Перспективы развития железнодорожной сети

Актуализированная Программа организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации (далее — Программа) рассмотрена и одобрена на совместном заседании Правления ОАО «РЖД» и Общественного совета по вопросам скоростного и высокоскоростного движения в России. Главная ее цель — ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда. По проведенной оценке, наиболее эффективным мероприятием программы является проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань.
Суммарная прибыль от реализации Программы для ОАО «РЖД» за 30 лет эксплуатации должна составить (в ценах 2015 г.) более 1,5 трлн. руб. Суммарный прирост доходов консолидированного бюджета Российской Федерации оценивается в 7,8 трлн. рублей.
При существующей тенденции в комплексе железнодорожных пассажирских перевозок падение пассажирооборота к 2030 г. может составить 27% к уровню 2010 г. Реализация же Программы позволит на 40% увеличить пассажирооборот в дальнем железнодорожном сообщении, который к 2030 г. превысит 120 млрд. пасс.-км, что обеспечит сохранение пассажирского бизнеса для компании.
Скорость и комфорт передвижения играют значительную роль в привлечении на железнодорожный транспорт как пассажиров с альтернативных видов транспорта, так и ранее иммобильного населения. Так, в 2010 г (когда началось движение пяти пар поездов «Сапсан» на участке Москва — Санкт-Петербург) скоростные поезда «Сапсан» и «Невский Экспресс» составляли 1% от общего числа пассажирских поездов. При этом на их долю пришлось 1,7% от общего пассажиропотока в дальнем сообщении (2,0 млн. человек из 114,9 млн. человек, перевезенных в дальнем сообщении).

Сегодня среди пассажиров наблюдается внушительная динамика спроса на новые технологии, комфорт, безопасность и скорость передвижения в сравнении не только с годом начала скоростного пассажирского движения, но и с 2014 г. Если в 2014 г. современными скоростными поездами «Сапсан», «Ласточка», «Стриж», а также поездами, сформированными из двухэтажных вагонов, было перевезено 6,6 млн. человек, то в 2015 г. — уже 10,4 млн. человек, что на 57,5% выше уровня 2014 г. и составляет 10,8% всех пассажиров, перевезенных железнодорожным транспортом в дальнем сообщении в 2015 г. Доход перевозчиков от эксплуатации указанных поездов в 2015 г. на 52,2% превысил уровень 2014 г.
Внедрение нового скоростного инновационного подвижного состава в совокупности с выполнением мероприятий по усилению железнодорожной инфраструктуры позволило в 2015 г. увеличить маршрутную скорость следования скоростных поездов на маршрутах: Москва — Санкт- Петербург (поезда «Сапсан») — до 167,14 км/ч (в 2014 г. - 161,7 км/ч); Москва — Нижний Новгород — до 114,72 км/ч (в 2014 г. — 111,43 км/ч); Москва — Смоленск (поезда «Ласточка») — до 100,56 км/ч (в 2014 г. — 92,43 км/ч). В целом по сети дорог увеличение маршрутной скорости скоростных поездов в графике 2015/2016 гг. составило более 3% по сравнению с графиком 2014/2015 гг. (136,96 км/ч против 132,93 км/ч).
В 2015 г. ОАО «РЖД» приступило к практической реализации пилотного проекта высокоскоростного сообщения в России — ВСМ Москва — Нижний Новгород — Казань. С участием ведущих международных экспертов на основе опыта реализации крупнейших проектов последних десятилетий разработана организационно-правовая и финансовая модель проекта. Ее центральным элементом является концессион-ное соглашение, подготовка которого уже ведется.
ВСМ Москва — Казань является приоритетным проектом евразийского транспортного коридора Москва - Пекин. Этим объясняется высокий уровень взаимодействия с Китайской Народной Республикой. В мае 2015 г. в Москве в присутствии глав России и КНР состоялось подписание четырехстороннего меморандума между Госкомитетом КНР по развитию и реформам, Минтрансом России, Китайскими железными дорогами и ОАО «РЖД» о формах сотрудничества, модели финансирования и инвестирования в проект ВСМ Москва - Казань. Меморандум предусматривает инвестиции с китайской стороны в уставный капитал создаваемой для реализации проекта совместной проектнойкомпании, а также предоставление кредита.
Зафиксирована готовность предоставления дополнительных коммерческих кредитов на международных финансовых рынках.
В июне 2015 г. на полях Петербургского международного экономического форума с российско-китайским консорциумом подписан крупнейший в современной России договор на проектирование транспортного объекта (20,8 млрд. руб.). В его рамках развернут комплекс работ по созданию проектной документации, проведению инженерных изысканий, подготовке документов планировки территории. В инженерных изысканиях и проектировании участвуют около 60 специализированных организаций. Задачи 2015 г. по всем видам инженерныхизысканий в основном выполнены.
Плановое положение трассы, а также расположение станций ВСМ согласованы во Владимирской и Нижегородской областях, республиках Чувашия, Марий Эл и Татарстан. Детально прорабатывается участок ввода трассы в Москву. На участке 33-й км — Орехово-Зуево предусмотрено совместное прохождение трассы и проектируемой автомобильной дороги. Создание проектной документации осуществляется на основании 15 вновь разработанных специальных технических условий для ВСМ.
В 2015 г. разработаны основные проектные решения унифицированных конструкций разрезных и неразрезных железобетонных и стале-железобетонных пролетных строений, а также земляного полотна с учетом размещения кабелей СЦБ, связи и энергообеспечения. Приняты концептуальные решения по конструкции безбалластного верхнего строения пути и контактной сети переменного тока КС-400. Завершается работа по утверждению основных параметров проектирования плана и продольного профиля земляного полотна, верхнего строения пути и других элементов ВСМ.

 

ВСМ Москва - Казань

В целях эффективной координации участников создана межведомственная рабочая группа по вопросу реализации проекта строительства ВСМ Москва — Казань под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича. Ее первое заседание состоялось в октябре 2015 г. Одобрен актуализированный сетевой план-график работ по проекту.
Приступить к началу строительных работ на участке ВСМ Москва — Нижний Новгород при принятии соответствующего решения Правительством Российской Федерации можно будет уже в июне 2016 г.
Параллельно с процессом проектирования необходимо приступать к разработке и изготовлению высокоскоростного подвижного состава, поскольку по времени этот процесс сопоставим с продолжительностью строительства. В начале 2016 г. должен быть подписан контракт на разработку, локализацию производства с первого поезда и поставку высокоскоростных поездов для создаваемой магистрали. Первый поезд должен быть запущен в тестовом режиме в 2018 г.
Проект предполагает создание самого современного по безопасности, комфорту и ка- чествупредоставляемыхуслугвысоко- скоростного подвижного состава. В ходе его разработки будет использован международный и отечественный опыт с локализацией технологий (не менее 80%) на территории России. Концепция поезда предусматривает наличие в его составе вагонов четырех классов обслуживания (первый, бизнес-класс, экономический и туристический), использование вагонов-трансфор- меров экономического и туристического классов. На борту поезда будет внедрена принципиально новая информационная среда для пассажиров, основанная на принципе работы искусственного интеллекта «вижу, слышу, говорю, понимаю».
На 2016 г. намечены:
■ завершение инженерных изысканий, разработки проекта планировки и межевания территорий и создания проектной документации для строительства ВСМ Москва — Казань, прохождение технологического и ценового аудита, получение заключения Главгосэкспертизы;
■ подготовка территории строительства и начало выполнения строительно-монтажных работ по проекту ВСМ Москва — Казань;
■ актуализация инвестиционной декларации и начало реализации проекта ВСМ Москва — Казань на основе концессии;
■ обеспечение сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами по вопросам создания интегрированной сети скоростного и высокоскоростного сообщения.
В 2015 г. актуализирована Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2025 года. Актуализированные параметры базируются на уточненном макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития России. Важнейшим аспектом является формирование уточненного прогноза объемов перевозок грузов на основе подтвержденной клиентами грузовой базы с применением методологии расчетов межотраслевых и межрегиональных балансов.
Генеральная схема как основой документ, отражающий перспективы развития сети ОАО «РЖД» и принципы совершенствования технологии перевозочного процесса, включает в себя актуальные решения следующих вопросов:
■ реализация проекта «Северный широтный ход»;
■ развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна с учетом транспортного обеспечения Крыма;
■ развитие скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок на сети ОАО «РЖД» на перспективу до 2030 г.;
■ реализация программы «Дневной экспресс», увязанной с общей программой организации скоростного и высокоскоростного сообщения;
■ развитие Московского транспортного узла;
■ перспективы развития тяжеловесного движения.
Актуализированные параметры Генеральной схемы должны стать базисом при разработке и оптимизации долгосрочных программ и стратегий развития компании, определении приоритетности реализации инвестиционных проектов, формировании предложений по внесению изменений в государственные и региональные программы и стратегии социально-экономического развития, защите интересов компании в государственных органах власти в ходе рассмотрения проектов развития подходов к портам, погранпереходам, развития инфраструктуры в агломерациях.
Одним из важных инструментов повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД» в условиях ограниченности финансовых ресурсов является работа по изменению классификации железнодорожных линий и их специализации, организованная в соответствии с решением итогового за 2014 г. заседания Правления ОАО «РЖД». Распоряжением ОАО «РЖД» утвержден пилотный вариант Методики классификации и специализации железнодорожных линий. Введена новая система, ужесточающая требования к определению классов линий, и, что особенно важно, установлено понятие «специализация железнодорожных
линий» с разделением их по видам движения на высокоскоростные, скоростные, преимущественно пассажирские, преимущественно грузовые.
Это позволит разделить критерии к требованиям по содержанию и эксплуатации линий в зависимости от преимущественного вида движения. Для пассажирских линий — это скорость, максимально точное выполнение графика движения, комфортные условия для пассажира, для грузовых — удовлетворение потребностей промышленности по объемам перевозок, соблюдение сроков доставки грузов с дифференцированной скоростью, оптимизация себестоимости перевозок грузов. Оба варианта технико-технологических требований, как для пассажирских линий, так и для грузовых, позволят оптимизировать нормативные затраты компании по инфраструктурному комплексу и локомотивному блоку.
Оптимизация технологии содержания, эксплуатации и ремонта инфраструктуры обеспечивается за счет комплексного пересмотра действующей нормативной базы. В 2015 г. переработаны такие основополагающие документы, как Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД, Положение о системе ведения хозяйства автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» и ряд других. В 2016 г. планируется утверждение еще 17 нормативных документов.
Основные эффекты от пересмотра нормативных документов прогнозируется получить за счет изменения ремонтных схем и сроков проведения ремонтов, изменения способов и периодичности проверок путевого хозяйства и устройств контактной сети средствами дефектоскопии, применения различных конструкций верхнего строения пути и материалов в зависимости от класса линий,
использования старогодных материалов на малодеятельных линиях. Это позволит рационально расходовать средства на реконструкцию, ремонт и обслуживание участков, перераспределяя их с малодеятельных линий на линии первого и второго классов.
Для унификации технологических решений в зависимости от классов и специализации железнодорожных линий определены требования к разработке графика движения поездов, к нормам массы и длины грузовых поездов, к содержанию пути, устройств СЦБ, электроснабжения, к системе диагностики инфраструктуры и ряд других. В целях получения комплексных эффектов в области взаимодействия смежных хозяйств планируются: унификация локомотивного парка в зависимости от специализации линий; применение параллельного графика движения поездов на особо грузонапряженных линиях; переход к ремонту отдельных линий только по технологии закрытого перегона на полный цикл работ; внедрение оптимизационных технологий при эксплуатации малодеятельных участков.
Реализация технологических решений позволит уже в 2016 г. сократить расходы причастных дирекций более чем на 8 млрд. руб. В среднесрочной перспективе эффект по всем хозяйствам может превысить 30 млрд. руб. Предварительный эффект от снижения нормативных затрат по основным хозяйствам Центральной дирекции инфраструктуры в среднесрочной перспективе оценивается не менее чем в 22 млрд. руб.
Необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию организационных и технологических решений в соответствии с классификацией и специализацией железнодорожных линий и по переработке нормативных документов компании.