Поезда компании Stadler для метро Берлина

Два поезда серии IK (рис. 1) были изготовлены на берлинском заводе Stadler Pankow по заказу оператора городского транспорта столицы Германии BVG. Впервые на метрополитен Берлина поступил подвижной состав постройки Stadler. В то же время для компании, ранее не выпускавшей поезда метро, выполнение этого заказа знаменует начало освоения нового сектора рынка. После испытаний на специально выделенном участке пути в депо Груневальд поезда поступили в опытную эксплуатацию на линиях метро Берлина. Вначале они курсировали без пассажиров. Летом 2015 г. была начата их эксплуатация в обычном режиме. В течение года поезда должны пройти 120 тыс. км. По результатам опытной эксплуатации BVG примет решение о заказе еще 34 поездов, поставка которых предположительно начнется в 2017 и завершится в 2019 г. Контракт на поставку поездов метро для Берлина был заключен с компанией Stadler в июле 2012 г. по итогам открытого тендера. Несмотря на отсутствие у Stadler опыта разработки и производства вагонов метрополитена, решение задачи несколько упрощалось благодаря некоторому сходству поездов для линий малого профиля метро Берлина и подвижного состава рельсового транспорта облегченного типа, выпуск которого уже достаточно освоен компанией. Новые поезда метро созданы на основе конструкции вагоноврельсового транспорта облегченного типа семейства Tango, включающего варианты как с низким, так и с высоким уровнем пола. Вагоны Tango с высоким уровнем пола эксплуатируются в Бохуме и Штутгарте на линиях, проложенных на обособленном полотне, в условиях, близких к условиям работы метрополитена. В Бохуме в состав трассы маршрута входят протяженные тоннельные участки, в связи с чем подвижной состав 85 % времени находится под землей. Поскольку различия между поездами рельсового транспорта облегченного типа и метрополитена оказались не столь значительными, конструкторы компании Stadler смогли их преодолеть. В то же время необходимо было учесть ряд специфических требований, например в отношении ударопрочности. Поезда метро со-ответствуют европейским нормам EN 15227. В Штутгарте и Бохуме эксплуатируются вагоны Tango со стальными кузовами, а для метрополитена Берлина кузова вагонов изготовлены из алюминия. Кроме того, они оснащены устройствами токосъема с контактного рельса, тогда как на вагонах Tango применяется токосъем от воздушной контактной сети. 

Поезда для линий малого профиля 

Поезда серии IK (таблица) предназначены для замены поездов A3L71, которые эксплуатируются в Берлине на линиях малого профиля U1 — U4. Площадь поперечного сечения тоннелей на этих линиях несколько меньше по сравнению с линиями увеличенного профиля U5 — U9. При проектировании нового подвижного состава необходимо было решить непростую задачу размещения оборудования и пассажиров в условиях ограниченного габарита.
Поезд метро серии IK
Рис. 1. Поезд метро серии IK

Технические данные поездов серии IK постройки компании Stadler для метро Берлина

Показатель
Значение
Ширина колеи, мм
1435
Длина по сцепкам, мм
51 640
Ширина, мм
2400
Высота, мм
3200
Высота пола над УГР, мм
875
Число дверей для посадки/высадки пассажиров с каждой сторо- ны поезда
12
Ширина двери, мм
1300
Число мест для сидения
801
Число стоящих пассажиров (из расчета 4 чел./м2)
258
База тележки, мм
1800
Суммарная мощность тяговых двигателей, кВт
1020
Максимальная скорость, км/ч
70
 
На линиях U1 — U4 ширина поезда обычно составляет 2300 мм, на линиях увеличенного профиля — 2650 мм. Для оптимального использования доступного пространства боковые стенки вагонов поездов серии IK имеют выпуклую форму, за счет чего максимальная ширина вагонов достигает 2400 мм. Это позволяет увеличить их вместимость. Новые поезда — наиболее вместительные среди подвижного состава для линий малого профиля берлинского метро. Поезда оснащены переключателем, благодаря которому они могут работать и на линиях увеличенного профиля. Однако, поскольку на линиях малого профиля токосъем осуществляется с верхней части контактного рельса, а на линиях увеличенного профиля — с его нижней части, создание поездов, которыемогут работать на линиях обоих типов, проблематично. Решение о проведении испытаний новых поездов на линиях увеличенного профиля пока не принято, однако представляется маловероятным, что они будут эксплуатироваться на таких линиях. Длина четырехвагонного поезда — 51,64 м, высота вагонов — 3,2 м, высота пола над УГР — 875 мм. Сиденья в пассажирском салоне расположены продольно. В поезде 80 мест для сидения, включая восемь откидных (рис. 2). Число стоящих пассажиров — 258 из расчета 4 чел./м2. Новые поезда оснащены усовершенствованными сиденьями, которые просто и удобно обслуживать. С обеих сторон каждого вагона предусмотрены три двустворчатые двери. Пассажиры могут беспрепятственно передвигаться повсему поезду благодаря широкому сквозному проходу (рис. 3). Поезда оснащены современной системой информирования пассажиров, подобной используемой на эксплуатируемом BVG новом подвижном составе трамвая. Оконные стекла в салоне защищены специальной антивандальной пленкой, предусмотрены также меры по предотвращению нанесения граффити на внутренние и внешние поверхности стенок вагонов. В числе других особенностей внутреннего оборудования поезда — система видеонаблюдения, экономичное освещение и оснащенная кондиционером кабина машиниста. Из восьми тележек четырехвагонного поезда обмоторены шесть. Суммарная мощность тяговых двигателей поезда — 1020 кВт, максимальная скорость — 70 км/ч.
В разработке и производстве нового поезда были заняты расположенные в Берлине предприятия компании Stadler Pankow, Reinickendorf и Hohenschönhausen. Стиль внешнего и внутреннего оформления вагонов, разработанный компанией Büro+staubach, был отмечен престижной премией iF Design Award. Поезда серии IK могут работать в сцепе с выпущенными ранее поездами HK постройки компании Bombardier.
Выполнить это требование оказалось непросто, однако заказчик считал его важным с точки зрения эксплуатации и указал в конкурсной документации. Компания BVG модернизирует производственные цеха депо Груневальд, где базируются все поезда,
Компоновка салонов поезда серии IK
Рис. 2. Компоновка салонов поезда серии IK
 
курсирующие по линиям малого профиля. Бо́льшая часть ремонтных предприятий компании ориентирована на работу с двухвагонными поездами, и сейчас решается задача их адаптации к обслуживанию четырех- и шестивагонных поездов. Stadler и BVG тесно сотрудничали в ходе осуществления проекта. Компания Stadler считает перспективным создание вагонов метро на основе существующих конструкций подвижного состава рельсового транспорта облегченного типа и намерена расширять свое присутствие в новом для себя секторе рынка.
 
Салон поезда серии IK
Рис. 3. Салон поезда серии IK

Перспективы

Новый подвижной состав для метро Берлина необходим, поскольку здесь до сих пор эксплуатируются поезда, построенные в 1971 г. Первоочередная задача — заменить 51 двухвагонный поезд. Значительный возраст кузовов и тележек вагонов этих поездов делает все более проблематичным их дальнейшее использование. Ремонт с продлением срока службы был признан нецелесообразным, так как это означало бы создание практически полностью нового подвижного состава. Поезда IK занимают промежуточное положение между поездами HK, введенными в эксплуатацию в 2002 – 2006 гг., и новым подвижным составом, масштабная закупка которого планируется с 2020 по 2033 г. Предполагается приобрести новые поезда для линий как малого,так и увеличенного профиля, а также вагоны трамвая. Потребность в новом подвижном составе пока окончательно не определена, однако, по некоторым оценкам, максимальный объем заказа составит от 600 до 700 вагонов для линий увеличенного профиля и 250 – 350 ед. для линий малого профиля. На основании анализа нескольких сценариев роста пассажиропотока будет подготовлен окончательный прогноз для определения требуемой численности вагонов. Кроме того, учитывается необходимость увеличения парка в связи с намеченным вводом в эксплуатацию нового участка линии U5 протяженностью 1,6 км с тремя станциями. В последние 5 – 6 лет сохраняется тенденция стабильного роста объема перевозок городским общественным транспортом Берлина. Ежегодно BVG перевозит всеми видами транспорта более 970 млн пассажиров, в том числе 500 млн пассажиров по линиям метрополитена. Однако, поскольку численность населения города увеличивается, рост пассажиропотока может ускориться. Поезда серии IK призваны заменить подвижной состав, введенный в эксплуатацию до 1997 г. Средний возраст парка, используемого на линиях увеличенного профиля, составляет 26 лет, на линиях малого профиля — 29 лет. Компания BVG ведет переговоры с администрацией земли Берлин о финансовом участии в приобретении новых поездов, поскольку собственных средств оператора для оплаты такого крупного заказа недостаточно. 
 
K. Zemek. Metro Report International, 2015, № 2, p. 22 – 23; материалы компаний Stadler и Büro+staubach.