Рекомендации девятой международной научно-практической конференции «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»

В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 27 февраля 2018 г. № 386р 17 – 18 октября 2018 г. в г. Сочи проведена девятая международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» «ТрансЖАТ – 2018» (далее – конференция) и приуроченная к ней выставка достижений в области автоматики и телемеханики (далее – выставка «ТрансЖАТ – 2018»).

На конференции заслушаны доклады и выступления руководителей Центрального аппарата ОАО «РЖД», Центральной дирекции инфраструктуры, представителей проектных, научных и производственных организаций. На конференции так же присутствовали специалисты из Китая, Германии, Латвии, Словении, Монголии, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Украины.

В рамках конференции проведены заседания трех круглых столов, а также деловая игра. Рассмотрены актуальные вопросы по темам цифровая железная дорога, эксплуатационная деятельность, информационные технологии.

Помимо проведения заседаний круглых столов была организована выставочная экспозиция, в которой приняли участие и выступили со стендовыми докладами более 40 разработчиков и производителей устройств и систем ЖАТ. Большое внимание участников конференции было уделено разработкам ОАО «ЭЛТЕЗА», ОАО «Радиоавионика», АО «НПЦ «Промэлектроника», АО «НИИАС». На выставке была представлена современная микропроцессорная техника, средства стационарной и мобильной диагностики устройств СЦБ, перспективные, малообслуживаемые стрелочные электроприводы, элементы защиты от грозовых и коммутационных перенапряжений, система оповещения работающих на пути, технологический инструмент, обучающие тренажеры и многое другое.

Основными темами, которые широко обсуждались в ходе конференции, были:

перспективные направления развития хозяйства автоматики и телемеханики;

создание Цифровой системы комплексного автоматического управления движением поездов;

организация интервального регулирования пакетов поездов с использованием сети цифровой радиосвязи DMR;

изменение технологии работы станционных устройств за счет цифровизации:

многостанционная комплексная централизация;

переход к распределенной системе управления объектами на станции с сокращением кабельных сетей и технических зданий;

автоматизация установки маршрутов;

изменение технологии отправления поезда на участок удаления;

переход к виртуальным точкам контроля;

создание системы единого времени;

моделирование технических и технологических решений;

использование диагностики на ходу поезда;

применение беспилотного управления;

импортозамещение аппаратно-программных средств ЖАТ;

использование беспроводных сетей для обмена данными с удаленными объектами;

использование систем ТДМ с развитой многоуровневой архитектурой построения в качестве интеграционной среды для других систем;

Использование данных систем диагностики и мониторинга ЖАТ для предоставление в другие информационные системы:

объективных данных технического состояния объектов инфраструктуры;

данных о выявленных неисправностях;

данных о выявленных фактах выполнения работ ТОиР;

переход к управлению движения поездов на выделенных полигонах;

применение технологии интервального регулирования на действующей инфраструктуре;

применение технологии интервального регулирования на модернизируемой инфраструктуре;

создание системы интервального регулирования движения поездов с «подвижными блок-участками» с применением цифрового радиоканала;

создание гибридной радиоканальной системы управления и обеспечения безопасности движения поездов типа CBTC с наложением на действующие устройства;

комплексный подход при модернизации инфраструктуры;

реализация программы импортонезависимости аппаратно-программных средств, используемых в комплексах ЖАТ;

создание современного напольного оборудования железнодорожной автоматики и телемеханики;

оптимизация структуры систем управления движением поездов и технологии их обслуживания;

организация скоростного и высокоскоростного движения;

разработка и внедрение устройств, систем, технологий, позволяющих обеспечить принципы бережливого производства и ресурсосбережения, снижение непроизводительных потерь.

Отметить, что для получения наибольшего эффекта в сокращении межпоездного интервала за счет применения автоблокировки с подвижными блок-участками, необходимо оборудовать локомотивы современными устройствами безопасности типа БЛОК или КЛУБ.

Кроме того, участники конференции подтвердили приоритетные задачи развития информационных технологий:

создание единой информационно-управляющей системы хозяйства инфраструктуры;

приоритетное развитие средств мониторинга и диагностики, позволяющих контролировать состояния объектов в едином координатно-временном пространстве;

создание единой комплексной модели инфраструктуры для обеспечения работы на всех этапах жизненного цикла от проектирования до вывода из эксплуатации;

внедрение системы управления ресурсами, рисками и надежностью на стадиях жизненного цикла объектов инфраструктуры;

опережающее развитие сетей передачи данных для обеспечения решения производственных задач ОАО «РЖД», связанных с осуществлением взаимодействия с инфраструктурными объектами в режиме реального времени;

использование цифровых моделей станций и сети ж.д. для планирования технологического развития и увеличения пропускной способности (в том числе за счет использования современных систем управления движением и интервального регулирования).

По результатам работы конференции приняты следующие рекомендации по различным направлениям развития.

 

 

I. Разработка и внедрение систем и элементов систем управления и обеспечения безопасности движения поездов

 

1. Предусматривать применение технологий интервального регулирования с развитием следующих направлений:

переход на бессветофорную сигнализацию использования АЛС как главного инструмента интервального регулирования;

применение цифрового радиоканала как дополнительного средства передачи информации на локомотив, в том числе совместно с рельсовыми цепями;

использование математического моделирования технологии организации движения поездов как метода, гарантирующего эффективность применяемых технических средств, на отдельных участках и полигонах железных дорог.

2. Продолжить разработку и внедрение устройств, систем и технологий, позволяющих сократить межпоездной интервал:

устройств позиционирования поездов и диагностирования состояния инфраструктуры посредством применения виброакустического зондирования с учетом возможности автоматизированного воздействия на устройства интервального регулирования;

устройств передачи сигналов интервального регулирования от устройств позиционирования поездов на борт локомотива, а также обмен между бортами локомотивов следом идущих поездов по радиоканалу;

синхронизации межпоездных интервалов на прилегающих перегонах и главных путях станции;

автоматического изменения расчетных длин участков удаления, длина которых может изменяться в зависимости от установленного маршрута отправления с бокового пути (динамически изменяемых участков удаления);

управления и контроля огнями входных светофоров станций без оборудования релейных шкафов;

программного «макетирования» светофоров (при их неисправности) по главным путям станций с организацией движения по сигналам АЛС, возможность реконфигурации рельсовых цепей на станциях и перегонах при их ложной занятости.

3. Подготовить предложения по системам оповещения работающих на путях для перегонов и ограждение мест производства работ на перегонах для исключения сигналистов.

(Разработчики и изготовители ЖАТ)

4. Актуализировать действующий СТО РЖД 1.19.003-2010 Автоматизированные системы диспетчерского управления движением поездов. Общие технические требования. (ПКБ-И, АО «НИИАС»)

5. Сформировать предложения по реализации дополнительных функций в составе систем ДЦ в части информационного взаимодействия с информационно-управляющими системами смежных хозяйств.

(ПКБ-И, Разработчики систем ДЦ/ДК)

6. В целях реализации задач полигонного управления движением поездов предусмотреть при разработке и модернизации программного обеспечения систем ДЦ/ДК возможность оперативной и гибкой адаптации и переконфигурации системы, включая изменения границ, как отдельных диспетчерских участков, так и нескольких одновременно, независимо от применяемых на них устройств, систем автоблокировки и станционной централизации.

(Разработчики систем ДЦ/ДК)

7. В целях минимизации аппаратных средств и оптимизации ПО, предусмотреть реализацию в составе станционных систем ЖАТ (МПЦ и др.) функции линейных пунктов ДЦ  и возможность управления соседними станциями.

(Разработчики систем МПЦ/ДЦ/ДК)

8. Предусмотреть обеспечение в системах МПЦ/АБ/РПЦ/ДЦ/ДК требований информационной безопасности и киберзащищенности путем применения современных средств защиты информации и защищенных узлов межсетевого взаимодействия.

(Разработчики систем МПЦ/АБ/РПЦ/ДЦ/ДК)

9. При увязке систем диспетчерской централизации, а так  же смежных информационно-управляющих систем обеспечить унификацию протоколов передачи данных, обеспечивающих увязку, как линейной части, так и центральных постов.

(Разработчики МПСУ ЖАТ)

10. Разработать технологию минимизации задержек в движении поездов при отказах элементов систем управления движением на основе комплексного использования функций МПЦ, систем интервального регулирования, локомотивных устройств безопасности, связи и радиосвязи с обеспечением требований безопасности движения.

(Разработчики МПСУ ЖАТ)

 

II. Развитие систем технической диагностики и мониторинга устройств ЖАТ, технологий Big Data и интернета вещей

 

1. Предусмотреть приоритетное развитие средств мониторинга и диагностики, позволяющих контролировать состояния объектов в едином координатно-временном пространстве.

2. Предусмотреть основными направлениями развития СТДМ:

автоматизация процессов измерения, контроля и формирования отчетности при техническом обслуживании устройств ЖАТ с высвобождением ручного труда ШН;

предупреждение отказов технических устройств за счет мониторинга элементов, имеющих деградацию параметров, распределенную по времени;

3. Продолжить развитие ЕК АСУИ МРМ - Ш в части взаимодействия с СТДМ для отображения поездного положения.

(ООО «ОЦРВ»)

4. Проработать технологию применения тепловизора, интегрированного с ЕК АСУИ МРМ - Ш, с целью автоматизации выполнения работ и поиска неисправностей.

(ООО «ОЦРВ»)

5. Реализовать функционал выполнения измерений при взаимодействии ЕК АСУИ МРМ - Ш с универсальным измерительным прибором (мультиметр), в том числе измерений параметров ТРЦ и кодовых сигналов АЛС и АЛС-ЕН.

(ООО «ОЦРВ»)

6. Предусмотреть реализацию функций внутреннего диагностирования оборудования МПСУ, с передачей информации на АРМ-ШН и систему СТДМ верхнего уровня.

(Разработчики МПСУ ЖАТ)

7. В целях минимизации влияния человеческого фактора в рамках модели цифровой железной дороги реализовать функционал оперативного учета сбоев и отступлений в работе АЛС и САУТ в АСУ-Ш-2 по данным от систем мобильной и стационарной диагностики и систем безопасности на локомотивах.

8. Для обеспечения эффективности работы инженеров по мониторингу разработать аппаратно-программный комплекс фильтрации диагностической информации устройств ЖАТ

(ГП ИМСАТ, разработчики СТДМ)

9. В целях развития в СТДМ средств аналитической диагностики  на базе технологии BigData и нейронных самообучаемых сетей предусмотреть в составе программы НТР ОАО «РЖД» разработку:

- комплекса по прогнозированию технического состояния и ресурса работоспособности напольного оборудования и аппаратуры СЦБ;

 

- технических средств комплексной диагностики стрелочных переводов, переводных и замыкающих устройств для обеспечения перехода на систему обслуживания «по состоянию» и снижению трудозатрат;

- алгоритмов прогнозирования для оперативной и аналитической диагностики состояния устройств ЖАТ на основе технологии BigData;

- математической модели (технологии) определения допустимых значений параметров содержания стрелочных переводов и стрелочных электроприводов;

- интеллектуальной системы выявления предотказных состояний рельсовых цепей;

- технологии контроля проведения технического обслуживания УКСПС средствами системы технической диагностики и мониторинга устройств ЖАТ (СТДМ ЖАТ);

- технологии контроля соблюдения технологической дисциплины при выполнении работ по техническому обслуживанию рельсовых цепей на основе данных СТДМ ЖАТ;

- технологии выявления диагностических ситуаций, связанных с переключением фидеров энергоснабжения ЖАТ на станции для повышения оперативности действий инженера ЦТДМ;

- технологии выявления инцидентов СТДМ ЖАТ, связанных с маневровой работой на станции для повышения оперативности действий инженера ЦТДМ;

- технологии выявления инцидентов СТДМ ЖАТ, связанных с путевыми работами на перегоне для повышения оперативности действий инженера ЦТДМ.

(разработчики АСУ хозяйства,  СТДМ)

 

III. Развитие автоматизированной системы управления хозяйством автоматики и телемеханики в рамках ИУС ЦДИ

 

1. Предусматривать применение новых технологий, а именно: BigData, нейросетей машинного обучения, способствующие своевременному принятию решений по вопросам надежности, планирования и развития функциональности железнодорожной инфраструктуры.

(ЦИР, ЦШ)

 2. В целях оптимизации технологических процессов обслуживания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в хозяйстве автоматики и телемеханики предусмотреть переход на безбумажное ведение форм первичного учета по хозяйству автоматики и телемеханики ШУ-2 и     ШУ-6.

(ООО «ОЦРВ»)

 3. В целях комплексной оценки состояния объектов ЖАТ реализовать путем паспортизации объектов ЖАТ полное и актуальное электронное описание объектов ЖАТ с учетом соответствия нормам проектирования и эксплуатации.

(ГТСС, ГП ИМСАТ)

 4. Реализовать автоматизированный учет оборудования и аппаратуры ЖАТ по всему жизненному циклу от изготовления до утилизации с применением штрихового кодирования, в том числе учет результатов заводских испытаний приборов.

(ГТСС, ПГУПС, АО ЭЛТЕЗА)

5. Сформировать требования к системе оперативного управления производственными процессами дистанций СЦБ с созданием единого информационного пространства автоматизированных систем хозяйства автоматики и телемеханики (АСУ-Ш-2, АС-АНШ, ЕК АСУИ, КАСАНТ, АС АПВО, АСУ ВОП, ГИД Урал и др.).

(ПГУПС)

6. Подготовить предложения по разработке системы интеллектуального планирования работ в хозяйстве для создания оперативных и суточных планов работ в ЕКАСУИ.

(ООО «ОЦРВ»)

7. Реализовать в ЕКАСУИ систему планирования работ по текущему состоянию на основе информации о количестве срабатываний вагонных замедлителей и стрелок на горках.

(ООО «ОЦРВ»)

8. Реализовать увязку ЕКАСУИ с комплексом мобильной диагностики ИВК-АЛС.

(ООО «ОЦРВ»)

9. Продолжить развитие ЕКАСУИ МРМ-Ш в части взаимодействия с СТДМ для отображения поездного положения.

10. В рамках развития АСУ-Ш-2 обеспечить разработку задач:

 - автоматизации рекламационно - претензионной работы в подразделениях хозяйства автоматики и телемеханики и АО ЭЛТЕЗА, электронный документооборот рекламационной документации;

(ГТСС, ПГУПС, АО ЭЛТЕЗА)

- автоматизации прогнозирования сроков замены аппаратуры, систем электропитания по данным систем диагностики;

(ПГУПС, ГП ИМСАТ)

- АСУ-Ш-2 для эксплуатации в специализированных дистанциях СЦБ;

11. В рамках развития АС-АНШ обеспечить разработку задач:

- автоматизации формирования многофакторного анализа и прогнозирования показателей надежности устройств ЖАТ;

- автоматизации процесса формирования планов повышения надежности объектов и систем ЖАТ;

- автоматизации процесса управления ресурсами и рисками при назначении капитального ремонта систем ЖАТ;

- автоматизации оценки функционального ресурса технических средств ЖАТ.

(ПГУПС)

12. В целях решения задач перевода действующей технической документации в электронный вид продолжить совершенствование систем распознавания технической документации хозяйства автоматики и телемеханики и разработку специализированных алгоритмов машинного обучения для распознавания принципиальных и монтажных схем.

13. В рамках программы информатизации ОАО «РЖД» и плана НТР ОАО «РЖД» в целях развития технологий работы АРМ-ВТД выполнить разработку:

- СТО РЖД РЖД «Формат графических файлов для хранения  технической документации железнодорожной автоматики и телемеханики в электронном виде. Технические требования».

- универсального редактора технической документации ЖАТ на базе облачных технологий;

- комплекса полного моделирования работы систем ЖАТ на основе технической документации;

- технологии автоматизации синтеза программ полной функциональной проверки систем ЖАТ на основе технической документации.

(ГП ИМСАТ)

 

IV. Проектирование, строительство и производство

 

1. Направить обращение в ОАО «РЖД» о готовности и объемах поставки в трехлетний период отечественных технических средств ЖАТ для полной замены в РЖД старого оборудования ЖАТ.

(Изготовителям (разработчикам) систем управления движением поездов (ЭЦ, ДЦ, АБ)

2. Предусмотреть при проектировании применение систем железнодорожной автоматики и телемеханики, оптимально обеспечивающим пропускную способность, живучесть, надежность, малообслуживаемость, восстанавливаемость, ремонтопригодность и техническую совместимость с действующими объектами инфраструктуры на железнодорожных линиях разных классов.

3. При проектировании переездов предусматривать применение:

оборудования табло обратного отсчета времени;

на переездах с дежурным работником применение совмещенных щитков управления устройствами переездной сигнализации и УЗП и реализацию функции передачи речевой информации на локомотив по радиоканалу при включении заградительной сигнализации на железнодорожном переезде.

4. В целях сокращения затрат на строительство и реконструкцию устройств ЖАТ предусматривать применение многостанционных распределенных систем управления движением с целью сокращения кабельных сетей и технических зданий.

5. Предусматривать применение волоконно-оптических линий связи для управления объектами ЖАТ на станции с целью сокращения медносодержащих кабельных сетей. В целях повышения надежности работы устройств, обеспечения ЭМС и уменьшения капитальных затрат и затрат на эксплуатацию при новом проектировании и строительстве объектов ЖАТ максимально использовать цифровую передачу данных с применением оптоволоконных линий связи.

6. В целях обеспечения применения при проектировании современных технологий интервального регулирования предусматривать:

- применение бессветофорных технологий интервального регулирования с «подвижными» блок-участками для обеспечения пропускной способности перегонов на участках капитального ремонта пути по технологии «закрытого перегона» и обеспечения перспективных объемов перевозок;

- оборудование тягового подвижного состава бортовыми устройствами безопасности КЛУБ-У, цифровой радиосвязью с реализацией возможности безостановочного проследования запрещающего сигнала со скоростью не более 20 км/час для увеличения пропускной способности перегонов прошедших модернизацию с внедрением постоянно-действующей двухсторонней автоблокировки;

- применение бессветофорных технологий интервального регулирования с «подвижными» блок-участками, реконструкцию горловин станций для обеспечения перспективных объемов перевозок, оборудование тягового подвижного состава бортовыми устройствами безопасности, цифровой радиосвязью в комплексных проектах.

7. Предусматривать применение технических средств по обеспечению информационной безопасности и киберзащищенности микропроцессорных систем управления, включая безопасное межсетевое взаимодействие по сетям СПД, а также средств физической защиты аппаратно-программных средств и локальных сетей на объектах инфраструктуры посредством применения инженерно-технических средств защиты на объектах инфраструктуры.

(АО «ЭЛТЕЗА»)

8. Применять единую (сквозную) маркировку продукции (штрих-кодирование, QR-код), считывателей с целью учета движения продукции от изготовителя до потребителей, вплоть до утилизации, исключая поставку контрафактной продукции.

(АО «ЭЛТЕЗА»)

9. В целях реализации процесса в едином информационном пространстве по единым правилам и исключения необходимости ведения бумажного документооборота полной согласованности бизнес-процессов (бизнеса в режиме онлайн) продолжить автоматизацию процесса рекламационно-претензионной работы с максимальным включением в контур всех участников процесса.

(АО «ЭЛТЕЗА», ПГУПС, ГТСС)

 

 

V. Эксплуатация технических средств ЖАТ.

 

1. Продолжить разработку и внедрение устройств и технологий, позволяющих сократить затраты на техническое обслуживание и ремонт с учетом снижения времени нахождения обслуживающего персонала в зоне движения поездов:

устройств автоматизированного контроля прижатия остряка к рамному рельсу и сердечника крестовины к усовику;

устройств автоматизированного измерения и контроля сопротивления изоляции электрических цепей по отношению к «земле» и между собой, с учетом возможности автоматического воздействия на устройства при критических отклонениях от норм;

устройств автоматизированного контроля отсутствия нарушения шунтового режима рельсовых цепей под подвижными единицами;

технологии обслуживания устройств ЖАТ по состоянию взамен технологии повторно-периодического обслуживания.

2. Предусматривать технологическое сопровождение работы дорожных и региональных полигонных ДЦУП с решением следующих задач:

оказание технической и технологической поддержки и проведение консультаций представителей эксплуатационного штата ДЦУП;

актуализация сопровождаемых МПСУ ЖАТ в соответствии с действующими проектными данными, обновление версий программного обеспечения;

анализ случаев нарушений нормальной работы МПСУ ЖАТ непосредственно на объекте.

(ПКБ И)

3. С целью повышения надежности отечественных приборов ЖАТ и улучшения стойкости к воздействию грозовых и коммутационных перенапряжений повысить требования к нормам испытательных напряжений с доведением их до уровня, применяемого передовыми производителями.

4. Предусмотреть совершенствование комплексной защиты оборудования ЖАТ на объектах от воздействия атмосферных и коммутационных перенапряжений, влияния тягового тока в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58232-2018 «Объекты железнодорожной инфраструктуры. Комплексная защита от атмосферных и коммутационных перенапряжений. Общие требования». 

5. В целях развития средств дистанционного обучения эксплуатационного штата обеспечить в рамках программы информатизации ОАО «РЖД»:

- развитие автоматизированной обучающей системы хозяйства АиТ (АОС-ШЧ) для организации дистанционного обучения и предсменного тестирования;

- разработку электронных курсов и предсменных инструктажей для СДО РЖД и АОС-ШЧ;

- внедрение на железных дорогах системы «Самоподготовка-тестирование-допуск».

(ПГУПС, НОВОТРАНС)

6. В рамках развития и тиражирования средств тренажерной подготовки в подразделениях хозяйства автоматики и телемеханики выполнить разработку измерительных обучающих стендов для:

- числовой кодовой автоблокировки (ИОС ЧКАБ)

-  блочной маршрутно-релейной централизации (ИОС БМРЦ)

- автоблокировки системы АБТЦ (ИОС АБТЦ)

(ПГУПС, НОВОТРАНС)

3. Продолжить развитие автоматизированных обучающих комплексов, тренажеров с применением 3D-моделей.

(ПГУПС, НОВОТРАНС)

 

 

 

Начальник Управления

автоматики и телемеханики

Центральной дирекции инфраструктуры                                            В.В.Аношкин

 

 

 

Исп. Перечесова О.В., ПКБ И

(499) 260-01-80