Сбойка второго Байкальского тоннеля на БАМе

Сбойка второго Байкальского тоннеля на БАМе
Модернизация БАМа и Транссиба
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. №1860-р ОАО «РЖД» реализует проект реконструкции и модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, во многом определяющий долгосрочное развитие экономики региона и страны в целом.
Основная задача – убрать на Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях участки, которые сейчас сдерживают движение и ограничивают пропускную способность.
Реализация проекта требует применение всех новейших технологий и оборудования. Инфраструктура должна удовлетворять всем потребностям, как сегодня, так и в будущем.
Цель проекта – увеличить пропускную способность БАМа в 2 раза, с 15 до 32 пар поездов в сутки. Для этого на территории всего Восточного полигона необходимо построить и реконструировать порядка 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 680 км линий автоблокировки, 350 км контактной сети, 19 тяговых подстанций, 85 мостов и построить новый Байкальский тоннель.
Распоряжением Правительства РФ от 24 октября 2014 г. №2016-р, утвержден паспорт проекта, определяющий основные параметры его реализации, в том числе порядок и объем предоставления средств государственной поддержки.
Проект развития Восточного полигона также включает в себя многие объекты Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. За 5 лет по проекту освоено свыше 105 млрд. руб. инвестиций (52% от плана).
В 2016 - 2017 году введено в эксплуатацию 7 крупных объектов, которые уже сегодня оказывают влияние на пропускные способности дороги. Это вторые пути на перегонах Предленский - Чудничный, Чудничный - Звездная, Таксимо - Лодья, новые разъезды на перегонах Звездная - Ирдыкан, Аку - Шиверы, Таку - Куанда, Реконструкция ст. Слюдянка-2. В целом за прошедшие 5 лет модернизировано 1 769,2 км железнодорожных путей на 41,9 млрд. руб., что позволило дороге повысить скорости движения  поездов.
В инфраструктуру ВСЖД в 2017 году было инвестировано порядка 35 млрд. руб. Из них 24,9 млрд. руб. направлено на модернизацию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. В 2018 году, магистрали предстоит освоить порядка 60 млрд руб. На Восточный полигон будет направлено более 43 млрд руб.
 
Реконструкция ст. Тайшет
На ВСЖД идет реализация инвестиционного проекта по реконструкции станции Тайшет, которую называют «Воротами БАМа». Проект предусматривает реконструкцию транзитного парка, нечетных парков прибытия и отправления, а также строительство двухпутного подхода абаканского направления Красноярской железной дороги.
В настоящее время ведется активная работа по реализации первого этапа проекта, включающего в себя развитие грузового двора. Его размещение в районе четного сортировочного парка позволит значительно ускорить передачу местных вагонов к погрузочно-выгрузочным фронтам, уменьшить маневровые передвижения в транзитном парке и, как следствие, повысить пропускную способность станции в целом. На первом этапе реконструкции необходимо модернизировать пост электрической централизации № 1. Это устранит препятствия для организации продвижения поездопотока во всех направлениях.
 В октябре 2017 г. на станции сдали в эксплуатацию административно-бытовой комплекс. Новое здание соединено с главным офисом теплым переходом. Ожидается ввод в эксплуатацию грузового двора общего пользования, где будет осуществляться работа с 40-футовыми контейнерами. Это позволит расширить сервисные услуги, предоставляемые станцией грузоотправителям.
Второй этап реконструкции предусматривает модернизацию и удлинение транзитного парка под составы с углем из Кемерова. Третий – строительство развязки для примыкания второго пути перегона Тайшет – Тагул абаканского направления. На четвертом этапе реализации проекта будет реконструирован нечетный парк отправления и нечетная сортировочная горка, а на пятом – нечетный парк прибытия.
Первые три этапа реконструкции станции Тайшет планируется закончить до 2020 г. Инвестиции в проект по предварительным данным составят 8 млрд. руб.
Тайшет сегодня – это мощнейшая сортировочная станция, работающая на четыре направления, которая имеет четную и нечетную сортировочные системы, предназначенные для приема, отправления и формирования поездов. В сутки вагонооборот станции составляет более 15 тысяч вагонов, на сортировочных горках перерабатывается более 5 тысяч вагонов. Протяженность станции превышает 11 км.
 
Мост через р. Лена
Практически готов второй железнодорожный мост через реку Лена в черте города Усть-Кут (участок Лена-Восточная – разъезд Чудничный), строительство которого было начато в 2015 году в рамках инвестиционного проекта по модернизации Восточного полигона. Новый мост включает в себя четыре пролетных строения длиной от 45 до 132 м. Его общая длина составляет 417 м. Конструкция имеет, так называемое, северное исполнение, которое позволяет эксплуатировать сооружение в сложных природно-климатических условиях. Общая стоимость проекта 686,1 млн. руб.
В 2018 году мост должен быть сдан в эксплуатацию. Это даст возможность сделать перегон двухпутным, увеличив тем самым пропускную способность с 12 до 123 пар поездов в сутки.
 
Байкальский тоннель
Однако одним из самых масштабных объектов в программе модернизации БАМа и Транссиба стало строительство второго Байкальского тоннеля на перегоне Дельбичинда-Дабан ВСЖД. Его общая протяженность 6682 м. К реализации приступили в октябре 2014 года. Прокладка шла в 35 метрах слева по ходу движения, параллельно построенной в прошлом столетии первой ветке. Работы выполнялись тоннелепроходческим комплексом «LOVAT RM 394DS», который ранее применялся на строительстве автомобильных и железнодорожных трасс в олимпийском Сочи. Основная сложность работ на севере Байкала заключалась в том, что скальник Байкальского хребта богат подземными водами, поэтому для их отвода параллельно построены две штольни протяженностью 1743 и 1500 м. Их пробивали горновзрывным способом и закончили в ноябре 2017 года. Также пройдены две эвакуационные штольни протяженностью по 232 м. От сейсмической активности в регионе тоннель защищен сборной железобетонной отделкой.
Особенность ТПК «LOVAT RM 394DS» в том, что он способен совмещать проходку с монтажем обделки. Мощный ротор, пробивает породу, по ленте измельченная масса сразу поступает на поверхность. Следом производится монтаж высокоточной обделки из железобетонных блоков, которые собираются вместе в единое замкнутое кольцо. Среднесуточная скорость проходки варьировалась от 7 до 12 метров. На объекте было задействовано полторы тысячи человек и более 1000 единиц транспортных средств, горно-шахтного оборудования и строительно-дорожных машин.
В марте 2018 завершена сбойка тоннеля. Теперь строителям предстоит выполнить укладку пути, электрифицировать объект, закончить отделочные работы. Срок сдачи тоннеля в эксплуатацию запланирован на 2019 г. Его запуск позволит увеличить пропускную способность участка Лена – Северобайкальск с 15 до 25 пар поездов в сутки.
Общая стоимость строительства второго Байкальского тоннеля превышает  35 млрд. руб. (Данные НИНВ, по данным ДКРС стоимость 37,1 млрд руб.)
Действующий в настоящее время однопутный Байкальский тоннель является одним из самых «барьерных» мест Восточно-Сибирской железной дороги. Пропускная способность перегона Дабан – Дельбичинда практически исчерпана.