Первая железная дорога

      В июне 1885 года поручика Хор­вата командируют на строитель­ство Закаспийской военной же­лезной дороги с назначением на должность чиновника по особым поручениям при заведующем постройкой генерале М. Н. Ан­ненкове.

Закаспийская ж. д. (с 1898 года — Среднеазиатская ж. д.) была первой в мире железной дорогой, построенной в зоне подвижных песков в 1880-1888 годах. Изначально она сооружалась и эксплуатировалась для стратеги­ческих нужд военным ведомс­твом, а с 1899 года перешла в ведение министерства путей со­общения.

Укладка рельсов на 969 км Закаспийской дороги 1885 г

Укладка рельсов на 969 км Закаспийской дороги 1885 г

       Во второй половине XIX века русское правительство осуществило про­грамму присоединения Средней Азии, ее дальнейшего освоения и коло­низации. В то время на обширной среднеазиатской территории, равной одной трети Европы, проживало немногочисленное население, состояв­шее преимущественно из тюркских народов численностью около 5 млн человек. Местные народы развивались неодинаково в экономическом и социально-политическом отношениях: одни занимались исключительно кочевым скотоводством, другие — земледелием. В ряде районов процве­тали ремесло и торговля, промышленное производство фактически от­сутствовало. В социальном строе здесь причудливо сочетались патриар­хальность, рабство и вассально-феодальная зависимость. Политически территория Средней Азии делилась на три обособленных государствен­ных образования (Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства) и ряд независимых племен.

        Российское продвижение в Среднюю Азию, как правило, не встре­чало сильного сопротивления. К тому времени среднеазиатские ханства переживали глубокий кризис. Прежние торговые связи («шелковый путь») распались, экономика, основанная на архаичных отношениях, все глубже впадала в застой. За этим, естественно, следовала политическая нестабильность, выражавшаяся в набегах кочевых племен на Хивинское ханство и Бухарский эмират, с которыми они не в состоянии были спра­виться. Поэтому восточная элита соглашалась на компромисс с Россией - поступаясь частью суверенитета, выигрывала в стабильности под эги­дой русского царя.

Виды жителей Туркестанского края

Виды жителей Туркестанского края

       В 1867 году из завоеванных земель было образовано Туркестанское генерал-губернаторство с административным центром в г. Ташкенте. Процесс овладения Средней Азией завершился в 1885 году добровольным вхождением Мерва (территория, пограничная с Афганистаном) в состав России.