Приложение

Белая книга Европейской Комиссии

Белая книга Европейской Комиссии «На пути к единому европейскому транспортному пространству – навстречу конкурентной и ресурсосберегающей транспортной системе» представляет видение Комиссии на будущее транспортной системы ЕС на период до 2050 года.

Белая книга определяет 10 перспективных целей, в том числе снижение выбросов СО2 на 60% за счет снижения зависимости от нефти, что предусматривает поэтапный отказ от автомобилей на традиционном топливе в городах, максимальный перевод пассажирских и грузовых перевозок на другие виды транспорта, внедрение новых технологий для транспортных средств.

Инвестиции в транспортную инфраструктуру планируется осуществлять с учетом получения максимально положительного результата на экономический рост и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

Дальнейшее развитие транспортной системы будет опираться на ряд составляющих: повышение эффективности экономии энергии, оптимизация эффективности мультимодальных логистических цепочек, применение усовершенствованных систем управления движением и информационных систем, передовых логистических рыночных методов.

К 2030 году планируется создание полностью функциональной и общеевропейской мультимодальной базовой сети TEN-T, с соответствующим набором информационных услуг, внедрение интеллектуальных систем мобильности, разработанных в ходе финансируемого ЕС исследования, таких как система управления движением поездов (ERTMS) и информационные системы железных дорог, совместимые взаимосвязанные решения для следующего поколения мультимодального транспорта и информационных систем, новых услуг навигации, мониторинга движения поездов, предоставления телекоммуникационных и информационных сервисов пассажирам.

К 2015 году планировалось завершить создание европейской сети высокоскоростных железных дорог, к 2030 году – утроить длину существующей сети высокоскоростных железных дорог и поддерживать плотную сеть железных дорог во всех государствах – членах ЕС. К 2050 году большинство пассажирских перевозок на средние расстояния должны осуществляться по железной дороге.

Целью транспортного сектора к 2030 году будет сокращение выбросов парниковых газов до 20% ниже уровня 2008 года, что соответствует инициативам «Ресурсосберегающая Европа», изложенной в стратегии Европы на 2020 год. К 2030 году 30% грузовых автомобильных перевозок на расстояние свыше 300 км должны быть переданы другим видам транспорта: железнодорожному или водному, и более 50% – к 2050 году.

Не менее важными являются исследования и инновации в области технологий силовых двигателей транспортных средств и альтернативных видов топлива.

Дальнейшее развитие должно опираться на ряд составляющих:

- повышение эффективности экономии энергии всеми видами транспортных средств;

- разработку и внедрение устойчивых видов топлива и двигательных систем;

- оптимизацию эффективности мультимодальных логистических цепочек, в том числе за счет более широкого использования ресурсосберегающих видов транспорта, где другие технологические новшества могут быть недостаточными;

- более эффективное использование транспорта и инфраструктуры за счет применения усовершенствованных систем управления и информационных систем (например, ERTMS);

- внедрение передовых логистических и рыночных методов, таких как полное развитие интегрированного европейского рынка железных дорог, неискаженное ценообразование и т.д.

Требования стандартизации и совместимости, в том числе на международном уровне, позволят европейским компаниям избежать технологической фрагментации и приблизиться к созданию единого европейского транспортного рынка для чего планируется разработать и внедрить:

1) получение единого разрешения типа транспортного средства и единого сертификата безопасности на железной дороге за счет усиления роли Европейского железнодорожного агентства (European Railway Agency, ERA);

2) комплексный подход к управлению движением поездов в грузовых коридорах, включая оплату доступа к инфраструктуре;

3) эффективный и недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре, в частности, за счет структурного разделения управления инфраструктурой и предоставления услуг;

4) сопутствующие электронные услуги для грузоперевозок, включающие:

- отслеживание товаров в режиме реального времени, соблюдение интермодальной ответственности и поощрение экологически чистых грузовых перевозок;

- реализацию на практике концепции административного «единого окна» путем создания и применения единого транспортного документа в электронном виде (электронная транспортная накладная), а также создание соответствующей основы для применения технологий обнаружения и отслеживания (RFID и т.д.);

5) унифицированный подход к сертификации безопасности на железнодорожном транспорте, надзор за национальными мерами безопасности, принятыми национальными органами по безопасности, и их постепенной гармонизацией;

6) улучшение процесса сертификации и обслуживания для обеспечения безопасности критически важных компонентов, используемых для создания подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры;

7) оптимизированные правила интермодальных перевозок опасных грузов для обеспечения совместимости между различными видами транспорта;

8) единообразное толкование законодательства ЕС по правам пассажиров и обеспечение его согласованного и эффективного применения, с целью формирования как однородной конкурентной среды для отрасли, так и европейского уровня защиты для граждан;

9) согласованные общие принципы, применимые к правам пассажиров на всех видах транспорта (устав основных прав), в частности, «право на получение информации»;

10) повысить доступность инфраструктуры для пассажиров с ограниченной подвижностью и пассажиров с ограниченными физическими возможностями;

11) базовые условия для развития интеллектуальных систем совместимого и мультимодального расписания движения, информации, онлайн-систем бронирования и интеллектуальной продажи билетов;

12) ввод в действие критериев оценки планируемых проектов, в том числе с применением вариантов государственно-частного партнерства.

Совместное предприятие Shift2Rail

С целью поддержки и координации научно-исследовательской и инновационной деятельности в железнодорожной отрасли создано совместное предприятие Shift2Rail (S2R JU), которое было образовано согласно предписанию Совета ЕС от 16 июня 2014 г. на срок до 31 декабря 2024 г.

К инициативе Shift2Rail официально присоединились восемь крупных компаний, включающих в себя как производителей подвижного состава и иной железнодорожной техники, так и известных европейских операторов инфраструктуры. Это Alstom, Ansaldo STS, Bombardier, Siemens, Thales и CAF, а также инфраструктурные компании Trafikverket и Network Rail.

Общий бюджет инициативы Shift2Rail на весь срок её существования должен составить более 920 млн. евро. Из этого Советом ЕС будет предоставлено до 450 млн. евро, что включает в себя 52 млн. евро, которые уже были выделены в рамках программы Horizon 2020 Transport Work Programme 2014-2015.

В задачи объединённого предприятия входит реализация следующих программ:

IP1: разработка нового поколения подвижного состава повышенной надежности, снижение себестоимости железнодорожных перевозок, повышение качества транспортного обслуживания и создание условий для более интенсивного использования возможностей железнодорожного транспорта в государствах – членах ЕС;

IP2: современные системы управления и контроля движения поездов:

разработка интеллектуальных систем управления движением и грузо/пассажиропотоками, систем СЦБ и связи на основе ERTMS;

системы контроля и управления движением поездов (TCMS);

IP3: экономичная, надёжная и долговечная инфраструктура:

продвижение исследований в области создания новой железнодорожной инфраструктуры, способной обеспечить значительное повышение пропускной способности при одновременном снижении затрат на ее эксплуатацию;

IP4: IT-решения для привлекательности железнодорожных услуг:

- единые коммуникационные и навигационные платформы для общеевропейских логистических приложений;

- разработка интеллектуальных и гибких систем управления транспортом с целью оптимизации архитектуры и операционных систем железнодорожной сети на уровне маршрута и отдельного поезда;

- разработка решений, обеспечивающих поддержку пассажирам в любом месте, в любое время, с учётом нескольких видов транспорта, включающих в себя планирование маршрута, покупку единых билетов и бронирование, сопровождение по маршруту в режиме реального времени;

- взаимосвязь и обмен информацией для интеллектуальных транспортных систем;

IP5: Технологии для надёжных и привлекательных европейских грузоперевозок:

- создание нового сервисно-ориентированного профиля грузовых железнодорожных перевозок, основанного на своевременной доставке груза при конкурентоспособной стоимости и сочетании железнодорожных перевозок с перевозками другими видами транспорта;

- поиск привлекательных технико-экономических решений для грузовых железнодорожных перевозок, способных открыть железным дорогам доступ к новым сегментам рынка перевозок и органически вписать услуги железных дорог в современные логистические системы.

Стратегический план Федеральной железнодорожной Администрации США

Для оценки перспективных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ проведен анализ Стратегического плана, подготовленного Федеральной железнодорожной Администрацией США (ФЖА).

В краткосрочной перспективе предполагается решить следующие задачи:

1) разработка и применение модели угрозы безопасности для определения приоритетных направлений НИОКР;

2) определение влияния «человеческого фактора»:

- проведение пилотных исследований в целях повышения безопасности и корпоративной культуры железнодорожных компаний;

- изучение проблемы переутомления и потери концентрации внимания, а также эргономических аспектов в контексте индивидуального и группового поведения работников;

- разработка технологий, методов автоматизации и систем, способных снизить до минимума вероятность человеческих ошибок;

3) в области эксплуатации инфраструктуры:

- разработка технологий осмотра железнодорожного пути и выявление неисправностей на начальной стадии;

- разработка более сложных компьютерных моделей взаимодействия в системе «колесо-рельс», профилей колес и рельсов, а также схем контакта;

- расширение практики использования автономных методов регистрации данных в целях повышения регулярности и снижения стоимости оценки состояния железнодорожного пути;

- разработка новых методов мониторинга труднодоступных зон повышенной опасности, таких как горизонтальные поперечные силы, поперечная устойчивость в балласте рельсошпальной решетки и состояние балласта железнодорожного пути;

4) в области эксплуатации подвижного состава:

- оценка эффективности систем бортового и стационарного мониторинга движения подвижного состава с точки зрения выявления неисправностей во время движения;

- анализ схем выхода компонентов из строя в целях повышения их качества за счет замены материалов или структурных характеристик;

- ранжирование проектов НИОКР в целях снижения риска перевозки опасных грузов по железной дороге;

- обобщение последних изменений в нормативах аварийной устойчивости подвижного состава в целях дальнейшего повышения защиты поездов от схода с рельсов и столкновений;

- ранжирование проектов НИОКР по повышению уровня противопожарной защиты пассажирских поездов.

При формировании Стратегического плана наряду с анализом вышеуказанных документов также учтены следующие ключевые факторы и глобальные тенденции научно-технического развития:

- развитие методологии комплексного мультимодального транспортного планирования, применяемой на глобальном, национальном, региональном и агломерационном уровнях;

- повышение востребованности транспортно-логистических услуг, переход к управлению цепочками поставок;

- смена моделей конкуренции – переход от выполнения НИОКР преимущественно собственными силами в режиме коммерческой тайны к модели открытых инноваций (интеграции усилий различных компаний для поиска новых решений);

- развитие интеллектуальных систем управления, способных повысить пропускную способность, надежность и эффективность эксплуатации транспортной инфраструктуры;

- виртуализация бизнеса – перенос значительной части деловой активности в корпоративные сети и Интернет;

- рост скорости обмена информацией между различными субъектами, повышение безопасности информационного сообщения;

- возникновение возможности персональной идентификации и аутентификации, распознавание человека по биометрическим показателям;

- разработка новых материалов, в том числе композиционных и наноструктурированных, и их применение для железнодорожной техники и конструкций;

- расширение применения эффективных энергоустановок с топливными элементами, использующими водород или природный газ;

- повсеместное распространение технологий энергосбережения и принципов «бережливого производства»;

- создание «умных сетей» и энергоинформационных систем, развитие технологий «энергоэффективный дом – город»;

- создание новых систем аккумулирования энергии;

- повышение корпоративной ответственности за охрану окружающей среды, внедрение мониторинга широкого спектра экологических показателей;

- в области ремонта и технического обслуживания переход к модели полного производственного цикла (от ввода в эксплуатацию до утилизации и к повторному использованию) как ответственности производителя железнодорожной техники.