Прогнозирование перевозок номенклатурной группы «каменный уголь»

Уголь является самым массовым из всех перевозимых по железным дорогам грузов. В составе его перевозок учитываются все виды каменного и бурого угля: уголь рядовой, антрацит, антрацитовый штыб и мелочь, продукты обогащения каменного угля (концентрат, промпродукт, шлам, отсевы), перевозимые с обогатительных фабрик (потери при обогащении составляют примерно 20% от объема обогащаемого угля), шихта коксовых цехов металлургических заводов, угольные брикеты и др. Анализ железнодорожных перевозок угля Структурный анализ грузовых железнодорожных перевозок за ряд последних лет (табл. 1) доказывает неизменно доминирующее положение объемов перевозок каменного угля. Ежегодно железнодорожным транспортом ОАО «РЖД» перевозится свыше 300 млн т каменного угля, или порядка 25% общих объемов перевозок всех грузов по сети.
 
 
Структура грузовых железнодорожных перевозок по видам грузов, млн т Таблица 1
 
Показатель Год
2007 2008 2009 2010 211 2012 2013 2014
Объемы перевозок грузов, всего 1493,3 1480,7 1232,0 1342,0 1392,2 1436,8 1392,6 1375,5
В т. ч.                
каменный уголь 314,4 335,9 306,6 322,2 336 347,3 349,7 351,5
кокс 12,9 12,8 10,7 12,9 13,2 13,4 11,8 11,9
нефтегрузы 243,7 248,2 240,8 269,8 271,5 279,1 273,1 272,9
руды металлические 156,8 149,0 136,2 147,6 156,2 154,0 148,4 145,3
черные металлы 100,7 96,3 77,1 87,7 91,4 91,4 87,9 86,8
химические и минеральные удобре-
ния
45,8 43,5 39,2 46,3 48,4 46,7 48,5 50,9
минеральные строительные мате-
риалы
344,6 345,8 234,7 254,9 272,0 306,6 293,6 271,0
лесные грузы 67,9 58,6 42,2 43,5 43,0 39,2 38,7 41,9
хлебные грузы 33,1 29,6 24,3 22,7 22,9 27,2 19,6 23,2
грузы группы «прочие» 173,3 161,1 120,3 134,5 137,6 131,9 121,4 120,1
 
В 2014 г. объемы погрузки российского угля на сеть ОАО «РЖД» достигли 315,4 млн т с приростом к уровню предыдущего года на 0,7%. Во внутрироссийском сообщении в 2014 г. по сети ОАО «РЖД» перевезено 166,4 млн т каменного угля, наибольшую долю из которых составили перевозки на предприятия энергетического сектора – 45% от общих объемов внутрироссийских перевозок, 23% – на промышленные предприятия металлургического комплекса и 32% – прочим потребителям. Погрузка каменного угля на экспорт составила в 2014 г. 152,2 млн т – это 48% от суммарной погрузки груза. Каменный уголь отправлялся преимущественно с месторождений Кузнецкого угольного бассейна – порядка 78%. Наибольшие экспортные поставки угольных грузов осуществлялись через российские морские порты – 70% общих экспортных перевозок. Ресурсная база каменного угля по территории России распределена неравномерно. На долю восточных районов приходится 95%, а на европейскую часть – 5% всех угольных запасов страны.
В таблице 2 представлена современная оценка структуры добычи угля по регионам и крупнейшим угольным бассейнам России и их сопоставление с территориальными единицами (субъектами Федерации) и обслуживающими железными дорогами.
 
 Структура добычи угля в России по регионам и их связь с железными дорогами Таблица 2
 
Наименование
бассейна (группы
бассейнов)
Доля в общей
добыче угля
в России, %
Субъект Федерации Дорога
отправления
Кузнецкий 58 Кемеровская обл. Западно-Сибирская
Канско-Ачинский 11 Красноярский край Красноярская
Другие бассейны
Восточной Сибири
16 Иркутская обл., Республи-
ка Бурятия, Забайкаль-
ский край, Республика
Хакасия
Красноярская, Вос-
точно-Сибирская,
Забайкальская
Бассейны Дальне-
го Востока
9 Амурская обл., Примор-
ский край, Хабаровский
край,
Якутия,
Сахалинская обл.
Дальневосточная
Печорский > 4 Республика Коми Северная
Донецкий 1 Ростовская обл. Северо-Кавказская
Остальные бас-
сейны
< 1 Московская обл., Челя-
бинская обл., Свердлов-
ская обл., Оренбургская
обл.
Московская, Сверд-
ловская, Южно-
Уральская, Куйбы-
шевская

 

Наиболее разведанные и освоенные месторождения сосредоточены в Сибири, в связи с чем значительные объемы отправления угля в отчетном периоде пришлись на угледобывающие предприятия Сибирского федерального округа – порядка 88% общих объемов перевозок российского угля. Традиционно наибольшие объемы отправления каменного угля – порядка 65% от общесетевых объемов отправления угольных грузов в 2014 г. – наблюдались на Западно-Сибирской железной дороге, обслуживающей многочисленные месторождения Кузнецкого угольного бассейна – одного из самых крупных в мире. В последние годы в железнодорожных перевозках увеличивается значение продукции угольных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, расположенных в районах тяготения Красноярской, Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. Весомая доля в перевозках каменного угля по сети ОАО «РЖД» приходится на транспортировку казахстанского угля (Экибастузское месторождение) как российским потребителям – металлургические предприятия и объекты электроэнергетики Урала, так и на экспорт в зарубежные страны. Для более глубокого изучения географии добычи и потребления угля необходимо учитывать его основное деление на две группы: 
• коксующиеся угли (высококалорийные), использующиеся в металлургии;
• энергетические угли (низкокалорийные), использующиеся в электроэнергетике (следует отметить, что по объему энергетических углей мировой рынок превосходит рынок коксующихся углей более чем в 2,5 раза).

Угольные компании России

Угольная отрасль России в настоящее время как полностью рыночный сегмент российской экономики представлена частными компаниями, которые эффективно работают, обеспечивая высокую прибыль и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Производственная мощность угледобывающих предприятий отрасли за последнее десятилетие выросла более чем на 40%. Значительная часть производственных активов угольных предприятий находится в собственности частных финансовых групп, угольно-энергетических и металлургических холдингов. Основными крупнейшими игроками угольной отрасли являются:
ОАО «СУЭК», ОАО УК «Кузбассразрезуголь» (УГМК), ОАО «Мечел», ОАО ХК «СДС-Уголь» (угольный дивизион ЗАО ХК «СДС»), ООО «Компания «Востсибуголь», ООО «ЕвразХолдинг» (ОАО ОУК «Южкузбассуголь» и ОАО «Распадская угольная компания»), ООО «Холдинг Сибуглемет», ОАО «Воркутауголь» (дивизион ОАО «Северсталь»), ОАО «Кузбасская Топливная Компания» и др. (табл. 3). На долю этих компаний приходится 72,6% добываемого угля в России. Некоторые из перечисленных корпораций включают в себя предприятия, расположенные в различных экономических районах страны.
 
Крупнейшие компании России, занимающиеся угледобывающей деятельностью
(по данным за 2014 г.) 
Таблица 3
 
Угледобывающая компания Объем
добычи,
млн т
% в общем
объеме
добычи
Объем
перевозок,
млн т
% в общем
объеме
перевозок
ОАО «СУЭК» 98,9 27,7 77,8 22,1
ОАО «УК Кузбассразрезуголь» 43,5 12,2 42,8 12,2
ОАО ХК «СДС-Уголь» 28,5 8 23,7 6,7
ОАО «Мечел» 22,6 6,3 27,3* 7,8
ООО «Компания Востсибуголь» 12,0 3,3 11,3 3,2
ОАО «Воркутауголь» 11,4 3,2 5,6 1,6
ООО «Холдинг Сибуглемет» 10,8 3 9,6 2,7
ОАО ОУК «Южкузбассуголь» 10,8 3 9,7 2,8
ОАО «Кузбасская Топливная
Компания»
10,6 3 9,1 2,6
ОАО «Распадская угольная
компания»
10,2 2,9 7,1 2,0
Остальные компании 98,0 27,4 127,5 36,3
Всего 357,3 100 351,5 100

* Превышение объема перевозок над объемами добычи объясняется сокращением объемов
добычи на месторождениях в Кузбассе и реализацией программы сокращения складских за-
пасов.

Объемы отправления каменного угля крупнейших добывающих компаний в 2014 г. составили порядка 64% общих объемов отправления каменного угля по стране. Метод ы прогнозирования перевозок угля Исходной базой для расчетов объемов перевозок каменного угля по сети железных дорог на перспективу служат отчетные данные о размерах отправления угля по дорогам и крупнейшим станциям. Их анализ производится с целью выявления изменений в перевозках, возникновения новых связей, новых крупных пунктов погрузки и выгрузки и изменения загрузки основных направлений сети железных дорог перевозками угля. Исследуемыми показателями в прогнозном периоде, определяющими перспективную динамику объемов перевозок угольных грузов, являются объемы добычи угля, потребность объектов электроэнергетики, металлургической и коксохимической промышленности в поставках угля, перспективные объемы экспорта угля. В практике разработки перспективных объемов перевозок грузов по сети железных дорог страны используются различные математические и инструментальные методы. При выборе метода прогнозирования перевозок целесообразно уделять внимание таким факторам, как специфика вида транспорта, структура транспортной сети, ее региональные особенности, установившиеся транспортно-экономические связи и другие, а также уровень разработки прогноза (общесетевой, региональный и т. д.). При прогнозировании перспективных объемов перевозок каменного угля железнодорожным транспортом целесообразно ориентироваться на использование методов стратегического маркетинга. Работа по определению перспективных грузовых потоков угольных грузов по сети железных дорог страны и направлений их следования, проводимая на первоначальном этапе разработки прогнозных показателей перевозок угля в соответствии с принципами стратегического маркетинга, связана с анализом степени развития экономик мировых стран и России, анализом состояния угольной отрасли и смежных отраслей, определением рынков сбыта угольной продукции, в том числе международных, и дальнейшее их сегментирование. Таким образом, применение принципов стратегического маркетинга при определении предстоящих объемов перевозок каменного угля, позволяет решать следующие основные вопросы: анализ рынка сбыта угольной продукции; определение прогнозных объемов, точек зарождений и направлений перевозок угольных грузов; разработка перспективных грузопотоков с учетом межотраслевого и межсубъектового баланса.