Почему произошли проезды запрещающих сигналов в 2015г.?

Проезд запрещающего сигнала с нарушением правил эксплу­атации тормозов произошел 31 марта 2015 года. При следовании грузового поезда № 2941 весом 4825 т при электровозе ВЛ80т-1072 под управ­лением локомотивной бригады в соста­ве машиниста Маковкина С. Б. и его по­мощника Зайца В. В. (депо Кременчуг) на раздельном путевом пункте 309 км (участок Полтава - Знаменка) был допу­щен проезд запрещающего показания выходного светофора Н1. О задержке поезда на раздельном пункте 309 км ДСП заранее предупредила машиниста. После проследования входного свето­фора этого пункта и при появлении на локомотивном светофоре АЛС желтого огня машинист применил тормоза, сни­зил скорость движения с 50 до 40 км/ч, через 800 м при проследовании марш­рутного светофора с желтым огнем ско­рость поезда составляла 20 км/ч. Далее машинист еще раз применил тормоза, снизив давление в тормозной магистра­ли (ТМ) до 1,0 кгс/см^ (т. к. в направле­нии выходного сигнала путь имел спуск 3%о), примерно через 100 м был про­изведен отпуск тормозов при скорости движения 18 км/ч. При этом, по при­чине недозарядки ТМ от предыдущего торможения и наличия уклона, скорость поезда снижалась незначительно, ма­шинист, немного помедлив, применил полное служебное торможение с вы­пуском воздуха из ТМ с давлением 1,6 кгс/см^. Так как тормозная сеть поезда не была полностью заряжена, необходимого тормозного эффекта не было — произошел проезд запре­щающего сигнала выходного светофора Н1. Через 110 с машинист осадил поезд обратно «за светофор» и по истечении минуты, после открытия выходного све­тофора, проследовал поездом далее до станции Знаменка. Все действия, вклю­чая проезд, были зафиксированы в си­стеме МСДЦ «КАСКАД». 

Причиной этого случая стали не­правильные действия машиниста по применению тормозов поезда, при­ведшие к истощению тормозной сети и неполучению должного тормозного действия. При этом машинист, видя, что тормоза поезда работают плохо, не применил экстренное торможение, чем мог бы предупредить проезд сиг­нала. Боязнь некоторых машинистов в нужный момент применить экстрен­ное торможение приводит к таким и иногда более сложным последствиям. Следует вспомнить аналогичные се­рьезные инциденты, вызванные непра­вильными действиями машинистов при эксплуатации тормозов, на станциях УЗ: Могилев-Подольский, Цветково, Бере­говая, Экономическая и др.

Второй проезд произошел через два месяца после первого: 29 мая на станции Нижнеднепровск-Узел. При надвиге состава на сортировочную горку машинистом депо Днепропе­тровск Соменко Д. С. допущен проезд горочного светофора ПГ2 парка «Г» с последующим боковым столкнове­нием с другим составом и сходом двух вагонов. Причиной серьезного инци­дента стали нарушения в регламенте переговоров по радиосвязи, при кото­рых машинист воспринял команду, дан­ную для машиниста другого состава, как свою. В результате чего оба маши­ниста начали надвиг вагонов на гор­ку. Таким нарушениям способствовал установленный на станции регламент переговоров, в котором предусматри­валось при вызове машиниста не на­зывать номер локомотива, а упрощать, называя его «Первый» или «Второй». Если бы в одном маневровом районе не было нескольких локомотивов, то эти упрощения не вызвали бы пута­ницу, как в данном случае. Машинист Соменко Д. С. («Первый»), стоя на 2-м пути парка, воспринял команду ДСПГ: «Второй надвигайте», данную для ма­шиниста «Второго», как свою, и без ее повторения и подтверждения от ДСПГ о правильности восприятия информа­ции привел состав в движение. Следует отметить, что сортировочные пути стан­ции и сами тепловозы не оборудованы горочной АЛС, которая в таких случаях смогла бы дать машинисту правильную информацию о показаниях горочных светофоров.

16.06.2015 года в 5 ч 50 мин. на станции Львов допущен очередной проезд запрещающего сигнала манев­рового светофора М-30. Маневровый тепловоз ЧМЭЗ-3257 под управлением машиниста депо Львов-Запад Тишко В. В. по указанию ДСП следовал по 43-му пути через западную горловину на 44-й путь. Однако о запрещающем показа­нии светофора МЗО в маршруте сле­дования машинист не имел сведений. Таким образом, произошла одна из ти­пичных ошибок машинистов: план рабо­ты был воспринят как готовность всего маршрута следования тепловоза. При этом за показаниями сигналов машини­сты, веря командам ДСП, следят впол­глаза, и как результат — поздно замеча­ют сигнальные показания светофоров и   положения  стрелочных  переводов.

Так происходят проезды запрещающих сигналов с различными вариантами по­следствий. На станции Львов, в нашем случае, произошло то же самое: следуя тепловозом около 3 мин. со скоростью 27 км/ч на протяжении 1100 м, маши­нист не следил за показаниями сигна­лов, отвлекся, проехал запрещающее показание светофора МЗО и допустил боковое встречное столкновение с при­бывающим на 41-й путь длинносостав-ным грузовым поездом № 9302. В ре­зультате столкновения произошел сход трех порожних вагонов, повреждены тепловоз и вагоны, общая сумма убытка составила более 30 тыс. грн.

Конечно, руководителям депо необхо­димо уделять особое внимание порядку правильности использования машини­стами и их помощниками положенного отдыха перед поездкой или сменой, наличиям необходимых условий для полноцен­ного отдыха на дому и в пунктах оборота, выполнению требований нормативных документов к машинистам, работающим в одно лицо при проведении маневровых передвижений. Ведь в данном случае машинист не имея сведений о готовно­сти маршрута, должен был сам уточнить у ДСП, до какого сигнала открыты светофоры, и, не имея таких сведений, следо­вать с пониженной скоростью (не более 20 км/ч). К сожалению, при внезапных проверках и расшифровке скоростемерных лент этому вопросу на местах не уде­ляется должного внимания, нарушения не выявляются и не пресекаются.

Три указанных проезда запреща­ющих сигналов, а также проезд на станции Днепродзержинск («Локомотив-информ» № 05-06 (107-108) 2015) свидетельствуют о системных фактах невыполнения машинистами должностных обязанностей, особенно при совместной работе с работниками станций (ДСП, ДСПГ), неэффективности внезапных проверок некоторых руково­дителей депо и станций.