Развитие Восточного полигона

Транспортный коридор, который обеспечивает взаимодействие экономик Европы и Азии. Именно такое значение имеет сеть железных дорог на Востоке России. В последнее время наблюдается рост грузопотока в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Магистрали должны быть к этому готовы. Устранить дефицит возможностей железнодорожной инфраструктуры могут полигонные технологии.

Восточный полигон расположен в границах 4-х железных дорог – Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной. Он обслуживает транспортные потребности 14-ти субъектов Российской Федерации и обеспечивает транзит для всей страны. Эксплуатационная длина железных дорог составляет более 17 тысяч километров. Полигон имеет 810 железнодорожных станций.

В 2012 году в Иркутске был создан первый на сети Центр управления тяговыми ресурсами. Его положительный опыт работы в значительной степени помог переходу на полигонные принципы управления перевозочным процессом. Через год в 2013-м появился Центр оперативного управления. В 2015-м заработал технологический координационный совет Восточного полигона. Однако отправной точкой стало создание Центра управления перевозками Восточного полигона. Он открылся в 2016 году и объединил в себе все процессы и усилия в организации движения поездов на 4-х железных дорогах. Структура регулирует тяговые ресурсы, вагонный парк, планирует проведение ремонта и модернизацию инфраструктуры. В июне 2017 в Иркутск перевели диспетчерский центр Забайкальской дирекции управления движением. Также в рамках проекта создан Центр управления содержанием инфраструктуры, Восточная дирекция по эксплуатации путевых машин.

Все эти шаги позволяют постепенно переходить от региональных принципов управления к полигонному планированию и организации движения поездов. Внедряются современные технические решения и постепенно устраняются барьерные места.

Параллельно с созданием органов управления реализуется программа развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона на БАМе и Транссибе.

Одна из целей проекта – увеличить пропускную способность БАМа в 2 раза, с 16 до 32 пар поездов в сутки. Для этого строится около 500 километров вторых путей, 85 мостов, разъезды, тяговые подстанции, линии автоблокировки и контактные сети, реконструируются станции. В марте 2018 года завершена сбойка второго Байкальского тоннеля, в 2019-м по нему должен пройти первый поезд. Реализация всего комплекса мероприятий позволит увеличить объем перевозок к 2020 году более чем на 50 млрд. тонно-километров нетто.

С апреля 2017 года на нескольких участках Транссиба, расположенных в границах полигона, началась опытная эксплуатация технологии движения соединенных поездов с увеличением веса поезда до 12600 тонн.

Большое внимание уделяется обновлению локомотивного парка. Только в 2017-м на дорогах появилось 50 новых электровозов и 52 тепловоза. А еще Восточный полигон стал площадкой для запуска более мощных локомотивов. На участке Таксимо – Тында прошли испытания два новых тепловоза, которые способны перевозить до 7100 тонн.

Главной оценкой эффективности Восточного полигона стали показатели работы. Так, за последние 5 лет при росте грузооборота на 25,5 %, участковая скорость увеличилась на 5 %, а средний вес поезда на 3 %.

Особо показательным стал первый год работы ЦУП ВП. За счет структуры в 2017-м обеспечен рекордный за все время грузооборот – почти 790 миллиардов тоннокилометров нетто. Благодаря отлаженной работе теперь становится возможным передача на стыке Восточно-Сибирской и Забайкальской дорог до 100 поездов в сутки.

Деятельность полигона положительно влияет и на развитие 4-х входящих в него дорог.

Красноярская дорога отмечает существенный прирост передачи груженых вагонов по стыкам. К уровню 2012 года она возрасла на 2219 вагонов. На дороге успешно реализуется проект «Транссиб за 7 суток». Ускоренные контейнерные поезда следуют со скоростью 1145,7 км.сутки, что на 51,2 км в сутки больше сетевого значения. В 2017 году по дороге проведено свыше 1200-т соединенных поезда средним весом почти 9 тысяч тонн. С марта 2017 года по Южному ходу дороги организовано регулярное движение поездов весом 6300 тонн. За счёт внедрения пакетного графика движения грузовых составов, разработанного специалистами Красноярской дирекции управления движения и Центра управления перевозками Восточного полигона, пропускная способность линии Междуреченск – Тайшет составляет уже 28 пар поездов в сутки.

Восточно-Сибирская дорога стала центром Восточного полигона. В Иркутске сосредоточены основные органы управления. Между тем на ВСЖД продолжается масштабная модернизация инфраструктуры. За 2 последних года введено в эксплуатацию 7 крупных объектов, которые уже сегодня оказывают влияние на пропускные способности дороги. Это вторые пути, новые разъезды, реконструированные станции. В целом за прошедшие 5 лет модернизировано свыше 1 700 километров железнодорожных путей. Только это позволило дороге повысить скорость движения поездов на 12,4%. Зафиксирован рекорд по суточному грузообороту – в начале апреля 2018 года он составил 662 миллиона тоннокилометров брутто.

Забайкальская железная дорога инициировала разработку единой информационной системы по контролю за локомотивными бригадами при организации вождения соединенных поездов. Она интегрирует данные, необходимые для работы локомотивных бригад на границе Забайкальской и Восточно-Сибирской магистралей. Последние 5 лет на Забжд наблюдается рост участковой скорости. В 2017 году этот показатель вырос, по сравнению с 2016-м, на 1,2%. Это и другие достижения связаны с увеличением локомотивного парка, реконструкцией станций, модернизацией инфраструктуры. Так, в 2017-м проводились работы на 12-и станциях, продолжается электрификация участка Борзя-Забайкальск и другие работы. Парк дороги в прошлом году пополнился 58-ю новыми локомотивами.

Дальневосточная железная дорога сегодня обеспечивает треть экспортных перевозок всей сети Российских железных дорог. В прошедшем году объем внешнеторговых грузов достиг 116 миллионов тонн. Это на 21 миллион больше, чем 5 лет назад. В марте этого года был достигнут максимальный суточный объем выгрузки за всю историю магистрали - 6703 вагона, что на 1100 превышает среднесуточные показатели последних двух лет. За минувшие пять лет построено 2 новых тоннеля и реконструировано 2 старых, обновлены 2 пограничных перехода, идет масштабная модернизация инфраструктуры. В 2018 году в развитие дороги планируется инвестировать 80 миллиардов рублей.

Но все эти перемены – еще не предел. Перед сотрудниками Восточного полигона стоит задача максимальной мобилизации. Средний вес поезда к 2025-му году должен превысить 4000 тонн, участковая скорость на всем протяжении должна быть не меньше 45 километров в час, а скорость доставки грузов вырасти до 500 километров в сутки.

От достижения этих показателей зависит развитие экономики современной России. Ведь Восточный полигон дает жизнь десяткам добывающих и промышленных бизнес-проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. А еще это импульс к укреплению деловых связей с азиатскими соседями нашей страны!