм
60 км/час
31-50мм
15 км/час
26-30мм
40 км/час
Более 50мм
Движение закрывается
 
Просадка пути
 
От 25 до 30мм
60 км/час
От 35 до 45мм
15 км/час
От 30 до 35мм
40 км/час
Более 45мм
Движение закрывается
 
Уклоны  отвода ширины колеи допускаются не более:
3.5 %о при скорости движения….. до 100 км/час     4,5%о ……..до 60 км/час
4,0 %о при скорости движения ….до  80 км/час       5,0 %о …….до 25 км/час
                                      более 5 % движение закрывается.
 
Предельно допустимый уклон отвода возвышения наружного рельса в кривых участках пути (мм/м)
 
2,1 %о
75км/час
2,7 %о
60 км/час    
3,1 %о
40 км/час    
2,3 %о
70км/час
2,9 %о
55 км/час    
3,2 %о
25 км/час    
2,5 %о
65 км/час    
3,0 %о
50 км/час    
Более3,2
Движение закрывается
 
Условия пропуска поездов по стыкам со ступеньками:
 
Величина ступеньки
Скорость движения, км/час при t воздуха
Выше –25 С
-25 С и ниже
Более 1 до 2
80
50
Более 2 до 4
40
25
Более 4 до 5
15
15
Более 5
Движение закрывается
 
Условия пропуска поездов по стыкам с зазорами:
 
Более 24 до 26
100 км/час
Более 30 до 35
25 км/час
Более 26 до 30
60 км/час
Более 35
Движение закрывается
 
При диаметре отверстий в рельсах 40 мм нормы увеличиваются на 2 мм
 
Срез стыковых болтов на конце рельса
 
1-го или 2-х при шестидырных накладках
25 км/час
Всех болтов
Движение закрывается
 
Ширина плеча балластной призмы (на протяжении более 10 м):
для звеньевого пути в кривых со стороны наружной нити менее 20см–60 км/час и менее, для бесстыкового пути в прямых и кривых участках пути менее 25см – 60км/час и менее. Менее- в зависимости от конкретной ширины плеча или от ожидаемого повышения температуры.
 
Протяженность пути на километре с выплесками
Определяется на 50 метрах, примерно каждая шпала 1%
 
От 7% до 10%
100 км/час
Более 15% до 20%
60 км/час
От 10% до 15%
80 км/час
Более 20% до 30%
40 км/час
Более 30 % 25 км/час
 
Негодные скрепления на километре пути %
(значение в скобках – при наличии угона рельсов более 10см)
 
Более 20 до 30
100км/час
Более 40 до 50
60 км/час
(более 15 до 20)
(более 30 до 40)
Более 30 до 40
80 км/час
Более 50 до 60
40 км/час
(более 20 до 30)
(более 40 до 50)
Более 60 (более50) 25 км/час
 
Негодность определяют выборочно на двух звеньях по 25 м (на бесстыковом с ж/б шпалами на двух отрезках по 25м). Процент негодных скреплений определяется как сумма процентов негодных скреплений.
 
 
Разность стрел прогиба, измеряемых от середины хорды длиной 20м для отступлений длинной до 20м включительно
 
36-50мм
60 км/час
66-100мм
15 км/час
51-65мм
40 км/час
Более 100мм
Движение закрывается
 
 
Выход подошвы рельс из реборд подкладок на шпалах, шт.:
 
На 3х
Прямые у.
60 км/час
На 4х
Прям. у.
40 км/час
Кривые у.
25 км/час
Кривые у.
Движение закрывается
На 5ти шпалах и брусьях
Закрывается движение
 
Светофоры
 
Видимость:
  • входных, проходных, заградительных – не менее 1000 м
  • в кривых, маршрутных и выходных главных путей – не менее 400 м
  • боковых путей, маневровых, пригласительных – не менее 200 м
  • маршрутных и световых указателей – не менее 100 м
  • переездных светофоров на прямых участках автомобильных дорог – не менее 100 м
  • переездных светофоров в кривых участков автомобильных дорог – не менее 50 м
 
Временные параметры:
время замедления сигнальных реле входных, выходных и маршрутных светофоров – от 2,5 до 6 сек
 
Рельсовые цепи
 
 
Приварка соединителей:
  • от торца рельса на расстоянии – не менее 40мм
  • от поверхности катания головки рельса – ниже на 15 мм
  • от поверхности катания у рельсов имеющих износ– ниже на 10мм
Переход перемычек под рельс ниже уровня подошвы рельс - на                  30 – 40 мм
Соединение перемычек с рельсом относительно накладки изолирующего стыка – 100 мм.
Расстояние меду центрами отверстий одного рельса в местах крепления перемычек – 160 мм
Диаметр проводника заземления Р.Ш., мачт светофоров в т. ч. при электротяге переменного тока – 10мм
Толщина изолирующей торцевой прокладки в изостыке должна составлять – от 5 – 10 мм
Боковые изолирующие прокладки между серьгой и остряком должны быть не менее – 4 мм
Длина параллельных ответвлений рельсовых цепей не обтекаемых сигнальным током, считая о центра стрелочного перевода – не более 60м, а при тональных рельсовых цепях – не более 40м.
 
Норма удельного сопротивления балласта:
  • для двухниточных рельсовых цепей – 1 Ом.км
  • для однониточных и разветвленных – 0,5 Ом.км
Токи АЛСН:
  • на участках с автономной тягой при частоте тока АЛС 50Гц – 1.2А
  • на участках с электротягой переменного тока при частоте тока АЛС 25 Гц – 1.4А
В устройствах САУТ:
  • расхождение в измерительных длинах путевых шлейфов и указанных в технической документации - +,- 5 см
  • укладка кабеля и запаса петель от ближнего рельса на расстоянии – не менее 150 см
 
Для рельсовой цепи горок:
  • длина стрелочного изолированного участка должна быть – не менее    11,38 м
  • расстояние от изолирующих стыков предстрелочного участка до начала остряков должна быть – не менее 6,0 м
 
Переезды
 
Высота бруса в горизонтальном положении от поверхности автомобильной дороги – 1 - 1,25 м
Время подъема и опускания бруса шлагбаума:
  • длинной 4 м – 7 – 9 сек
  • длинной 6 м – до 12 сек
  • шлагбаум типа ПАШ – не более 10 сек
Установка переездных светофоров – не менее 6 м от крайнего рельса
Установка заградительного светофора – 15 -100 м от кромки переезда
Устройства УЗП:
  • подъем электроприводом переднего бруса крышки от уровня дорожного покрытия на высоту - 0,4 - 0,5 м
  • время подъема – не менее 5 сек
  • время между полным опусканием заградительного бруса и подъемом крышек УЗП – 7 – 13 сек
  • отключение электродвигателей в случае работы на фрикцию – по истечении 10 – 12 сек
Устройства электропитания
 
Номинальное напряжение переменного тока электропитания устройств СЦБ согласно ПТЭ:
  • фидеров питания – 110, 220 или 380 В
  • светофоров в дневном режиме – 220 В
  • светофоров в ночном режиме – 180 В
  • контрольных стрелок – 220/127 В
  • контрольных лампочек пульта: дневном режиме – 24 В, ночном режиме – 19,5 В
  • напряжение, подаваемое на местные обмотки путевых реле ДСШ-13, ДСШ-13А – 110 В
  • отклонение напряжения не более +5%, -10%
Допускаемая температура нагревания контактов трубчатых предохранителей не более 70о С
Время обеспечения аккумуляторного резерва для бесперебойной работы устройств СЦБ – не менее 8 часов, при условии, что питание не отключалось в предыдущие 36 часов
Время перехода с основной системы электроснабжения на резервное или наоборот – не более 1.3 сек
 
Аккумуляторы
 
Уровень электролита должен быть выше верхних краев пластин:
  • в аккумуляторе АБИ 72 – на 1,5 – 3,0 см
  • в аккумуляторе АБН 80 – на 3,0 – 4,0 см
Плотность электролита у аккумуляторов типа С устанавливается в пределах - 1,20 – 1,21 г/см2
 
Габариты
 
Расстояние от внутренней грани головки ближайшего рельса до центров ближайших к нему отверстий в приливах корпуса ящика:
  • при установке на станции вдоль пути – должно быть:
  • для ящиков типа ПЯ-1 и ТЯ-1 – 1255 мм
  • для ящиков типа ТЯ-2 – 1900 мм
  • при  установке перпендикулярно оси пути:
  • для ящиков всех типов - 1145 мм
Возвышение путевых ящиков, установленных на станции над уровнем головок рельсов:
  • не должно быть более чем на 200 мм
  • то же на перегоне – ниже УГР на 100 мм
Для ДТ на станции – верхняя часть должна находиться не выше 200 мм над УГР, а наиболее выступающие его части должны быть расположены не ближе 983 мм от внутренней грани головки ближайшего рельса.
Минимальное расстояние от УГР до центра нижней линзы у светофоров:
  • на железобетонной мачте должно быть:
  • на перегоне – не менее 4190 мм
  • на станции – не менее 5320 мм
  • на металлической мачте должно быть:
  • на перегоне – не менее 4510 мм
  • на станции – не менее 5810 мм
Верхняя плоскость фундамента под светофоры на металлических мачтах при установке их на станции должны находиться на уровне головки рельса (УГР), то же на перегоне – не ниже 810 мм от УГР.
Для карликовых светофоров – верхняя плоскость фундамента должна находиться выше УГР:
  • для светофоров с чугунной головкой  - на 390 мм;
  • для светофоров с головкой из алюминиевых сплавов – на 320 мм
От оси пути эти сигналы устанавливаются на расстоянии – 1920 мм
Релейные шкафы на перегоне и станции устанавливаются у крайних путей на расстоянии  - не менее 3100 мм от оси пути
Габарит установки светофоров:
  • на перегоне – 3100 мм от оси пути
  • на станции – 2450 мм
Для дорожных светофоров – верх фундаментов должен возвышаться над поверхностью дороги на 475 мм
Допустимая сдвижка изостыков:
  • для входных светофоров – не более чем 2 м в обе стороны
  • для всех остальных (кроме выходных и маневровых) для выезда с путей до 10,5 м по направлению движения и до 2 м против движения
  • установка изостыков на станционных и приемоотправочных путях на расстоянии 3,5 м от предельного столбика
  • установка выходных и маневровых светофоров – на ближайшем к изостыкам расстоянии по условиям габарита, но не более 40 м
  • разбежка изолирующих стыков на противоположных линиях колеи на переходном пути съезда и на стрелочных переводах – не более 1.9 м
Проверка зависимостей
  • отмена поездного маршрута при занятом предмаршрутном участке – 3,0 – 4,0 мин
  • отмена маневрового маршрута – 1,0 -1,5 мин – при свободном предмаршрутном участке  - 4 сек
  • выдержка времени искусственной разделки изолированных участков – 3,0 – 4,0 мин
  • разрешенная физическая длина участка приближения поезда к переезду относительно расчетной не должны быть больше, чем на 10%
  • время извещения о приближении поезда к переезду с автоматической светофорной сигнализацией (в том числе с автоматическими или полуавтоматическими шлагбаумами)  - не более 30 сек
  • при оповестительной сигнализации – не менее 40 сек
  • время от начала выключения переездной сигнализации до начала опускания заградительного бруса – 13 - 15 сек
  • время срабатывания схемы защиты от кратковременной потери шунта подвижной единицы на участке приближения – 8 - 18 сек
  • время замедления на выключение электродвигателя при неполном подъеме заградительного бруса до своего верхнего крайнего положения – 15 - 20 сек
  • расчетная длина переезда должна быть равна расстоянию от переездного светофора (шлагбаума) наиболее удаленного от крайнего рельса до противоположного крайнего рельса плюс 2,5 м (расстояние для безопасной остановки автомобиля после проследования переезда)