Положение о системе информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации

УТВЕРЖДЕНО

приказом ОАО "РЖД"

от 9 января 2017 г. N 1

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ОАО "РЖД" НА НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ

 

1. Настоящее Положение определяет задачи и порядок информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации на инфраструктуре ОАО "РЖД", а также принципы взаимодействия подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", его дочерних и зависимых обществ со средствами массовой информации в процессе информационного реагирования на нештатные ситуации.

2. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О средствах массовой информации", "О государственной тайне", "О коммерческой тайне", "Об акционерных обществах", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О транспортной безопасности", "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" и нормативными документами ОАО "РЖД" по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3. Департамент корпоративных коммуникаций как уполномоченный орган в системе информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации определяет порядок взаимодействия ее рабочих органов.

4. В настоящем Положении используются следующие понятия:

1) нештатная ситуация - общественно значимое событие, связанное с деятельностью ОАО "РЖД" и создающее ему репутационные и имиджевые риски и угрозы.

К нештатным ситуациям относятся: угроза или наступление чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера; террористическая угроза или террористический акт; противоправные действия, совершенные в отношении руководства либо работников ОАО "РЖД", пассажиров или иных пользователей услуг железнодорожного транспорта; акт незаконного вмешательства в работу железнодорожного транспорта; нарушение безопасности движения поездов (в том числе сход или столкновение железнодорожного подвижного состава с другим подвижным составом, транспортным средством или посторонним предметом, повреждение железнодорожного подвижного состава, перевозящего опасные грузы) или несчастный случай на инфраструктуре ОАО "РЖД", при которых пострадали, травмированы или погибли люди, имеется угроза их жизни и здоровью, возникают экологические риски, ожидается или допущен длительный перерыв в движении пассажирских поездов с задержкой на 3 часа и более, возник массовый сбой в графике движения пригородных поездов с максимальной задержкой более 30 минут;

2) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера");

3) репутационные и имиджевые риски и угрозы - риски и угрозы ухудшения деловой репутации и имиджа ОАО "РЖД" и формирования негативного отношения потенциальных партнеров, клиентов, пассажиров и представителей органов государственной власти к взаимодействию с ОАО "РЖД";

4) целевые аудитории - проявляющие реальный или потенциальный интерес к ОАО "РЖД" и прямо или косвенно влияющие на результаты его финансово-экономической и производственной деятельности:

а) пользователи услуг железнодорожного транспорта (пассажиры железных дорог, их родственники и законные представители, встречающие и провожающие, грузоотправители и грузополучатели);

б) представители органов государственной власти и местного самоуправления;

в) руководители общественных и политических организаций;

г) представители органов власти иностранных государств;

д) население, проживающее в зоне чрезвычайной ситуации;

е) представители местных, региональных, федеральных и зарубежных средств массовой информации;

ж) работники аппарата управления ОАО "РЖД", его филиалов и структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ;

з) участники железнодорожного транспортного рынка;

и) бизнес-партнеры ОАО "РЖД";

к) автотранспортные, морские и речные компании, занимающиеся перевозкой людей и грузов;

5) информационное реагирование - комплекс мер по сбору, обработке и распространению через средства массовой информации среди целевых аудиторий публичной информации о нештатной ситуации и ходе ликвидации ее последствий для удовлетворения их информационных потребностей и запросов и снижения уровня репутационных и имиджевых рисков и угроз для ОАО "РЖД".

Указанный комплекс мер не изменяет порядок сбора, анализа и представления служебной информации о возникновении и ходе ликвидации чрезвычайной ситуации, установленный законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД", не дублирует его и не может ему противоречить.

Публичная информация, распространяемая в рамках информационного реагирования, не может противоречить служебной информации, официально представленной органам государственной власти.

5. Решение о квалификации нештатной ситуации, связанной с деятельностью ОАО "РЖД", как общественно значимой принимает ответственный за информационное реагирование на нештатные ситуации Департамента корпоративных коммуникаций, которым является начальник Департамента корпоративных коммуникаций либо уполномоченное им лицо.

6. Рабочими органами системы информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации являются ответственный за информационное реагирование на нештатные ситуации Департамента корпоративных коммуникаций, оперативный дежурный Департамента корпоративных коммуникаций, начальники служб корпоративных коммуникаций соответствующих железных дорог или уполномоченные ими по согласованию с Департаментом корпоративных коммуникаций лица (далее -региональные ответственные), иные должностные лица филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", его дочерних и зависимых обществ, привлекаемые к взаимодействию с представителями средств массовой информации.

7. Основными задачами системы информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации являются:

1) управление каналами распространения информации о нештатной ситуации;

2) оперативное, бесперебойное и своевременное обеспечение целевых аудиторий через средства массовой информации объективной, достоверной и полной официальной информацией (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и внутренними документами компании) о характере нештатной ситуации, степени ее негативного воздействия на жизнедеятельность населения и состояние окружающей среды, влиянии на финансово-экономическую, производственную и иную деятельность целевых аудиторий, а также о мерах, принимаемых ОАО "РЖД" для скорейшей ликвидации последствий нештатной ситуации;

3) предотвращение искажения и (или) распространения недостоверной информации о нештатной ситуации и возникновения паники среди населения в связи с нештатной ситуацией;

4) снижение репутационных и имиджевых рисков и угроз, а также размеров ущерба и потерь ОАО "РЖД" в связи с возникновением нештатной ситуации, поддержание благоприятного общественного отношения к действиям ОАО "РЖД", направленным на ликвидацию последствий нештатной ситуации, и к его деятельности в целом;

5) формирование благоприятного общественного мнения в отношении подразделений ОАО "РЖД", работающих в условиях нештатной ситуации;

6) обеспечение проведения единой корпоративной информационной политики при возникновении нештатной ситуации;

7) обеспечение защиты информации и режима коммерческой тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД";

8) профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций.

8. Для решения этих задач осуществляются следующие мероприятия:

1) централизованный сбор информации, поступающей от филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", его дочерних и зависимых обществ, а также иных источников;

2) унификация информации о нештатной ситуации, распространяемой среди целевых аудиторий, согласование ее при необходимости с подразделениями аппарата управления, филиалами и структурными подразделениями ОАО "РЖД", а также с третьими лицами;

3) подготовка и распространение в оперативном режиме через средства массовой информации текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов о ходе ликвидации последствий нештатной ситуации;

4) информирование целевых аудиторий через средства массовой информации о необходимых действиях в условиях возникновения нештатной ситуации;

5) обеспечение непрерывного контроля и корректировка распространения в информационном поле сведений о нештатной ситуации и мерах, принимаемых для ликвидации ее последствий;

6) анализ функционирования системы информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации и выработка рекомендаций и мер по ее оптимизации.

При проведении этих мероприятий обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации по защите информации конфиденциального характера.

9. Запросы представителей средств массовой информации в связи с возникновением нештатной ситуации, поступающие в филиалы и структурные подразделения ОАО "РЖД", его дочерние и зависимые общества, направляются работникам Департамента корпоративных коммуникаций или служб корпоративных коммуникаций органов управления соответствующих железных дорог.

10. Право предоставления официальных комментариев о ходе ликвидации последствий нештатной ситуации для средств массовой информации принадлежит:

а) президенту ОАО "РЖД";

б) уполномоченным им должностным лицам;

в) ответственному за информационное реагирование на нештатные ситуации Департамента корпоративных коммуникаций;

г) региональному ответственному за информационное реагирование на нештатные ситуации.

11. При получении информации о возникновении нештатной ситуации:

1) главный специалист оперативного отдела Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями (далее - начальник оперативной смены ЦЧС), а также диспетчеры и оперативные дежурные структурных подразделений ОАО "РЖД" незамедлительно передают оперативному дежурному Департамента корпоративных коммуникаций все имеющиеся сведения о нештатной ситуации, в том числе место, дату, время, номера поездов, находящихся в зоне происшествия, обстоятельства и последствия случившегося, включая количество пострадавших людей, ход ликвидации последствий, предварительную причину возникновения, а также сведения о привлеченных силах и средствах по принадлежности (о восстановительных и пожарных поездах, выездных медицинских бригадах и т.д.), об организации при необходимости медицинской помощи пострадавшим с указанием задействованных железнодорожных больниц, о возможной задержке в движении пассажирских и пригородных поездов, перевозке пассажиров другими видами транспорта и порядке обслуживания пассажиров.

Информация считается переданной при получении дежурным, передавшим информацию, соответствующего подтверждения от оперативного дежурного Департамента корпоративных коммуникаций;

2) начальник железной дороги или уполномоченное им лицо незамедлительно направляет оперативному дежурному Департамента корпоративных коммуникаций информацию о случаях причинения вреда жизни или здоровью граждан вследствие нештатной ситуации (с указанием ФИО пострадавших и места их жительства) и о принимаемых мерах по оказанию необходимой помощи;

3) старший дорожный диспетчер (руководитель смены) диспетчерского центра управления перевозками незамедлительно передает региональному ответственному сведения о нештатной ситуации, в том числе место, дату, время, номера поездов, находящихся в зоне происшествия, обстоятельства и последствия случившегося, включая количество пострадавших людей, ход ликвидации последствий, предварительную причину возникновения, а также сведения о задействованных силах и средствах по принадлежности (о восстановительных и пожарных поездах, выездных медицинских бригадах и т.д.), об организации при необходимости медицинской помощи пострадавшим, о возможной задержке в движении пассажирских и пригородных поездов, перевозке пассажиров другими видами транспорта и порядке обслуживания пассажиров;

4) региональный ответственный при получении информации о возникновении нештатной ситуации в установленном порядке сообщает об этом оперативному дежурному Департамента корпоративных коммуникаций.

12. Руководители филиалов (структурных подразделений филиалов) назначают работников, ответственных за информационное реагирование, и устанавливают порядок сбора, заполнения и передачи информации по формам срочных донесений N 1/ЧС - 4/ЧС, предусмотренным приказом МЧС России от 7 июля 1997 г. N 382 "О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

13. Оперативный дежурный Департамента корпоративных коммуникаций осуществляет круглосуточный мониторинг средств массовой информации, а также открытых новостных информационных ресурсов в сети Интернет согласно списку для выявления информации о нештатной ситуации, утвержденному начальником Департамента корпоративных коммуникаций.

14. Оперативный дежурный Департамента корпоративных коммуникаций при получении из корпоративных (дежурных и оперативных служб структурных подразделений ОАО "РЖД" и т.д.) и иных источников (средств массовой информации и др.) информации о нештатной ситуации:

1) обменивается полученной информацией с начальником оперативной смены ЦЧС для проверки ее достоверности;

2) запрашивает необходимые данные и выясняет обстоятельства нештатной ситуации у начальника оперативной смены ЦЧС и оперативных дежурных и диспетчеров иных структурных подразделений ОАО "РЖД" согласно их компетенции в целях предотвращения искажения информации и уточнения характера события и возникших последствий;

3) докладывает о нештатной ситуации ответственному за информационное реагирование на нештатные ситуации Департамента корпоративных коммуникаций и действует по его указаниям;

4) информирует о нештатной ситуации регионального ответственного и при необходимости координирует его действия;

5) отслеживает появление новых данных о нештатной ситуации, которые могут служить основанием для изменения квалификации ее общественной значимости;

6) при необходимости может присутствовать как представитель Департамента корпоративных коммуникаций на заседании оперативного штаба по ликвидации последствий транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций.

15. При возникновении нештатной ситуации Департамент корпоративных коммуникаций:

1) координирует в рамках системы информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации деятельность филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД";

2) разрабатывает план информационного реагирования на нештатную ситуацию (далее - план информационного реагирования) и обеспечивает его реализацию.

16. Оперативное руководство и координацию функционирования рабочих органов системы информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации при возникновении нештатной ситуации осуществляет ответственный за информационное реагирование на нештатные ситуации Департамента корпоративных коммуникаций, действия которого регламентируются Инструкцией о действиях ответственного за информационное реагирование на нештатные ситуации Департамента корпоративных коммуникаций.

17. Действия регионального ответственного на месте нештатной ситуации регламентируются Инструкцией о действиях регионального ответственного за информационное реагирование на нештатные ситуации.

18. Иные должностные лица ОАО "РЖД", его филиалов и структурных подразделений, а также дочерних и зависимых обществ, привлекаемые к взаимодействию с представителями средств массовой информации на месте нештатной ситуации, оказывают содействие ответственному за информационное реагирование на нештатные ситуации Департамента корпоративных коммуникаций и членам группы информационного реагирования на нештатные ситуации в соответствии с планом информационного реагирования.

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом ОАО "РЖД"

от 9 января 2017 г. N 1

 

ИНСТРУКЦИЯ

О ДЕЙСТВИЯХ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ИНФОРМАЦИОННОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТА КОРПОРАТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

 

1. Настоящая Инструкция определяет действия работника Департамента корпоративных коммуникаций, ответственного за информационное реагирование на нештатные ситуации (далее - ответственный за информационное реагирование), порядок его взаимодействия с работниками ОАО "РЖД", его филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ, а также с представителями средств массовой информации в процессе информационного реагирования на нештатные ситуации.

Ответственным за информационное реагирование является начальник Департамента корпоративных коммуникаций либо уполномоченное им лицо.

2. При получении информации о возникновении нештатной ситуации ответственный за информационное реагирование обязан квалифицировать ее общественную значимость и оценить уровень репутационных и имиджевых рисков и угроз.

3. При квалификации нештатной ситуации как общественно значимой с низким уровнем репутационных и имиджевых рисков и угроз ответственный за информационное реагирование поручает оперативному дежурному Департамента корпоративных коммуникаций координировать действия региональных ответственных за информационное реагирование на нештатные ситуации (начальника службы корпоративных коммуникаций соответствующей железной дороги либо уполномоченного им лица), а также контролировать возможное изменение уровня репутационных и имиджевых рисков и угроз.

4. При квалификации нештатной ситуации как общественно значимой с высоким уровнем репутационных и имиджевых рисков и угроз ответственный за информационное реагирование:

1) составляет план информационного реагирования на нештатную ситуацию (определяет объем, форму и способ распространения информации в рамках информационного реагирования);

2) исходя из обстановки, принимает решение о формировании группы информационного реагирования Департамента корпоративных коммуникаций, определяет ее численность и состав, устанавливает и распределяет обязанности членов группы и обеспечивает организацию ее работы;

3) обеспечивает реализацию плана информационного реагирования на нештатную ситуацию;

4) при необходимости согласовывает с руководством ОАО "РЖД" проект сообщения о нештатной ситуации для средств массовой информации;

5) при необходимости обеспечивает информационное взаимодействие в связи со сложившейся нештатной ситуацией с пресс-службами МЧС России и иных органов государственной власти.

5. При квалификации нештатной ситуации как общественно значимой с угрожающим уровнем репутационных и имиджевых рисков и угроз ответственный за информационное реагирование:

1) докладывает руководству о возникновении нештатной ситуации и запрашивает подтверждение своих полномочий как ответственного за информационное реагирование;

2) формирует группу информационного реагирования Департамента корпоративных коммуникаций, определяет ее численность и состав, устанавливает и распределяет обязанности членов группы и обеспечивает организацию ее работы;

3) обеспечивает координацию работы органов системы информационного реагирования ОАО "РЖД" на нештатные ситуации;

4) обеспечивает разработку плана информационного реагирования на нештатную ситуацию (далее - план информационного реагирования);

5) представляет на утверждение президента ОАО "РЖД", а в его отсутствие - руководителя оперативного штаба по ликвидации последствий транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на инфраструктуре ОАО "РЖД" план информационного реагирования;

6) обеспечивает реализацию плана информационного реагирования;

7) обеспечивает согласно плану информационного реагирования взаимодействие с представителями средств массовой информации в связи со сложившейся нештатной ситуацией;

8) при необходимости обеспечивает информационное взаимодействие в связи со сложившейся нештатной ситуацией с пресс-службами МЧС России и иных органов государственной власти;

9) обеспечивает в рамках плана информационного реагирования информирование клиентов и партнеров ОАО "РЖД" и представителей средств массовой информации в связи со сложившейся нештатной ситуацией.

6. При возникновении общественно значимой нештатной ситуации ответственный за информационное реагирование имеет право:

1) запрашивать у руководителей филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" сведения по информационно-коммуникационным аспектам ликвидации последствий нештатной ситуации;

2) отдавать распоряжения соответствующим подразделениям и филиалам ОАО "РЖД", а также участвующим в ликвидации последствий нештатной ситуации дочерним и зависимым обществам ОАО "РЖД" в рамках плана информационного реагирования.

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

приказом ОАО "РЖД"

от 9 января 2017 г. N 1

 

ИНСТРУКЦИЯ

О ДЕЙСТВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА ИНФОРМАЦИОННОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА НЕШТАТНЫЕ СИТУАЦИИ

 

1. Настоящая Инструкция определяет действия регионального ответственного за информационное реагирование на нештатные ситуации (далее - региональный ответственный), порядок его взаимодействия с работниками соответствующей железной дороги, ее структурных подразделений, территориальных структурных подразделений функциональных филиалов, филиалов дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" и представителями средств массовой информации в процессе информационного реагирования на нештатные ситуации.

Региональным ответственным является начальник службы корпоративных коммуникаций соответствующей железной дороги либо уполномоченное им лицо.

2. При получении информации о возникновении нештатной ситуации региональный ответственный обязан квалифицировать ее общественную значимость и оценить уровень репутационных и имиджевых рисков и угроз.

3. При квалификации нештатной ситуации как общественно значимой с низким уровнем репутационных и имиджевых рисков и угроз региональный ответственный обязан обеспечить координацию действий работников службы корпоративных коммуникаций железной дороги и контроль за возможным изменением уровня репутационных и имиджевых рисков и угроз (при необходимости поручить это своему заместителю).

4. При квалификации нештатной ситуации как общественно значимой с высоким уровнем репутационных и имиджевых рисков и угроз региональный ответственный:

1) обеспечивает разработку плана информационного реагирования на нештатную ситуацию (далее - план информационного реагирования) и представляет его на утверждение ответственному за информационное реагирование на нештатные ситуации Департамента корпоративных коммуникаций;

2) исходя из обстановки, принимает решение о формировании группы информационного реагирования службы корпоративных коммуникаций железной дороги, определяет ее состав и численность, устанавливает и распределяет обязанности членов группы и обеспечивает организацию ее работы;

3) обеспечивает реализацию плана информационного реагирования;

4) согласовывает с руководством Департамента корпоративных коммуникаций проект сообщения о нештатной ситуации для средств массовой информации;

5) обеспечивает при необходимости информационное взаимодействие в связи со сложившейся нештатной ситуацией с территориальными подразделениями МЧС России и органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

6) отслеживает появление новых данных о нештатной ситуации, которые могут служить основанием для изменения квалификации ее общественной значимости.

5. При квалификации нештатной ситуации как общественно значимой с угрожающим уровнем репутационных и имиджевых рисков и угроз региональный ответственный:

1) докладывает оперативному дежурному Департамента корпоративных коммуникаций об угрожающем уровне репутационных и имиджевых рисков и угроз в связи со сложившейся нештатной ситуацией;

2) информирует начальника соответствующей железной дороги о характере и уровне репутационных и имиджевых рисков и угроз, которые могут возникнуть в связи с нештатной ситуацией;

3) принимает решение о формировании группы информационного реагирования службы корпоративных коммуникаций железной дороги, определяет ее состав и численность, устанавливает и распределяет обязанности членов группы и обеспечивает организацию ее работы;

4) обеспечивает разработку плана информационного реагирования;

5) представляет на утверждение руководства Департамента корпоративных коммуникаций план информационного реагирования;

7) обеспечивает реализацию плана информационного реагирования;

8) обеспечивает согласно плану информационного реагирования взаимодействие с представителями средств массовой информации в связи со сложившейся нештатной ситуацией;

9) обеспечивает при необходимости информационное взаимодействие в связи со сложившейся нештатной ситуацией с территориальными подразделениями МЧС России и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. При возникновении общественно значимой нештатной ситуации региональный ответственный имеет право:

1) запрашивать у заместителей начальника соответствующей железной дороги и руководителей ее структурных подразделений, территориальных структурных подразделений функциональных филиалов, филиалов дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" сведения по информационно-коммуникативным аспектам ликвидации последствий нештатной ситуации;

2) отдавать распоряжения руководителям причастных подразделений соответствующей железной дороги, а также привлеченных к ликвидации последствий нештатной ситуации филиалов дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" в соответствии с планом информационного реагирования;

3) представлять руководству Департамента корпоративных коммуникаций предложения о внесении изменений в план информационного реагирования.